Курс лекций по "Российскому уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:48, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Российское уголовное право"

Прикрепленные файлы: 1 файл

Rossyskoe_ugolovnoe_pravo_Kurs_lektsy_Chast(1).doc

— 1.36 Мб (Скачать документ)

 

Всё реформирование уголовного законодательства первых трех четвертей XIX в. проходило под эгидой классического направления в У.п., ярчайшими представителями которого были А. Фейербах., Г. Штюбель и К. Грольман.

 

Классическое направление в У.п. акцентировало внимание главным образом на преступлении и наказании в отрыве этих явлений от самой социальной действительности.

 

Во второй половине XIX в. возникает антропологическое направление, представители которого были: Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Ф. Лист, Г. Тард и др.

Они обратили внимание на необходимость изучения личности преступника и причин преступности.

 

Отцом русской юриспруденции, по мнению Н.С. Таганцева, следует считать Семёна Ефимовича Десницкого (умер в 1789 г.), который был первым учёным россиянином по кафедре уголовного права Московского университета, оставившим после себя значительные научные труды по многим отраслям права, в том числе и уголовного.

 

В России наука У.п. возникла в начале XIX в., но бурно стала развиваться в 60-е годы, в условиях пореформенной России.

 

Подавляющее большинство  отечественных криминалистов —  А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский. П.П. Пустороелев и др. придерживались идей классического направления в У.п.

 

Другие учёные – М.М. Ковалевский, И.Я. Фойницкий и С.В. Познанцев сочетали идеи классического  направления с социологическим.

 

Были сторонники и  иных направлений,  в частности  Д.И. Дриль придерживался взглядов антропологов и социологов.

 

Видными представителями  социологического направления были М.Н. Гернет и А.А Пионтковский (старший), творившие уже и в советский  период.

           

После краткого экскурса в историю становления науки, отметим, что - Уголовно-правовая наука — это составная часть юридической науки.

Она представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, о принципах уголовного права, об истории уголовного права и перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве.

 

Соответственно  науке уголовного права  характерен собственный предмет и метод.

 

Предмет науки уголовного права шире предмета уголовного права как отрасли права.

Наука уголовного права  изучает закономерности возникновения, функционирования и развития уголовного законодательства, а также механизм уголовно-правовой охраны и уголовно-правового регулирования. Кроме того, в предмет науки уголовного права входят: а) история развития уголовного законодательства; б) уголовное законодательство зарубежных государств; в) история науки уголовного права.

(В основе абзаца статья Юрия Владимировича Голик, (дюн, профессор) «Метод уголовного права» //Журнал российского права, №1, 2000.)

Как ни странно, вопрос о методе уголовного права не привлекал длительное время серьезного внимания ученых. В советский период это отчасти объяснялось "решением" всех принципиальных вопросов теорией марксизма - ленинизма, когда в любом учебнике по уголовному праву можно было прочесть, что "советская наука... основана на единственно подлинно-научном методе - методе материалистической диалектики". В какой-то мере это объяснялось элементарным страхом теоретиков поднимать острые вопросы, которые становились действительно острыми, и не только на бумаге. Достаточно упомянуть об имевших место в нашей недалёкой истории компаниях поиска вредителей в теории уголовного права, прокатившихся по судьбам многих людей.Так, к примеру, выглядели названия некоторых публикаций того времени (30-е годы). Например, статья Волкова Г.И. «Классовая природа преступлений по советскому уголовному праву»; Маньковского Б.С. «Положение на фронте теории социалистического уголовного права»; Славина И. «Вредительство на фронте советского права». Название этих работ говорит само за себя: "фронт", "вредительство" и тому подобные «боевые» настроения. Можно подумать, что авторы ставили перед собой задачу одолеть не преступность, а тех, кто ей действительно пытался противостоять).

Метод научного исследования - чрезвычайно важный инструмент познания. От правильно выбранного метода зависит достоверность полученных результатов. Фрэнсис Бэкон - английский философ - еще 400 лет назад удачно сравнил метод со светильником, освещающим путнику неизвестную дорогу в темноте.

Обращаю Ваше внимание, что не следует смешивать  понятия "метод" и "методология". 

Метод - это способ получения результата, избранный исследователем путь познания, это конкретные приемы и операции действия и воздействия.

Методология - понятие интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные теоретические концепции, диалектические категории и законы, обще - и частно-научные методы.

Метод и методология - понятия разные, но тесно связанные  друг с другом.

В самом общем  виде методы науки уголовного права могут быть подразделены на -  формальные и содержательные.

К первым относятся догматический, сравнительно-правовой, историко-правовой.

Ко вторым - философский, социологический и криминологический. Деление это достаточно условное, как и всякая классификация, и носит вспомогательный характер.

Догматический метод позволяет уяснить смысл правовой нормы с помощью анализа ее логической конструкции и значения терминов, использованных законодателем.

Сравнительно - правовой метод, заключается в анализе норм уголовного права в сравнении с другими нормами. Как правило, в сравнении с нормами и институтами уголовного права зарубежных стран. Другая обязательная составляющая данного метода компаративистский или сравнительно-исторический аспект заключается в сравнении норм и институтов уголовного права с аналогичными институтами других отраслей российского права. Например, арест известен, помимо уголовного, уголовно - процессуальному, уголовно - исполнительному, административному праву.

Историко-правовой или исторический метод дает возможность взглянуть на нормы и институты уголовного права через призму собственно исторического развития уголовного права и уголовно - правовой науки.

Философский или диалектический метод очень часто сводят к использованию «в уголовно - правовом исследовании основных законов и категорий диалектики».

Социологический метод заключается в проведении различных конкретно - социологических исследований.

