Мотив и цель умышленного преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому уголовное право не ограничивается принципом виновной ответственности, но стоит на позиции субъективного вменения. Это означает, что при решении вопроса об уголовной ответственности и наказании лица, совершившего преступление, не только принимается во внимание виновное отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям, но и учитываются другие элементы субъективной стороны преступления - его мотивы, цели и эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение мотивов и целей преступления, их значения в уголовном праве Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика мотива
умышленного преступления 5
Глава 2. Цель умышленного преступления 9
Глава 3. Значение мотива и цели в преступлениях,
совершенных по неосторожности 14
Глава 4. Соотношение и значение мотива и цели преступления 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мотив и Цель умышленного преступления.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

При преступной небрежности снижение у личности критической оценки сложившейся ситуации зависит от множества факторов. Это может быть связано не только с отсутствием социального опыта субъекта, уровнем его профессиональной или иной подготовки, но и с эмоциональным состоянием, собранностью личности, способности к ориентировке в окружающей действительности и т.п.

9 Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., Издательская группа Норма-Инфра. 2006. С. 404.    '

18

 

ГЛАВА 4. Соотношение и значение мотива и цели преступления

В предыдущих главах нашей курсовой работы мы узнали, что действия человека всегда обусловлены определенными мотивами и направлены на достижение определенных целей. Правильная оценка любого поведения невозможна без учета его мотивов и целей. Это в полной мере относится и к оценке уголовно-правового поведения. Мотив и цель - это психические явления, которые вместе с виной образуют субъективную сторону преступления.

Мотивов преступления называют обусловленные потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении.

Цель преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления.

Мотив и цель тесно связаны между собой. Исходя из определенных потребностей, человек испытывает сначала неосознанное влечение, затем -сознательное стремление к удовлетворению потребности. На этой основе формируется цель поведения. Цель преступления возникает на основе преступного мотива, а вместе мотив и цель преступления образуют ту базу, на которой рождается вина как определенная интеллектуальная и волевая деятельность субъекта, связанная с преступлением и протекающая в момент его совершения. Общественно опасные последствия охватываются мотивами и целям только в умышленных преступлениях. Применительно к неосторожным деяниям нельзя говорить о преступных мотивах и целях, и законодатель никогда не включает эти признаки в составы преступлений, совершаемых по неосторожности10.

Мотивы и цели преступления всегда конкретны и, как правило, формулируются в диспозициях норм Особенной части или в статьях Общей

10 Дагель   П.С.   Неосторожность.   Уголовно-правовые   и   криминологические   проблемы,   «Юридическая

19

 

части УК: цель завладения чужим имуществом при пиратстве (ст. 227 УК), цель подрыва эколомической безопасности и обороноспособности Российской Федерации при диверсии (ст. 281 УК), цель скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК); мотивы хулиганские (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК), корыстные (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК) либо, напротив, мотив сострадания к потерпевшему (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК) и т. д. Но в некоторых нормах УК мотивы имеют обобщенную характеристику как низменные (ст. 153, 155 УК) либо носящие характер иной личной заинтересованности (ст. 196, 285 УК и др.). В последнем случае должно быть точно установлено содержание мотива и обоснован вывод, почему мотив признается низменным или имеющим характер личной заинтересованности.

Для правильной уголовно-правовой оценки большое значение имеет классификац ля мотивов и целей. Наиболее практически полезной представляется классификация, основанная на моральной и правовой оценке мотивов и целей. С этой точки зрения все мотивы и цели преступлений можно разделить на две группы: 1) низменные и 2) лишенные низменного содержания11.

Низменными следует считать те мотивы и цели, с которыми законодатель связывает усиление уголовной ответственности либо в рамках Общей части, оценивая их как обстоятельства, отягчающие наказание, либо в рамках Особенной части, рассматривая их в конкретных составах преступления как квалифицирующие признаки, а также в качестве признаков, с помощью которых конструируются специальные составы преступлений с усилением наказания по сравнению с более общими составами подобных преступлений (например, захват заложника - ст. 206 УК как частный случай незаконного лишения свободы - ст. 127 УК).

