Лишение свободы как вид наказания в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Среди различных видов уголовного наказания, предусмотренных новым Уголовным кодексом Российской Федерации, лишение свободы занимает по своей значимости особое положение. Речь идет об изоляции человека от общества, лишении его свободы, ограничении определенных прав, применении принуждения от имени государства за совершенное преступление. Лишение свободы оказывает самое сильное воздействие на осужденного, особенно на лиц, впервые осужденных к лишению свободы, способствует восстановлению социальной справедливости, предупреждению совершения новых преступлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Лишение свободы в системе уголовного наказания
Глава 2. Лишение свободы на определенный срок
2.1 Лишение свободы на определенный срок. Понятие и размеры
2.2 Виды исправительных учреждений для отбывания наказания
Глава 3. Пожизненное лишение свободы
3.1 Специфика пожизненного лишения свободы как вида наказания
3.2 Ограничения в назначении пожизненного лишения свободы
Заключение
Список использованной литературы
Законодательные и другие нормативные акты
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

В первоначальной редакции ч.6 ст.88 УК РФ предусматривалось отбывание лишения свободы несовершеннолетними лицами мужского пола, впервые осужденными к этому наказанию в воспитательных колониях общего режима, а ранее отбывавшими лишение свободы в воспитательных колониях усиленного режима. Такой же порядок назначения различных видов воспитательных колоний для отбывания наказания в форме лишения свободы несовершеннолетними лицами мужского пола устанавливался в прошлом и в п.6 ст.24 УК РСФСР 1960 г.

Законом РФ от 9 марта 2001 г. воспитательные колонии усиленного режима были упразднены. Следовательно, теперь все несовершеннолетние мужского пола, отбывали ли они лишение свободы в прошлом или же направляются в места лишения свободы впервые, отбывают это наказание в единых воспитательных колониях.

Несовершеннолетние женского пола отбывали и ныне отбывают наказание только в единых воспитательных колониях.

Представляется, что установление различных видов  режима воспитательных колоний для  рассматриваемых категорий несовершеннолетних мужского пола было обоснованно. Повторное  осуждение несовершеннолетнего к лишению свободы свидетельствует о неудаче предшествовавшего отбывания этого наказания, что предполагало усиление режимных правил отбывания ими лишения свободы. Однако УИК РФ не предусматривал деления воспитательных колоний на два вида, а предлагал единые режимные правила для воспитательных колоний как общего, так и усиленного режима. Упразднение Законом от 9 марта 2001 г. деления воспитательных колоний по видам режима представляется спорным. Многолетняя практика, сложившаяся в период существования СССР, показала обоснованность дифференцированного подхода к различным по общественной опасности категориям несовершеннолетних осужденных.

Однако в  известной мере это обстоятельство уравновешивается тем, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы  впервые, начинают отбывать это наказание  в обычных условиях, а отбывающие его повторно - в строгих. Вероятно, такое решение рассматриваемой проблемы было избрано именно вследствие его упрощенности по сравнению со сложной регламентацией более строгих режимных правил отбывания наказания несовершеннолетними рецидивистами.

В соответствии со ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Это правило обоснованно, так как перемещение осужденных из одного региона в другой экономически обременительно для государства. В 2006 г. перевозками осужденных и лиц, заключенных под стражу, занимались 16,4 тыс. человек. За 2005 г. было перевезено 25,14 тыс. осужденных и лиц, заключенных под стражу, а в 2007 г. - на 10% больше.

Кроме того, перемещения  осужденных из одного места лишения  свободы в другое затрудняет их контакты с близкими, осложняет проблему бытового и трудового устройства освобожденных  из мест лишения свободы и т.д.

Однако порой  это неизбежно, так как не во всех субъектах федерации имеется полный набор всех видов мест лишения свободы. По состоянию на январь 2006 г. в России было, в частности, 13 тюрем, 64 воспитательные колонии (из них только 3 для несовершеннолетних женского пола), 33 исправительные колонии для женщин (из них 3 - строгого режима). Только в 10 исправительных колониях для женщин имеются дома ребенка. Отметим также неравномерное распределение осужденных по регионам и периодическое «перенаселение» отдельных видов мест лишения свободы. По прогнозам, к концу 2004 г. в местах лишения свободы будут отбывать наказание 700 тыс. осужденных. Причем, например, в колонии особого режима, вероятно, поступят около 10 тыс. человек сверх лимита.

В ряде регионов страны периодически возникает дефицит  каких-либо видов мест лишения свободы. В целях его устранения в ч.2 ст.74 УИК РФ внесено изменение, согласно которому в одной колонии могут образовываться изолированные участки с различными видами режима. Так, в колонии общего режима возможно создание изолированного участка для содержания заключенных, которые должны отбывать наказание в колониях строгого режима, и наоборот. Однако совершенно очевидно, что не удастся организовать комбинированные колонии для содержания несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин.

