Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
Среди всех социальных ценностей, охраняемых уголовным правом России, первое место занимает человек во всех его личностных проявлениях в любой из сфер общественной жизни.
Томас Мор, например, видел в человеке высшую ценность. Он возмущался тем, что человек ценится «гораздо дешевле, чем само золото».
Уголовный кодекс содержит стройную систему норм, которые предусматривают ответственность за преступления против личности и ее ценных благ: жизни, здоровья, чести, достоинства и т. д.
Факультет гуманитарных наук
Кафедра уголовного права и процесса
Курсовая работа
по дисциплине «Уголовное право»
по теме «Классификация вреда здоровью»
Выполнила: студентка 3 курса
2012
Введение
Среди всех социальных ценностей, охраняемых уголовным правом России, первое место занимает человек во всех его личностных проявлениях в любой из сфер общественной жизни.
Томас Мор, например, видел в человеке высшую ценность. Он возмущался тем, что человек ценится «гораздо дешевле, чем само золото».
Уголовный кодекс содержит стройную систему норм, которые предусматривают ответственность за преступления против личности и ее ценных благ: жизни, здоровья, чести, достоинства и т. д.
Одним из объектов уголовно-правовой охраны является здоровье человека, поскольку только он имеет право распоряжаться им по собственному усмотрению с момента рождения до смерти, как и своей жизнью. Уголовно-правовой охране подлежит соматическое и психическое здоровье любого человека.
К преступлениям против здоровья прежде всего относятся причинение вреда здоровью человека той или иной тяжести. Причинение вреда здоровью – это противоправное, совершенное виновно причинение вреда здоровью другого человека, выразившееся в нарушении анатомической целостности его тела либо в нарушении функций органов человека или организма в целом.
В зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью в Уголовном Кодексе РФ (далее по тексту – УК РФ) установлена ответственность за причинение: тяжкого, средней тяжести, легкого вреда здоровью. Причинение вреда всегда должно быть результатом противоправного деяния. Субъективная сторона причинения вреда здоровью может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной.
Актуальность темы в настоящее время обусловлена тем, что посягательства на жизнь и здоровье граждан признаются наиболее тяжкими преступлениями, они относятся к числу тех преступных деяний, которые часто вызывают серьезные трудности при расследовании, юридической квалификации и назначении наказания. Эти трудности обусловлены многообразием различных ситуаций совершения таких преступлений, зачастую тщательной подготовкой к преступлению, сокрытием его следов, неясностью мотивов и целей, что нередко приводит к искажению действительных признаков преступления.
Практика свидетельствует, что квалификация деяний, сопряженных с причинением вреда здоровью, противоречива и объективно затруднительна, что требует комплексного исследования как уголовной практики, так и социально-экономических вопросов, оказывающих влияние на рассматриваемые преступления.1
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, связанных с причинением вреда здоровью.
Предмет исследования – Конституция РФ, уголовное законодательство РФ, научная и учебная литература, судебно-следственная практика.
Цель работы – изучение и анализ причинения вреда здоровью и его видов. Цель исследования поставила необходимость решения следующих задач:
Методологической основой курсо
В структурном отношении работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, содержащего 21 источник.
§ 1. История уголовной ответственности за вред здоровью человека
Вопрос об ответственности за преступления, посягающие на здоровье человека, в российском уголовном законодательстве решался в разные периоды неодинаково. Так, по Уголовному уложению 1903 г. преступлениям, непосредственно причиняющим вред здоровью, была посвящена гл. 23 - "О телесном повреждении и насилии над личностью", состоящая из 14 статей (467-480). Это Уложение, в отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, придерживалось определенных критериев при конструировании системы преступлений, в том числе и преступлений против здоровья. Устанавливая ответственность за причинение телесного повреждения, Уложение понятие его не раскрывало, но подразделяло на виды по степени тяжести: опасное для жизни (ст. 467), не опасное для жизни (ст. 468), легкое телесное повреждение (ст. 469). Ответственность за причинение телесных повреждений дифференцировалась в зависимости от вины и иных обстоятельств, влияющих как на смягчение, так и на усиление ответственности за них. Так, Уложение устанавливало ответственность как за умышленное причинение телесных повреждений, так и за неосторожное. Оно предусматривало пониженную ответственность, если телесные повреждения (любой степени тяжести) причинялись под влиянием сильного душевного волнения (ст. 470), при превышении пределов необходимой обороны (ст. 473). Последствия от телесных повреждений подразделялись на тяжкие и весьма тяжкие (ст. 469, 473). Помимо непосредственного причинения вреда здоровью, Уложение устанавливало ответственность за нанесение ударов и иных насильственных действий в отношении личности (ст. 475, 476, 477), совершенных умышленно. Все указанные статьи предусматривали ответственность и наказание за оконченные действия, в то же время каждая из статей устанавливала ответственность и за покушение, ограничиваясь лишь словами, что "покушение наказуемо" без указания вида наказания и его размера. Уложение достаточно четко определяло условия и основания ответственности за оставление лица в опасности, под которым понималось бездействие виновного в случаях, когда требуется оказание неотложной помощи, при этом оно различало основания, в силу которых виновное лицо обязано было действовать.
