Наличие мотива ревности при совершении преступлений против личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические и социально-политические преобразования, которые за последнее время произошли в нашей стране, вызвали необходимость существенного изменения правовой системы государства, совершенствования законодательства. Следует отметить, что реформы в области юриспруденции проходили достаточно долго, сложно, проблематично, главным образом, из-за жизненных реалий, которые опережали становление тех или иных устоев в обществе. Тем не менее, на данный период времени мы с определенной долей уверенности можем говорить о значительном совершенствовании законодательства в Российской Федерации, в том числе и уголовного; о том, что в нем нашли отражение те социально-экономические и е-г социально-политические изменения, которые произошли в стране в последнее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие мотива преступления………………………………………..6
Глава 2. Что такое ревность…………………………………………………….11
Глава 3. Ревность как мотив……………………………………………………19
Глава 4. Квалификация преступлений, совершенных по мотиву ревности…23
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая УП.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Глава 3. Ревность как мотив.

 

Поведение человека, в том числе и противоправное, характеризуется сложным психологическим процессом, в котором участвуют все компоненты личности. Решающее значение в этом процессе принадлежит мотиву, который определяет побудительную и содержательную сторону противоправного поведения. Мотив преступного поведения есть внутреннее побуждение, которое выражается в стремлении субъекта достичь желаемого результата (цели) путем совершения общественно опасного деяния.

По общему правилу, мотив преступления - побуждение осознанное, однако, как показывает судебная практика, мотив совершения преступления не всегда осознается виновным. Особенно это характерно для преступлений, совершаемых по мотиву ревности. Осознанию данных побуждений могут противостоять различные факторы: аффективные реакции; психологическое состояние виновного лица и ряд других обстоятельств.

Ревность как мотив преступления выражается в стремлении лица сохранить значимое благо для себя посредством противоправного действия. Она проявляется и воспринимается людьми по-разному, вызывая к жизни различные эмоциональные состояния, сопровождающиеся зачастую применением силовых методов, которые ведут к преступным последствиям. Хотя чувство ревности в отдельных случаях может играть роль определенного стимулятора на поступки социального значения, однако этот мотив по своему социальному содержанию является низменным, аморальным. Ревность - есть проявление эгоизма, собственнических отношений, перенесенных на близких людей14.

В правовой литературе противоречиво решается вопрос о разграничении таких мотивов, как ревность и месть. Несмотря на внешнее сходство указанных мотивов, природа их возникновения различна. Месть, возникая на почве личных неприязненных отношений, связана с намеренным причинением зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания и тем самым восстановить некое психологическое равновесие мстителя. Ревность же, напротив, возникает в сугубо личностных, интимных отношениях между партнерами. Смысловое содержание ревности заключается в стремлении виновного сохранить к себе эмоциональное расположение потерпевшего, желании восстановить чувство любви и привязанность определенного лица.

Необходимо также отграничивать мотив ревности от хулиганских побуждений. В основе хулиганских побуждений лежит стремление в вызывающей форме проявить себя, выразить пренебрежение к обществу, другим людям, законам и правилам общежития; зачастую они проявляются по незначительному внешнему поводу, когда ни ситуация, ни будущий потерпевший не располагают к такому проявлению. Ревность - более узкое понятие в том плане, что она обусловлена личностными, интимными отношениями, которые, как правило, носят скрытый характер.

Большие трудности в судебной практике возникают при квалификации преступлений на почве ревности в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванным обнаруженной изменой. Убийство на почве ревности может рассматриваться как совершенное в состоянии аффекта, если измена, которая явилась причиной преступления, выразилась в стремлении изменяющей стороной достичь цели исключительным цинизмом унизить честь и достоинство другой стороны, и тем самым, если она приобрела черты тяжкого оскорбления.

Социологическое исследование личности преступника, совершившего преступления по мотиву ревности, и особенностей его поведения выявило ряд общих закономерностей и черт. Наибольшее количество преступников приходится на возрастную группу от 30 до 39 лет. Образовательный уровень рассматриваемой категории лиц превалирует над аналогичным уровнем преступников, совершающих преступления против личности по иным мотивам. Однако достаточно высокий уровень образования этих лиц, не соответствует его реальному применению в социальной сфере.  

Среди психологических черт преступников-ревнивцев наиболее часто проявляется такое эмоциональное состояние лица, как повышенная тревожность, сопряженная с агрессивностью.