К низменным нужно отнести такие мотивы, как хулиганские (п. «и» ч. 2 ст. 105, ст. 245 УК), корыстные (п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «з» ч. 2 ст. 126, п. «з» ч. 2 ст. 206 УК),.национальной, расовой, религиозной ненависти либо вражды (п. «е» ч. I ст.

11 литература», Москва. 2006. С. 109.

20

 

63 УК), связанные с осуществлением  потерпевшим служебной деятельности  или выполнением общественного  долга (п. «ж» ч. 1 ст. 63 УК) и др.

К низменным целям относятся такие, как цель скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК), цель использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105, п. «ж» ч. 2 ст. 152 УК), цель вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления ( п. «е» ч. 2 ст. 152 УК), цель прекращения государственной или политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК), цель свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 279 УК), цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК) и др.

Мотивы и цели, с которыми закон не связывает усиление уголовной ответственности путем создания специальных норм с более строгими санкциями, или путем придания им значения квалифицирующих признаков, или путем признания их обстоятельствами, отягчающими наказание, относятся к не имеющим низменного содержания (месть, ревность, карьеризм, личная неприязнь и т. п.). В отдельных случаях мотив может иметь значение обстоятельства, смягчающего наказание, например мотив сострадания к потерпевшему(п. «д» ч. 1ст. 61 УК).

Мотив и цель могут иметь троякое значение, как и другие факультативные признаки состава преступления12 .

Во-первых, они могут становиться обязательными, если введены в состав конкретного преступления как необходимое условие уголовной ответственности. Так, мотив корыстной или иной личной заинтересованности -обязательный признак субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), а цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ- обязательный признак диверсии (ст. 281 УК).

Во-вторых, мотив и цель могут выступать в качестве квалифицирующих признаков.   Например,   похищение   человека   из   корыстных   побуждений

         12Наумов А.В.Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. Изд-во Бек. Москва. 2006. С. 87.

21

 

повышает опасность этого преступления и превращает его в квалифицированный вид (п. «з» ч. 2 ст. 126 УК). Цель вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления также превращает торговлю несовершеннолетними в квалифицированный вид этого преступления, влекущий усиление наказания (п. «е» ч. 2 ст. 152 УК).

В-третьих, в случаях, когда мотив и цель не входят в основной состав преступления и не предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков, они могут служить обстоятельствами, смягчающими или отягчающими наказание, хотя и не влияют на квалификацию13 . Так, совершение преступления по мотиву мести за правомерные действия других лиц рассматривается как обстоятельство, усиливающее наказание в рамках санкции, установленной за совершенные преступления (п. «ж» ч. 1 ст. 63 УК). Напротив, совершение преступления по мотиву сострадания признается обстоятельством, смягчающим наказание ( п. «д» ч. 1 ст. 61 УК).

Итак, преступление является важнейшей категорией уголовного права. Все другие понятия и категории уголовного права связаны с преступлением.

Наука уголовного права рассматривает преступление не как абстрактную категорию, неизменную, раз и навсегда данную, ни от чего не зависимую, а как реальную социальную категорию, тесно связанную с другими, обусловливающими ее появление и существование социальными явлениями. Рассматривая преступление подобным образом, наука уголовного права устанавливает, что преступление является исторически изменчивой категорией, которая существовала не всегда, а возникла на определенном этапе развития человеческого общества: с общественным разделением труда, образованием частной собственности, делением общества на классы, с появлением государства и права14  .

Итак, субъективную сторону преступления в соответствии с действующей доктриной уголовного права образуют три элемента: вина в

13 Лазарев Л.В. Новое уголовное право России. Общая часть. Учебник. М., БЕК. 2006 С. 180

14 Уголовное право  Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И. Я. Казаченко, 3. А. Незнамова М. 2006. С.

22

 

21

 

форме умысла либо неосторожности, мотив и цель преступления. При конструировании составов отдельных преступлений законодатель также оперирует этими понятиями. При этом термин «мотив» заменяется в ряде случаев на «побуждения», «заинтересованность» и т.д. Например, в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрена ответственность за убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, в п. «и» ч. 2 ст. 105 УК за убийство из хулиганских побуждений, в п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести и т.д. Вместе с тем в тексте закона определяется только вина (ст. ст. 25 -27 УК). Дефиниции мотива и цели не нашли законодательного воплощения.