Уголовное уложение насчитывало 687 статей, что придавало ему характер некоторой расплывчатости и неопределенности в понимании отдельных норм. Эта характеристика в полной мере соответствует и нормам о телесных повреждениях и насилии над личностью.2
В Уголовном кодексе 1922 г. преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности были помещены в главе пятой вслед за хозяйственными преступлениями. При этом данная глава (как и другие главы Кодекса) подразделялась на разделы. Раздел 2 гл. 5 кодекса был посвящен телесным повреждениям и насилию над личностью, раздел 3 - оставлению в опасности. Правовая регламентация преступлений против здоровья по этому Кодексу (в отличие от Уголовного уложения, на смену которому пришел Кодекс) отличалась наиболее глубокой и всесторонней ее разработкой, конкретностью и доступностью понимания.
Уголовный кодекс 1922 г. принял трехчленное деление телесных повреждений: тяжкие, менее тяжкие и легкие. Это давало возможность более точно определить степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего, и, как следствие, более правильно дифференцировать ответственность виновных лиц. К тяжким телесным повреждениям Кодекс относил такие, которые повлекли опасное для жизни расстройство здоровья, душевную болезнь, потерю зрения, слуха или какого-либо органа либо неизгладимое обезображивание лица (ч. 1 ст. 149). Менее тяжким признавалось телесное повреждение, не опасное для жизни, но причинившее расстройство здоровья или длительное нарушение функций какого-либо органа (ст. 150). Кодекс не давал определения легкого телесного повреждения и не указывал на какие-либо его признаки (ст. 153 УК), однако исходя из понятий тяжкого и менее тяжкого телесного повреждения можно сделать вывод, что к легкому телесному повреждению относились повреждения, не опасные для жизни, не причинившие длительного расстройства здоровья. Они могли повлечь кратковременное расстройство здоровья или не были связаны с расстройством здоровья, но могли вызвать нарушение анатомической целости тканей. Нанесение ударов, побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль, Кодекс выделял в самостоятельный состав преступления (ч. 1 ст. 157). Часть 2 этой статьи предусматривала повышенную ответственность, если указанные действия носили характер истязания.
Уголовный кодекс 1922 г. предусматривал
квалифицированный вид тяжкого
телесного повреждения, в результате которого последовала смерть потерпевшего,
или оно было причинено путем истязаний
или мучений, либо являлось последствием
нанесения систематических, хотя бы и
легких, телесных повреждений (ч. 2 ст. 149).
Квалифицированного вида менее тяжкого
телесного повреждения Кодекс не выделял.
С точки зрения
характера и степени общественной опасности
Кодекс 1922 г. наряду с указанными составами
выделял и менее опасные виды причинения
телесных повреждений: умышленное тяжкое
или менее тяжкое телесное повреждение,
нанесенное под влиянием сильного душевного
волнения (ст. 151); тяжкое телесное повреждение,
причиненное при превышении пределов
необходимой обороны (ст. 152 УК). С субъективной
стороны Кодекс устанавливал ответственность
не только за умышленное причинение телесных
повреждений, но и за неосторожное. Такую
ответственность предусматривала ст.