 Индивидуализация наказания  преступника, причинившего вред потерпевшему на почве ревности, требует всестороннего изучения данных, характеризующих поведение личности преступника и потерпевшего, как до совершения преступления, так во время и после него. Необходимо также исследовать характер конфликтной ситуации и все обстоятельства окружающей среды, а также степень развитости индивидуально-психологических свойств личности. Изучение судебной практики показывает, что ревность как мотив преступления по своему содержанию не является показателем повышенной общественной опасности совершенного преступления и личности преступника, однако данный мотив играет важную роль при определении уголовной ответственности. При назначении наказания виновным за преступления на почве ревности в каждом конкретном случае подход должен быть индивидуальным.

Факторами, способствующими совершению преступлений на почве ревности, являются главным образом недостатки нравственного семейного воспитания, особенно недостатки, связанные с формированием у личности правильного понимания интимной жизни, взаимоотношения полов. Неграмотность в вопросах половой жизни нередко приводит к семейным конфликтам, к совершению на этой почве насильственных преступлений.

Одной из важных мер предупреждения преступлений, совершенных на почве ревности, является формирование у личности на раннем этапе психологического развития правильного понимания интимной жизни и воспитание культуры взаимоотношения полов15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Квалификация преступлений, совершенных по мотиву ревности.

Вопрос о квалификации преступлений против личности, совершенных в состоянии аффекта по мотиву ревности, давно является объектом внимания в уголовно-правовой литературе.

Прежде всего понятие ревности относится не только к отношениям между супругами, но и к более широкой области межчеловеческих отношений. Чувство ревности может возникать между родителями и детьми или другими родственниками, между женихом и невестой, между любовниками, друзьями. Ревность существует между гомосексуалистами, причем иногда она достигает высокой степени и приводит к совершению преступлений против личности.

Уголовное законодательство Российской Федерации никогда не связывало вопрос о ревности только с какой-то определенной группой отношений людей. Поэтому ограничение круга отношений, в которых возможно проявление ревности в криминальном плане, лишь отношениями между супругами, представляется необоснованным.

Второй момент, на котором следует остановиться в связи с рассматриваемым вопросом, заключается в том, что авторы, говорящие о ревности, возникающей между супругами, сводят супружескую неверность к тому, что называется прелюбодеянием (половая связь лица, состоящего в браке, с посторонним лицом). Однако нарушением супружеской верности может быть не только прелюбодеяние, но и иное выражение чувств одного из супругов к другому лицу (например, признание в любви, поцелуи). Такие действия, относящиеся к интимной области, также могут "послужить поводом для ревности.

Не подлежит сомнению, что измена, нарушение верности может быть сильнейшим провоцирующим фактором, порождающим аффект и преступление.

Бесспорно, что измена не может считаться насилием.

Основным предметом дискуссии является положение о возможности отнесения измены к тяжким оскорблениям. Обычно этот вопрос обсуждается на примерах, связанных с супружеской изменой. Одни авторы считают измену супруга тяжким оскорблением, другие отстаивают противоположную точку зрения.

Сторонники первой из указанных позиций, считая измену оскорблением, должны исходить из того понимания оскорбления, которое содержится в уголовном законодательстве. Совершенно справедливо мнение М. Д. Шаргородского о том, что «один и тот же термин в законодательстве, где бы он ни встретился, имеет то же самое значение». Идет ли речь об оскорблении со стороны виновного или со стороны потерпевшего , термин «оскорбление» в рамках одного закона должен пониматься одинаково. Оскорбление — это умышленное унижение чести и достоинства личности. Для признания действия оскорблением необходимо, чтобы оно было совершено с прямым умыслом и имело целью унижение чести и достоинства. Однако человек, испытывая чувство любви или привязанности к другому, не ставит такой цели. Более того, поставить такую цель невозможно. Помимо этого нужно учесть, что человек, начавший вдруг испытывать новую привязанность или любовь, чаще всего старается скрыть это чувство от того, кому он изменяет или может изменить. При таких обстоятельствах нельзя говорить о цели унижения чести и достоинства.

Сущность оскорбления состоит в том, что другому человеку дается определенная оценка, унизительная для него с точки зрения морали и его самооценки, и эта оценка предполагает совершение активных действий в отношении него. Но, совершая измену, человек не дает супругу такой оценки и не предназначает свои действия в сфере новых отношений тому, кому изменяет.

Кроме того, при оскорблении умысел субъекта непременно должен охватывать форму унижения чести и достоинства. Этому обстоятельству придается решающее значение при оценке действия как оскорбления. Согласно ч. 1 ст. 130 УК унижение чести и достоинства должно выражаться в неприличной форме. Но нет ничего неприличного (в уголовно-правовом понимании этого слова) в перенесении своих чувств на другого человека и даже в самом факте супружеской неверности.

Следовательно, действиям, которые являются супружеской изменой, и проявлениям неверности в других видах взаимоотношений людей не присущи те особенности, которые характерны для оскорбления. Поэтому они не могут считаться оскорблением в уголовно-правовом смысле.

