Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 04:36, курсовая работа
Конфискация является одним из самых древних наказаний, известных уголовному праву. Конфискация широко применялась в Древнем Риме периода империи и в средневековой Европе. Изменение отношения к конфискации связано с эпохой буржуазных революций, в период которой представление о неприкосновенности частной собственности было возведено в ранг основных правовых принципов. Так, во Франции конфискация как уголовное наказание была отменена в 1790 году (после чего была восстановлена Наполеоном и вновь отменена в 1814 году), в Пруссии – в 1850 году.
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика
конфискации имущества………………………………………………….…6
Глава 2. Виды конфискации имущества
в российском законодательстве……………………………………….…...12
Глава 3. Конфискация имущества как иная мера
уголовно-правового характера......................................................................18
Заключение.....................................................................................................26
Список использованной литературы...........................................................28
Конфискация относилась к разряду неконвертируемых видов наказания. Это означало, что замена конфискации имущества денежной суммой, эквивалентной стоимости конфискуемого имущества, не допускалась.
Конфискация имущества применяется только в качестве дополнительного наказания и только при осуждении за тяжкое и особо тяжкое преступление (ч. 4 и 5 ст. 12), совершенные из корыстных побуждений (ч. 10 ст. 4), если данное наказание к тому же предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части.
Конфискация имущества может быть предусмотрена в санкции либо как обязательное, либо как возможное дополнительное наказание.
В том случае, если применение конфискации является обязательным, суд может не назначить это дополнительное наказание только в случае чрезвычайного смягчения наказания в порядке ст. 70 с обязательным указанием мотивов такого решения. В тех случаях, когда в санкции статьи Особенной части конфискация предусмотрена в качестве возможного дополнительного наказания, вопрос о ее применении решается судом [9, с. 339].
В заключение отметим, что конфискация обладает значительным карательным и репрессивным потенциалом, что послужило причиной отказа от данного вида наказания в различных странах, в том числе в странах СНГ. Хотя следует заметить, конфискация как вид наказания до сих пор сохраняется в ряде национальных правовых систем (в качестве примера можно привести Францию, где в качестве наказания за преступление применяется конфискация одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих преступнику). На данный момент при анализе статей гл. 15.1 УК РФ возникает больше вопросов, чем ответов. Представляется, что применение этой главы будет сложным и противоречивым.
Глава 2. Виды конфискации имущества в российском законодательстве
Кубов Р. Х. выделил два основных вида конфискации: общую и специальную. Общая конфискация предусматривает изъятие всего имущества осуждённого, специальная — лишь определённых его видов. Как правило, в перечень видов имущества, подлежащих специальной конфискации, включается:
Почти повсеместно применявшаяся еще в недавнем прошлом к настоящему моменту общая конфискация имущества исключена из уголовного законодательства подавляющего большинства государств мира. Во многих странах, где общая конфискация сохраняется, её применение часто является ограниченным, так как эта мера оказывает крайне существенное влияние на условия жизни не только осуждённого, но и его семьи. В настоящее время общая конфискация имущества сохраняется в законодательстве относительно небольшого числа стран.
Капинус Н. И. говорит о том, что по УК Мавритании, Мадагаскара, Судана общая конфискация вообще носит исключительный характер и применяется в единичных случаях. Так, в Мадагаскаре общая конфискация может применяться только в двух случаях: при совершении преступлений против безопасности государства во время войны и если виновные в любом преступлении скроются от правосудия за пределами территории страны. В Судане конфискации всего имущества (в дополнение к смертной казни или заключению) подвергается лишь лицо, совершающее действия в целях разрушения конституционного строя, существующего в стране, или в целях создания угрозы для ее независимости и целостности [16, с. 63].
Другое важное ограничение применения общей конфискации — это установление перечня неотчуждаемого имущества. В странах, где общая конфискация имущества применяется, уголовные кодексы содержат специальную норму, согласно которой не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении: квартира или жилой дом, земельный участок, мебель, минимально необходимая одежда, детские товары и др. [14, с. 26].
