Неоконченное преступление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. В реальной действительности преступления бывают двух видов: оконченные и неоконченные. Наибольший интерес для практического изучения вызывают неоконченные преступления, которыми признаются действия направленные непосредственно на совершение преступления, но прерванные либо по причинам, не зависящим от посягавшего лица, либо прерванные по его воле.

Содержание

Глава 2 Приготовление к преступлению. 7
Глава 3 Покушение на совершение преступления. 12
Глава 4 Добровольный отказ от преступления. 16
Глава 5 Наказание за неоконченное преступление 22
Заключение 24
Список использованных нормативных материалов 26
Список использованной литературы 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

неоконченное преступление готовая работа.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

В теории уголовного права и судебной практике покушение  на преступление принято делить на оконченное и неоконченное. В основу такого деления положен субъективный критерий, базирующийся на представлении самого субъекта о степени завершенности своих действий (бездействия).

Оконченное  покушение – это такое покушение, при котором виновный выполнил все, что считал необходимым, однако преступный результат не наступает или преступление не завершается по объективным, не зависящим от него обстоятельствам. Например, выстрел с целью лишить жизни потерпевшего, дача взятки при помощи третьего лица. Виновный при этом убежден, что все зависящее от него выполнено, и преступный результат должен наступить. Однако, этого не происходит (виновный промахивается или потерпевшего спасает своевременно оказанная помощь; третье лицо присваивает себе взятку, либо лицо, которому предназначалась взятка от нее отказалось).

Неоконченное покушение – это такое покушение, при котором виновный по не зависящим от него обстоятельствам еще не выполнил всех необходимых, с его точки зрения, преступных действий (бездействия) и тем самым ещё не завершил своего преступления (например, субъект пытается совершить грабеж, но ему воспрепятствовали некие посторонние граждане).

Оконченное  покушение обычно, при прочих равных условиях, всегда более опасно, чем  неоконченное. По своим основным признакам  оно ближе к оконченному преступлению, однако, между ними необходимо проводить четкую грань. В отличие от оконченного преступления, при оконченном покушении не наступает преступный результат, к достижению которого стремился виновный, или не совершаются полностью все общественно опасные действия, объективно необходимые для завершенности преступления.

Деление покушения  на оконченное и неоконченное имеет  большое практическое значение. Степень  завершенности покушения учитывается  при назначении наказания (оконченное покушение опаснее неоконченного), а также при решении вопроса о добровольном отказе от совершения преступления. Однако некоторые ученые-правоведы считают, что критика деления покушения на оконченное и неоконченное довольно обоснованна. Причиной тому они выделяют то, что всякое покушение прерывается дальше или ближе к последствиям преступления помимо воли субъекта, поэтому заслуга пресечения начатого исполнения состава преступления должна отдаваться именно тому, кто остановил преступление, а не тому кого прервали в действиях.13

Что касается наказания за покушение на преступление, то оно назначается с учетом общих начал назначения наказания за уголовные преступления. Ответственность за покушение на преступление наступает по той же самой статье Особенной части Уголовного Кодекса РФ, что и за оконченное преступление, со ссылкой на статью 30 Уголовного кодекса РФ. При непосредственном назначении наказания за покушение на преступление учитываются характер и степень общественной опасности всех действий, совершенных виновным, степень осуществления преступного намерения и обстоятельства, в силу которых задуманное преступление не было доведено до конца.

 

Глава 4 
Добровольный отказ от преступления.

Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления  к преступлению либо прекращение  действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Таким образом, добровольный отказ возможен лишь на первых двух стадиях совершения преступления - стадии подготовки к совершению преступления и стадии исполнения объективной стороны деяния - до стадии наступления общественно опасных последствий. После того, как последствия наступили возможно только деятельное раскаяние.

Лицо не подлежит уголовной ответственности  за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. Добровольность отказа означает отсутствие причин, препятствующих доведению преступления до конца. Если лицо, начавшее изнасилование, понимает, что не может его осуществить по физиологическим причинам, и прекращает свои действия, это не добровольный отказ от совершения преступления, поскольку дальнейшее совершение преступных действий объективно невозможно по обстоятельствам, не зависящим от воли лица. Отказ должен быть окончательным, т. е. не связываться с желанием продолжить осуществление преступного намерения в более удобное или подходящее время. Например, понимая, что могут быть замеченными в утренние часы, виновные решают совершить хищение со склада в ночное время, когда легче скрыться с места совершения преступления.

Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности только в том случае, если фактически совершенное  им деяние содержит иной состав преступления. Мы уже говорили о том, что при подготовке к преступлению или при начале исполнения его объективной стороны лицо может выполнить иной состав оконченного преступления: при подготовке к убийству - изготовить холодное оружие, при подготовке к мошенничеству - подделать документы и т. д. В подобных случаях отказ от основного преступления исключает ответственность только за это основное преступление. Ответственность за другое преступление, от совершения которого лицо не отказалось, наступает на общих основаниях.

Добровольный отказ не следует  смешивать с деятельным раскаянием. Как уже говорилось их отличие, во-первых, определяется временными границами: добровольный отказ возможен только до наступления  общественно опасных последствий, деятельное раскаяние - после их наступления, в связи с этим при добровольном отказе нет состава преступления, при деятельном раскаянии он налицо. Во-вторых, различие касается правовых последствий того и другого: добровольный отказ полностью исключает ответственность за данное преступление, деятельное раскаяние, как правило, рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность (хотя в УК РФ 1996 г. количество случаев, когда деятельное раскаяние влечет полное освобождение от уголовной ответственности, значительно увеличилось). В-третьих, деятельное раскаяние, в отличие от добровольного отказа, не может быть связано с пассивным поведением лица. Если для добровольного отказа достаточно прекращения начатых действий при осознании возможности доведения их до конца, то деятельное раскаяние представляет собой активное поведение по оказанию помощи пострадавшим людям, возмещению причиненного ущерба, явке с повинной, способствованию раскрытию преступления, изобличению соучастников и т. д.

В УК РФ установлены особенности  добровольного отказа соучастников преступления. Организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

Если действия организатора или  подстрекателя не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания.

В уголовном законодательстве большинства  государств существует принцип ненаказуемости лиц, по собственной воле отказавшихся от доведения до конца своего преступного намерения. Причины, объясняющие такой подход, лежат в экономии мер уголовной репрессии. Однако главной является оценка общественной опасности таких лиц. Добровольное прекращение преступной деятельности "свидетельствует, или же заставляет предполагать, что виновный доступен чувству раскаяния, жалости, угрызений совести, а государство не может игнорировать эти проявления человеческой природы, не может забывать, что возбуждение раскаяния составляет одно из желаемых последствий уголовной кары, оправдывая отчасти самое существование наказания'4.

В уголовном праве и законодательстве России конца XIX и XX вв. институт непривлечения  добровольно отказавшихся к уголовной  ответственности рассматривался как  способ дать последнюю возможность лицу, намеревающемуся совершить преступление, удержаться "на краю пропасти".

В УК 1960 г. такая норма была сформулирована неудачно. Не было дано само понятие  добровольного отказа, в связи  с чем его применение на практике базировалось на теоретических посылках, а не на законе. В действующем УК "добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца" (ч. 1 ст. 31 УК).

Основанием освобождения от уголовной  ответственности является отсутствие состава преступления. В поведении  добровольно отказавшегося от преступления лица нет признаков оконченного преступления (отсутствуют общественно опасные последствия) и нет признаков приготовления или покушения на преступление (лицо добровольно, а не вынужденно прекращает деяние).

Таким образом, добровольный отказ - это  основание не привлекать к уголовной ответственности лицо, которое отказалось от доведения начатого преступления до конца.

Из данного определения очевидна совокупность трех условий, необходимых  для освобождения лица.

1. Отказ от доведения преступления  до конца должен быть добровольным, т. е. осуществленным без принуждения со стороны других лиц. Если отказ был вынужденным, это может свидетельствовать о том, что общественная опасность деяния (и лица) не исчезла и потому не исключает уголовной ответственности. Надо иметь в виду, что инициатива добровольного отказа может исходить от родственников, знакомых, предполагаемой жертвы преступления, работников правоохранительных органов. Важно другое - решение прекратить преступление лицо принимает по своей воле.

2. Добровольный отказ должен  быть безусловным (окончательным), а не отсрочкой до более удобного случая либо с целью запастись новыми орудиями, привлечь соучастников и т. д.