 Криминологический  метод - сродни социологическому, но позволяет понять, как уголовный закон сказывается на уровне и динамике преступности: ведет к снижению, дает рост или является статистически безразличным.

Одним из важнейших  вопросов любой науки является вопрос о её структуре.

Наука также  подразделяется на две неразрывные  части - общую и особенную. Исторически  раньше возникла особенная часть, появление  общей части любой отрасли  права, науки – показатель зрелости последней.

Общая часть науки базируется на трёх «китах»: учении об уголовном законе; учение о преступлении и учение о наказании.

Социальная роль науки проявляется в её функциях, в том числе познавательной (описание и объяснение), объяснительной, предсказательной (прогностической)  и практической.

 

История российского  уголовного законодательства.

(5 вопрос)

Библейские заповеди «не убий, не укради» основываются на том, что убийство и кража были самыми древними видами общественно  опасных деяний, от совершения которых  предостерегал этот древнейший религиозный памятник.

Первые уголовно-правовые запреты возникли из древних обычаев кровной мести

Само собой, в первом писаном источнике права, а именно Русской правде предусматривались  нормы уголовного права (11-13 в.в.), которые  нашли свое развитие в Судебниках Ивана 111 (1497), и Ивана Грозного (1550). Дальнейшее развитие уголовного закона мы наблюдаем в Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649), соответственно, в Петровском артикуле воинском – представлявшим из себя военно-уголовный кодекс без общей части, наконец, следует отдать дань в уголовном правотворчестве и правоприменении Екатерине 11.

 

Именно в Екатериненнское правление, едва ли не впервые в российской истории  наблюдается определённая либерализация уголовно-правовой практики. Приведу, возможно, известный Вам пример, скорее исторический, нежели юридический.

В правление Екатерины  было несколько случаев привлечения  к ответственности помещиц за истязания и убийство своих крепостных людей. Наиболее известным стало  дело Дарьи Николаевой, вдовы Салтыковой, осужденной в декабре 1768 г. за «мучительства крепостных и учинённые ею многие убийства». Следствие длилось несколько лет (и что важно – без применения пыток). Преступления были доказаны. Дарья Николаева (Салтыкова) была лишена дворянского звания, выведена на эшафот с объявлением её преступлений и надписью «Мучительница и душегубица», а затем отправлена в монастырскую тюрьму до конца жизни.           

 

Впервые кодификация уголовного законодательства в России была воплощена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 

Уложение состояло из Общей и Особенной частей и  отличалось непомерной громоздкостью.

 

Наказания подразделялись на уголовные и исправительные.

 

В 1885 г. в Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка, в частности включен принцип: «нет преступления без указания о том в законе».

 

В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично вступило в действие.

 

После Октябрьской революции 1917г. в России большевики, руководствуясь марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая надстройка, отменили все прежние законы.

 

Первый документ советской  власти Декрет № 1 «О суде» 1917 г. провозглашал в качестве основного источника У.п. революционное правосознание судей.

А это, по сути дела, оправдывало и произвол в отправлении правосудия.

Не было в этом законодательном акте особенной части У.п., принцип законности был подменен революционной классовой целесообразностью.

 

Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г., состоящий из Общей и Особенной части.

 

В качестве преступления в нём рассматривалось любое общественно опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью.

 

Наличие в законе аналогии давало возможность судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние в качестве преступления.

 

Отвергая идеи классического направления в У.п., (под коим понимались идеи русской уголовно-правовой школы, наиболее яркий представитель Н.С. Таганцев) УК 1922 г. пошел по пути заимствований из арсенала социологической школы  ряда реакционных положений, в частности таких, как «опасное состояние личности», трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием уголовной ответственности (наиболее широко известный представитель этой школы был Чезаро Ломброзо).

При этом принцип вины лица, отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено «мерами социальной защиты».

 

По этому же пути пошли  и Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.

В этом документе были сформулированы задачи уголовного законодательства, определены территориальные пределы его действия, проведено разграничение компетенции между СССР и союзными республиками.

 

В связи с введением  в действие Основных начал возникла необходимость в издании нового УК РСФСР, который был принят 22 ноября 1926 г.

 

Как и УК 1922 г., он характеризовался отсутствием в определении преступления признака противоправности и виновной ответственности.

В нем также закреплялось применение уголовного закона по аналогии, а вместо наказания фигурировали «меры социальной защиты».

В условиях ожесточения репрессии и начавшегося разгула сталинского террора УК 1926 г. пошел по пути признания объективного вменения.

 

Принятые в декабре 1958 г. Основы уголовного Законодательства Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г. отказались от аналогии, восстановили принцип: «нет преступления без указания о том в законе», встали на путь признания принципа  виновной ответственности лица, оставаясь при этом на классовых позициях.

Вместе с тем в  УК 1960 г. были нормы, серьезно ограничивающие права и свободы граждан (ст. 70 — антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 — о нарушении законов об отделении церкви от государства, ст. 190 — распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй и др.).

Данные нормы противоречили Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

 

С 1985 г. СССР вступил на путь демократических преобразований.

2 июля 1991 г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые сумели отразить многие прогрессивные моменты, свидетельствовавшие о том, что общество постепенно стало развиваться в русле мирового цивилизационного процесса.

 

После распада СССР в  декабре 1991 г. возникла потребность  в создании нового уголовного кодекса, который отражал бы изменения в политической и социально-экономической жизни нашего общества, учитывал требования экономической и правовой реформ и особенности перехода к рыночной экономике.

 

Новый УК принят 24 мая 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г.

УК придерживается идеи неклассового подхода, на первый план выдвигается защита важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных Конституцией РФ.

Информация о работе Курс лекций по "Российскому уголовному праву"