Обычно в законодательстве предусматривается также перечень имущества, не подлежащего конфискации. В него входит имущество, необходимое для жизни осуждённому или лицам, находящимся у него на иждивении: единственное жильё, земельный участок, мебель, одежда, детские товары и т. д.
Кроме того, Кубов Р. Х. выделяет два основных вида специальной конфискации: конфискация имущества и иных доходов, полученных в результате совершения преступления, и конфискация орудий и средств преступления. Как и в случае с общей конфискацией, она не касается сумм ущерба, подлежащих возмещению потерпевшему от преступления [19, с. 25].
Так, незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки, а также суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [3].
Изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного настоящего Федерального закона; без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; без маркировки в соответствии со настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона; с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции; как бесхозяйное имущество; без, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции. Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, инструменты или оборудование, изъятые из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежат конфискации и обращению в доход государства или уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество, полученное в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, или используемое для осуществления указанной деятельности, подлежит конфискации в соответствии с Российской Федерации [2].
Приведенные примеры раскрывают два вида специальной конфискации.
Специальная конфискация обычно рассматривается не как наказание, а как иная мера уголовно-правового характера. Законодательство Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской, Македонии и Хорватии рассматривает конфискацию орудий преступления как меру безопасности, а конфискацию преступных доходов – как самостоятельный институт, не входящий в число мер безопасности. В Испании, Мальте, Перу, Сальвадоре специальная конфискация – признаётся «дополнительным последствием» наказания. В то же время, в Азербайджане, Албании, Туркменистане, Филиппинах, Франции, Японии специальная конфискация рассматривается как вид дополнительного наказания, а во Франции она может выступать и основным наказанием2.
Как правило, применение специальной конфискации возможно независимо от её наличия в санкциях статей особенной части.
Интересной особенностью специальной конфискации выступает возможность её применения к лицам, которые не являются субъектами преступления, а получили доходы от преступной деятельности иным образом (например, выступили правопреемниками преступников). По УК Австрии, обогащение в результате совершения другим лицом преступного деяния, запрещенного под угрозой наказания, или за счет имущественной выгоды, полученной при совершении данного деяния, является правонарушением, наказуемым выплатой денежной суммы в размере такого обогащения. Кроме того, специальная конфискация может применяться и к лицам, освобождённым от иных форм реализации уголовной ответственности.
Специальная конфискация может осуществляться не только за счёт имущества и доходов, которые непосредственно получены от совершения преступления, но и за счёт того имущества, в которое незаконные доходы были преобразованы. Это даёт возможность осуществить взыскание, даже если предмет преступления спрятан, израсходован или отсутствует.
В ряде стран (Австрия, Германия, Швейцария и др.) присутствуют ограничения, препятствующие использованию специальной конфискации, если она поставит осуждённое лицо в тяжёлое финансовое положение или будет иметь для него иные неблагоприятные имущественные последствия. Такие изъятия обусловлены соображениями гуманизма [9, с. 347].
Конфискация имущества как вид уголовного наказания подразделялась на полную и частичную.
При полной конфискации изымается и безвозмездно обращается в собственность государства все движимое и недвижимое имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций: деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество, переданное осужденным в доверительное управление. Конфискация не может быть заменена выплатой в денежном выражении, как в равноценном стоимостном выражении, так и в выкупе подлежащего конфискации имущества. Если речь идет о доле в общей собственности или уставном капитале коммерческих организаций, конфискация может быть применена к доле его собственности, выраженной в стоимостном эквиваленте. При этом учитываются права и интересы совладельцев имущества и капитала.
При частичной конфискации в собственность
государства безвозмездно переходит часть
имущества осужденного; в приговоре суда
определяется, какая именно часть (1/2,1/3,1/4
и т.д.) подлежит конфискации либо конкретно перечисляются
конфискуемые предметы, акции, ценные
бумаги.