3. Добровольно отказываясь, виновный должен осознавать возможность доведения преступления до конца. Все три условия должны рассматриваться в совокупности.

Мотивы добровольного отказа могут  быть любыми: раскаяние, жалость к  жертве, неуверенность в возможности  скрыть преступление, страх перед  суровым наказанием. Для моральной  оценки личности значимы мотивы, свидетельствующие  о начале позитивных изменений в его сознании (раскаяние, чувство жалости и др.), но для освобождения от уголовной ответственности приемлем любой мотив. Самое главное, что, отказавшись добровольно и окончательно от доведения преступления до конца при объективно существующей возможности его совершить, лицо показывает, что оно и его деяние утратили общественную опасность.

Наряду с условиями освобождения от уголовной ответственности закон (ч. 3 ст. 31 УК) указывает: "Лицо, добровольно  отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления". Например, если, намереваясь лишить жизни кого-либо, виновный похищает огнестрельное оружие, а затем добровольно отказывается от убийства, то он освобождается от уголовной ответственности за это преступление, но должен отвечать по ст. 226 УК за хищение оружия.

Добровольный отказ возможен, когда  лицо еще не выполнило всех тех  действий, которые оно считало  необходимыми для совершения преступления. Отказ от продолжения действий означает, что преступление совершено не будет.

Стадия оконченного покушения, по мнению большинства ученых-криминалистов  России, исключает разговор о добровольном отказе, так как на этом этапе  преступник объективно и осознанно сделал все необходимое для наступления последствий (промахнувшись после целенаправленного выстрела, виновный выполнил полностью объективную сторону умышленного убийства. Здесь ни от чего уже отказаться нельзя и лицо должно отвечать за покушение на убийство). Профессор Н. Д. Дурманов считает, что добровольный отказ возможен и на этой стадии преступления, если совершенные действия еще не успели вызвать общественно опасные последствия. Добровольный отказ в этом случае должен проявиться в действиях, направленных на недопущение или предотвращение преступных последствий1. В принципе с этим можно согласиться, но при обязательном учете всех признаков, характерных для добровольного отказа, и особенно - сознавало ли лицо возможность довести преступление до конца. Кроме того, следует учесть, способен ли был виновный объективно сохранять власть над развивающимся от его первоначальных действий ходом событий. Предотвратить наступление последствий можно лишь тогда, когда воля виновного и объективные обстоятельства, влиявшие на развитие ситуации, не противоречат друг другу. Пытаясь предотвратить уничтожение подожженного дома, лицо должно сознавать, что объективно может это выполнить. Здесь должна быть учтена локализация очага, сила и направленность ветра, пожаростойкость строения и ряд других обстоятельств. С высказанным мнением можно согласиться как с исключением из общего правила.

Добровольный отказ соучастников преступления имеет свои особенности, которые рассматриваются в соответствующей  главе учебника. Здесь же целесообразно изложить новеллу, принятую законодателем о добровольном отказе всех иных соучастниках, кроме исполнителя. Часть 4 ст. 31 УК гласит: "Организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления".

Из содержания закона видно, что  добровольный отказ организатора, подстрекателя  и пособника должен выражаться в  форме активных действий, направленных на прекращение преступления, начатого исполнителем. Все названные лица обычно принимают участие в совместной преступной деятельности до начала совершения преступления, создавая необходимые условия для успешной реализации задуманного. В связи с этим для добровольного отказа необходимо, чтобы они активными действиями ликвидировали созданные ими ранее условия и, таким образом, сделали невозможным совершение преступления исполнителем. Для организатора и подстрекателя это - любое сообщение органам власти о готовящемся при их участии умышленном преступлении, либо совершение иных действий, например убеждение исполнителя добровольно отказаться от задуманного, оборона объекта посягательства, задержание исполнителя. Физический пособник, предоставивший исполнителю орудия или средства совершения преступления, должен их изъять. Интеллектуальный пособник, содействовавший началу преступления советами, информацией, необходимой для успешной преступной деятельности исполнителя, а также заранее обещавший скрыть преступника, средства (орудия), следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а также заранее обещавший приобрести или сбыть такие предметы, должен активными действиями предотвратить преступление или хотя бы изъять тот вклад, который он внес в преступную деятельность (отказаться от ранее данных обещаний).

Информация о работе Неоконченное преступление