Для управления колонией с упомянутыми изолированными участками необходимо привлечь дополнительные кадры.

УИК РФ устанавливает  безналичный порядок приобретения лицами, отбывающими лишение свободы, продуктов питания и предметов  первой необходимости. Согласно этой норме деньги, находящиеся в распоряжении осужденных, делятся на две части. Использование первой части никак не ограничивается, а второй - строго лимитировано. К первой части относятся деньги, заработанные осужденным в процессе отбывания наказания, пенсии и социальные пособия, ко второй - иные средства.

Максимальный  размер использования иных средств  в зависимости от вида места лишения  свободы установлен в ст.121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. В силу Закона от 9 марта 2001 г. суммы, которые осужденный имеет право ежемесячно тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, значительно увеличились.

Так, в колонии  общего режима до введения анализируемых  изменений УИК РФ осужденный, находившийся в обычных условиях содержания, имел право приобретать по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, составляющую до 50% минимальной заработной платы, в облегченных условиях - до одной минимальной заработной платы. В настоящее время эти суммы увеличены: первая - до трех минимальных заработных плат, вторая теперь не имеет ограничения.

Лица, отбывавшие наказание в колониях особого  режима, согласно прежним правилам, могли ежемесячно тратить на покупки  сумму, составляющую до 30% от минимальной  заработной платы, а находившиеся в облегченных условиях - до 60% минимальной заработной платы. Теперь эти суммы возросли соответственно до одной и двух минимальных заработных плат.

Лица, отбывающие наказание в строгих условиях содержания в исправительных колониях, могут пользоваться только заработанными деньгами.

Без каких-либо ограничений расходуют деньги беременные женщины и женщины, имеющие детей  в доме ребенка колонии в возрасте до трех лет (до введения изменений  в УИК РФ они могли тратить  суммы, составляющие до 1,5 минимальных заработных плат), инвалиды I и II групп (ранее - до одной минимальной заработной платы).

Рассматриваемые новшества вызваны стремлением  к дальнейшей либерализации исполнения наказания в форме лишения  свободы. В какой-то мере они будут  способствовать и решению проблемы обеспечения осужденных продуктами питания. В 2002 г. государство имело возможность выделять на питание осужденных не 18 руб. в сутки, как это было положено, а только 10 руб.

Об уровне гуманизма  по отношению к лицам, лишенным свободы, в известной мере можно судить по режимным правилам, определяющим порядок получения ими посылок, передач и бандеролей. Так, в соответствии со ст.28 ИТК РСФСР у осужденных, отбывавших лишение свободы в исправительно-трудовых колониях, право на получение посылок и передач возникало лишь по отбытии ими не менее половины срока наказания. Вес посылок и передач не мог превышать 5 кг. В исправительно-трудовых колониях общего режима в течение года можно было получать три посылки или передачи (ст.62 ИТК РСФСР); в исправительно-трудовых колониях усиленного режима - две (ст.63 ИТК РСФСР); в исправительно-трудовых колониях строгого режима - одну (ст.63 ИТК РСФСР). Получение посылок или передач в тюрьмах не разрешалось.

В соответствии с УИК РФ число передаваемых осужденным посылок и передач значительно увеличилось, а их вес возрос до веса почтовой посылки. Так, осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях общего режима в облегченных условиях, в течение года могут получить 12 посылок или передач; в обычных условиях - шесть; а в строгих условиях - три (ст.121 УИК РФ).

Даже в тюрьме содержащийся на общем режиме осужденный может получить в течение года две посылки или передачи, а  на строгом режиме - одну посылку  или передачу.

В воспитательных колониях несовершеннолетние, отбывающие наказание в льготных условиях, могут получать посылки и передачи без каких-либо ограничений; в облегченных условиях - 12 в течение года; в обычных условиях - восемь; в строгих - четыре (ст.133 УИК РФ).

В соответствии со ст.90 УИК РФ (в первоначальной редакции) больные осужденные, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей в доме ребенка колонии, имели право на получение дополнительных посылок и передач в количестве и ассортименте, определенными в соответствии с медицинскими заключениями. Законом от 9 марта 2001 г. рассматриваемое предписание изменено. Отныне в отношении осужденных к лишению свободы женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях, все ограничения количества получаемых посылок и передач отменены.