Конфискации подлежит также имущество,
которое в целях сокрытия было оформлено
на других лиц по фиктивным сделкам. Если
после исполнения наказания в виде конфискации
имущества, но до истечения установленных
законом сроков давности обвинительного
приговора суда, будет установлено иное
не конфискованное имущество, которое
было приобретено осужденным до вынесения
приговора или хотя бы после его вынесения,
но на средства, подлежащие конфискации,
суд, постановивший приговор, или суд по
месту исполнения приговора по представлению
судебного пристава-исполнителя выносит
определение об обращении взыскания на
обнаруженное имущество, если оно подлежит
конфискации по закону [11, с. 670].
Встречающаяся в законодательстве и литературе так называемая специальная конфискация уголовным наказанием не являлась. Специальной ее именовали потому, что она представляет собой принудительное безвозмездное изъятие специальных предметов, служащих орудием или средством преступления [8, с. 564].
В целом сравнительный анализ современного законодательства позволяет говорить о наличии устойчивой тенденции: все больше государств отказываются от обшей конфискации имущества как вида наказания в пользу института специальной конфискации.
Глава 3. Конфискация имущества как иная мера уголовно- правового характера
Чугуев А. говорит о том, что Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении «терроризма»» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК РФ переименован: вместо «Принудительные меры медицинского характера» он сейчас называется «Иные меры уголовно-правового характера».
Вызвано это тем, что по прошествии трех лет с момента «изгнания» в 2003 г. конфискации имущества из системы уголовных наказаний законодатель все-таки восстановил в УК РФ данный институт, но уже не как вид наказания, а в качестве «иной меры уголовно-правового характера». Место этой мере нашлось в разделе VI УК, где она стала рассматриваться сразу же после «принудительных мер медицинского характера» в виде самостоятельной главы 151 УК «Конфискация имущества» [28, с. 12].
Конфискация имущества широко применялась в судебной практике России и в советский период, особенно по делам о государственных преступлениях и о преступлениях против социалистической собственности. Достаточно сказать, что в санкциях многих норм этот вид наказания фигурировал как подлежащий обязательному назначению наряду с лишением свободы или смертной казнью: при осуждении за измену Родине, шпионаж, террористический акт, диверсию, вредительство, бандитизм, контрабанду, нарушение правил о валютных операциях, квалифицированные виды кражи, грабежа, разбоя, мошенничества и т. д. В последние годы, впрочем, наметилась тенденция к сокращению объема применения этого наказания на практике. Так, если в 1992 г. к конфискации было приговорено 10,7% осужденных, в 1993 г. – 9,9, то в 1996 г. – 6,1, в 2000 г. – 2,0, в 2001 г. – 2,2%.
Конфискация имущества в соответствии с ч. 1 ст. 52 УК РФ 1996 г. определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
Конфискация имущества относилась к классическим видам имущественных наказаний с самой высокой степенью репрессивности, присущей наказаниям этой группы. Карательный потенциал этого дополнительного наказания был столь велик, что правосознанием осужденных оно нередко воспринимается как мера, более суровая, чем некоторые основные виды наказания, включая и лишение свободы. Именно с этим обстоятельством многие криминалисты связывали позитивную оценку конфискации имущества как эффективного вида наказания. Именно в этом обстоятельстве многие другие ученые усматривали его изъян [20, с. 16].
В юридической литературе уголовно-правового профиля появилось немало статей, посвященных новой мере уголовно-правового характера. Во взглядах авторов статей на правовую природу конфискации имущества можно выделить две точки зрения, у каждой из которых немало сторонников. Согласно первой из них, новое место конфискации имущества среди мер уголовно-правового воздействия оправданно. Так, В.Н. Хачиян одним из первых предложили модифицировать конфискацию имущества согласно международно-правовым актам путем введения в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», в которой предусмотреть конфискацию имущества, реституцию, взнос в фонд лиц, пострадавших от преступления. Сторонники противоположной точки зрения высказываются за исключение из системы мер уголовно-правового характера конфискации имущества, так как считают, что по своей правовой природе конфискация имущества остается видом уголовного наказания.