В специальной литературе отмечается, что, хотя мотив и цель имеют много общего, они не тождественны15. Эту мысль разделяют все авторы без исключения. Однако при комментировании отдельных статей УК, в которых признаком состава выступает цель преступления, иногда эти два понятия отождествляются. Так, высказывается мысль о том, что хищение совершается с корыстным мотивом. В примечании к ст. 158 УК РФ субъективная сторона кражи представлена корыстной целью.

Безусловно, в большинстве случаев мотив хищения корыстный. Но при этом не следует исключать и иных мотивов. Если лицо действует из «благих» побуждений, но при этом преследует в том числе и цель незаконного обогащения третьих лиц, то, на наш взгляд, содеянное при наличии остальных признаков хищения следует квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против собственности.

Причем это правило подлежит распространять не только на соучастников преступления, но и на лиц, совершивших хищение единолично.

Аналогичные суждения высказываются в комментариях к иным статьям, в которых   в   качестве   признака   состава   преступления   предусмотрена   цель.

274-276.

15 Петин И. А. Мотив и цель как сущностные критерии поведения индивида и вменения преступного вреда //

Российский следователь. 2008. № 6. С. 23.

23

 

Представляется, что отождествление двух различных элементов субъективной стороны преступления вряд ли допустимо. Замена цели мотивом при толковании закона приводит к «декриминализации» деяний. Ведь если есть корыстный мотив, то обязательно присутствует и корыстная цель. Обратное, вообще говоря, неверно. Если лицо преследует корыстную цель, то это еще не значит, что оно действует из корыстных побуждений.

Вторая проблема формально - логического характера, связанная с установлением мотива преступления, на которую необходимо обратить внимание при исследовании предписаний Особенной части, касается некоторых традиций толкования. Речь идет о необходимости специальных побуждений в некоторых случаях даже при отсутствии законодательно закрепленного требования их наличия. Взять, например, хулиганство. В соответствии с ч. 1 ст. 213 УК оно определяется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Как видно, мотив преступления в УК не конкретизирован, что дает все основания предположить возможность совершения хулиганства и из иных побуждений, например, в связи с неприязнью к потерпевшему.

С формальной стороны такая логика толкования ст. 213 УК безупречна. Что же касается содержательной стороны, то здесь также не исключен вариант оценки деяния, совершенного не из стремления противопоставить себя окружающим, как хулиганства.

Наряду с виной внутренний мир человека взаимосвязан с совершенным деянием через мотивы, цели, эмоциональные составляющие. Отсюда следует, что основания и пределы субъективного вменения не только зависят от содержания и формы вины, но и во многом связаны с иными психическими обстоятельствами, в частности с мотивом и целью. Цель и мотив являются обязательным элементом состава преступления16  .

16 Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации, М: Издательская группа Норма-Инфра. 2006. С.

24

 

Мотив, цель и эмоциональные составляющие наряду с виной лица являются не только основаниями субъективного вменения, но и факторами, определяющими его пределы. При этом субъективное вменение, его объем, содержание, глубина и пределы во многом зависят от характера и особенностей проявления мотива, цели, эмоциональных составляющих, механизма их формирования, условий их взаимосвязи, места их в системе других компонентов психики и т. д.

Анализ мотива, цели, иных элементов психики позволит раскрыть свойства, содержание, формы и характер функционального проявления каждого из перечисленных компонентов психики при совершении преступления.

Во-первых, мотив и цель преступления могут превращаться в обязательные признаки состава преступления, если законодатель вводит их в состав конкретного преступления в качестве необходимого условия уголовной ответственности.

Во-вторых, мотив и цель могут изменять квалификацию, то есть служить признаками, при помощи которых образуется состав того же преступления с отягчающими обстоятельствами.

В-третьих, мотив и цель могут служить обстоятельствами, которые без изменения квалификации смягчают или отягчают наказание, если они не указаны законодателем при описании основного состава преступления и не предусмотрены в качестве квалификационных признаков.

Мотивы и цели преступления могут в отдельных случаях служить исключительно смягчающими обстоятельствами и в этом качестве обосновать назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление санкцией нормы Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации (статья 64 УК РФ), либо лечь в основу решения об освобождении от уголовной ответственности или от наказания.

25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Мотив и цель умышленного преступления