Отметим, что  в § 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено: если осужденные переводятся в лечебно-профилактические учреждения из штрафных и дисциплинарных изоляторов, либо помещений камерного  типа, единых помещений камерного типа, одиночных камер колоний особого режима, либо со строгого режима в тюрьмах в связи с членовредительством или симуляцией болезни, то время их нахождения в лечебно-профилактических учреждениях в срок отбывания меры взыскания не засчитывается. Тем самым подчеркивается опасность, злостность нарушения режима отбывания наказания в виде членовредительства или симуляции болезни.

В исправительных колониях общего режима и, как правило, в воспитательных колониях осужденные начинают отбывать наказание в общих условиях содержания.

По отбытии  не менее шести месяцев срока  наказания в общих условиях в  исправительных колониях общего режима при отсутствии взысканий за нарушение  режима и добросовестном отношении  к труду осужденному могут  быть предоставлены облегченные условия содержания.

В воспитательных колониях установлен трехмесячный минимальный  срок нахождения в обычных условиях отбывания наказания, по отбытии  которого возможен перевод осужденных на облегченные условия содержания. В строгих условиях начинают отбывать наказание в воспитательных колониях лица, повторно осужденные к лишению свободы, и лица, совершившие в процессе отбывания лишения свободы новое умышленное преступление.

В Законе от 9 марта 2001 г. установлено, что при рассматриваемых  переводах осужденных из обычных на облегченные условия содержания в минимально необходимый срок, по отбытии которого такие переводы возможны, засчитывается время нахождения осужденных в следственном изоляторе со дня заключения под стражу, если они не были признаны злостными нарушителями порядка нахождения (режима) в этом учреждении (ч.1 ст.120, ч.2 ст.132 УИК РФ).

В статьях 18, 25 Закона от 9 марта 2001 г. определено: если осужденный в период пребывания в СИЗО не признан  злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то срок его нахождения в обычных условиях в колонии общего режима и воспитательной колонии исчисляется со дня заключения под стражу. Однако в данном предписании допущена ошибка: во время нахождения лица в СИЗО до вступления приговора в законную силу наказание отсутствует.

Такая льгота предусмотрена  только для лиц, отбывающих наказание  в исправительных колониях общего режима и воспитательных колониях. Подобное нововведение призвано стимулировать  законопослушание лиц, находящихся  в СИЗО. К тому же оно смягчает карательное содержание наказания в процессе его отбывания рассматриваемыми категориями лиц в исправительных колониях общего режима и в воспитательных колониях.

Если в СИЗО находится лицо, в отношении которого приговор вступил в законную силу, то оно уже начало отбывать наказание, и признание его злостным нарушителем режима осуществляется в соответствии с предписаниями ст.116 УИК РФ. На иных лиц, содержащихся под стражей, действие УИК РФ не распространяется.

В уголовно-исполнительном праве в соответствии с принципами дифференциации назначения и исполнения наказания различные группы осужденных отбывают лишение свободы: а) в разных видах мест лишения свободы (тюрьмах и колониях); б) на строгом и общем режиме в тюрьме и исправительных колониях различных видов режима; в) в различных условиях содержания в исправительных колониях.

Что касается колоний-поселений, то к исполнению осужденными наказания  в них указанный подход отношения  не имеет. Поэтому единые режимные правила  установлены в колониях-поселениях: а) для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; б) для впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; в) для лиц, положительно зарекомендовавших себя в исправительных колониях общего и строгого режимов и вследствие этого переведенных в колонию-поселение. Но общественная опасность указанных категорий лиц неодинакова, поэтому целесообразно установить в рассматриваемых видах колоний-поселений какие-либо элементы дифференциации исполнения наказания.

За годы перестройки  фактически разрушилась система  общеобразовательного и профессионально-технического обучения в местах лишения свободы.

В 1999/2006 учебном  году здесь работали 199 общеобразовательных  вечерних школ и 145 учебно-консультативных  пунктов.

В этот период в  системе ГУИН функционировали 737 исправительных колоний и 64 воспитательные колонии. Если допустить, что общеобразовательная  школа имелась в каждой воспитательной колонии, то на исправительные колонии  их остается существенно меньше: одна школа на 5-6 исправительных колоний. В том же учебном году общеобразовательное обучение охватило только 42 182 осужденных, из них в сфере начального обучения - 983 человека, основного общего - 6097 человек, полного среднего - 5727 человек. Положение следует признать катастрофическим.

Вместе с  тем, в ст.112 УИК РФ определено: в  исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного  общего образования. Это предписание  выполняется лишь частично. Не намного лучше организовано в местах лишения свободы и профессионально-техническое обучение. Поэтому часть 4 ст.108 УИК РФ, посвященная организации и проведению профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы, дополнена следующим предписанием: с учетом имеющихся возможностей администрация исправительных учреждений оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.

Информация о работе Лишение свободы как вид наказания в РФ