Наконец, в подтверждение этого вывода можно привести еще одно соображение. Если признать супружескую измену оскорблением (а тем более — тяжким), то, чтобы быть последовательным, надо прийти к выводу, что она является уголовно наказуемым деянием, и, в частности, супруг, неверный брачному союзу, может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 130 УК РФ. Это положение, не нуждающееся, на наш взгляд, в комментариях, также показывает ошибочность критикуемой нами уголовно-правовой конструкции.

«Приравнивание» признаков одного общественно опасного деяния к признакам другого означает подмену одного деяния другим и ведет к неправильной юридической квалификации. В рассматриваемых случаях квалификация по ст. 107 УК РФ невозможна, поскольку отсутствует один из важнейших элементов объективной стороны привилегированного состава — провокация, в частности, в виде тяжкого оскорбления.

В литературе указывалось на то, что трудно не признать тяжким оскорблением измену, происшедшую в присутствии одного из супругов. В связи с этим необходимо уточнить, что понимается под словами «в присутствии». Если речь идет о случае, когда перед обманутым супругом вдруг открылась картина измены, несмотря на то, что потерпевший скрывал это, то, по изложенным выше соображениям, говорить об оскорблении нельзя. Другое дело, если действия, выражающие измену, сознательно совершаются в присутствии другого супруга с умыслом унизить его. Но такие действия имеют самостоятельное значение и при наличии всех необходимых признаков являются тяжким оскорблением независимо от чувства, вызванного осознанием измены. Проиллюстрируем это положение примером из практики одного из районных судов Ленинградской области.

Необходимо также выяснить, не подпадает ли супружеская измена под категорию «иные противозаконные действия».

Закон не регулирует дружеские, интимные отношения, и они входят в сферу морального регулирования, поскольку невозможно установить юридические права и обязанности в отношении любви и дружбы и предписать человеку, кого ему следует полюбить или с кем быть в близких отношениях. Поэтому никакое изменение этих отношений не является противозаконным действием. Если говорить даже о прелюбодеянии как крайней форме супружеской измены, то и его нельзя признать противозаконным действием.

По действующему законодательству России вступление в брак не ограничивает половую свободу человека. Вопросы интимного порядка остались за пределами правового регламентирования. Никто из супругов не приобретает каких-то особых прав и обязанностей на половое общение с другим супругом. Любой из них может распоряжаться собой в сфере половых отношений по собственному усмотрению. Каждый человек имеет право на такое сексуальное поведение, какое представляется ему наиболее предпочтительным (за исключением случаев, прямо запрещенных в уголовном законе). И законодатель не считает, что затрагиваемые этим интересы другого лица нуждаются в правовой защите, даже если речь идет об отношениях между супругами внутри правового института, каким является брак.

Таким образом, никакое изменение в сфере дружеских, любовных, интимных отношений, в том числе и супружеская измена, не может считаться противозаконным действием. Поэтому супружеская измена не может рассматриваться как провокация.

За такое преступление виновный должен нести ответственность на общих основаниях. Но это не означает, что супружеская измена и состояние сильного душевного волнения не получают уголовно-правовой оценки.

Убийство из ревности в некоторых случаях может быть признано совершенным в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта). Такое убийство чаще всего сопряжено с тяжким оскорблением со стороны потерпевшего. Так Судебная коллегия Верховного Суда РФ изменила приговор нижестоящей инстанции, переквалифицировав действия Б. с ч. 1 ст. 105 УК РФ на ст. 107 УК РФ, признав ее виновной в убийстве из ревности, совершенном в состоянии аффекта, при следующих обстоятельствах. Б., узнав от мужа о его интимной близости с П., а также и о венерическом заболевании у него, привела П. домой, где в присутствии мужа просила оставить мужа и семью в покое. В ответ на это П. заявила, что если захочет, то разрушит семью, стала нецензурно выражаться, оскорблять ее честь и достоинство, схватив за волосы, применила физическое насилие. Такое поведение П. вызвало у Б. сильное душевное волнение, в состоянии которого Б. ударила П. ножом, причинив последней смерть. Как в дальнейшем пояснила Б., она не помнит обстоятельств, связанных с появлением у нее ножа и нанесением ею ножевого ранения П. После случившегося у нее было сонное состояние, вялость, закрывались глаза. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями мужа, свидетеля. По заключению экспертов, проводивших комплексную судебно-медицинскую экспертизу, Б. проявляет  признаки невротической субдепрессии, в момент совершения преступления находилась в состоянии эмоционального напряжения, которое оказывало существенное влияние на ее поведение.

Информация о работе Наличие мотива ревности при совершении преступлений против личности