154 УК, причем независимо от тяжести телесного
повреждения.3 Кроме простого неосторожного телесного
повреждения ч. 2 ст. 154 УК устанавливала
ответственность за квалифицированный
вид неосторожного телесного повреждения,
если оно было причинено в результате
сознательного несоблюдения правил предосторожности,
установленных законом или законным распоряжением
власти.4
В разделах Кодекса "иное насилие над личностью" и "оставление в опасности" устанавливалась ответственность за заражение другого лица венерической болезнью (ст. 155), за незаконное лишение свободы (ст. 159), за помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов (ст. 161), за похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов (ст. 162), за неоказание помощи больному и за отказ медицинского персонала в оказании медицинской помощи (ст. 165).
Уголовный кодекс 1926 г. прежде всего существенно изменил место и систему телесных повреждений в уголовном законодательстве. Если гл. 5 УК 1922 г. " Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности" делилась в зависимости от свойств объекта на пять разделов (убийство; телесные повреждения и насилие над личностью; оставление в опасности; преступления в области половых отношений и иные посягательства на личность и ее достоинства), то Кодекс 1926 г. от такой системы отказался, и все преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную свободу, и иные были помещены в одну шестую главу, без какого-либо подразделения на разделы.
Телесные повреждения
как преступления, посягающие на здоровье,
по уголовному кодексу 1926 г. делились по
степени тяжести на два вида: тяжкие (ст.
142) и легкие (ст. 143). Менее тяжкие телесные
повреждения не выделялись.5
Двучленное
деление телесных повреждений было признано
нецелесообразным, и Уголовный кодекс
РСФСР 1960 г. вновь возвратился к формуле
трехчленного деления, установленной
Кодексом 1922 г.
Двучленная
классификация телесных повреждений создала
условия для необоснованного смягчения
ответственности за те серьезные повреждения,
которые не могли быть отнесены к разряду
тяжких.
Тяжким
телесным повреждением, согласно ст. 142
УК 1926 г., признавалось телесное повреждение,
повлекшее за собой потерю зрения, слуха
или какого-либо иного органа, неизгладимое
обезображивание лица, душевную болезнь
или иное расстройство здоровья, соединенное
со значительной потерей трудоспособности.
Таким образом, впервые был введен в определение
тяжести телесного повреждения признак
утраты трудоспособности.
Легкое
телесное повреждение различалось двух
видов: а) причинившее расстройство здоровья
(ч. 1 ст. 143 УК) и б) не причинившее расстройство
здоровья (ч. 2 ст. 143 УК). За неосторожное
телесное повреждение Кодекс 1926 г. устанавливал,
без достаточного на то основания, уголовную
ответственность лишь в случае, когда
причинение телесного повреждения было
результатом сознательного несоблюдения
правил предосторожности (ст. 145). Ответственность
за заражение другого лица венерической
болезнью была расширена и конкретизирована.
Остальные преступления, посягающие на здоровье человека или ставящие его в опасность, по сравнению с Кодексом 1922 г. принципиальных расхождений не имели. Кодекс 1926 г., по существу, повторил те или иные нормы, несколько детализировав их.
Система телесных повреждений УК РСФСР 1926 г. подвергалась критике в юридической литературе. В частности, А. С. Никифоров в своей монографии «Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву» обращал внимание на отсутствие указания о признании всякого телесного повреждения, опасного для жизни, тяжким телесным повреждением.6
Эта критика сыграла конструктивную роль.
Уголовное законодательство РСФСР 1960 г. представляло собой более совершенную систему преступлений против здоровья и ставящих в опасность жизнь и здоровье. Эти преступления по Кодексу 1960 г. были представлены, по крайней мере, тремя группами:
а) преступления против здоровья (ст. 108-115);
б) преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. 116, 122, 124, 127-129);
в) преступления против личной свободы (ст. 125-126).
Все эти преступления были объединены в одной главе с преступлениями против жизни, против интересов несовершеннолетних, против чести, достоинства и личной тайны, с половыми преступлениями и помещены в гл. 3, вслед за преступлениями против социалистической собственности. В преступлениях против телесных повреждений (а они продолжали так называться) были уточнены признаки составов преступлений, введены некоторые новые составы, проведено трехчленное деление телесных повреждений на тяжкие (ст. 108), менее тяжкие (ст. 109) и легкие (ст. 112). Причем последние, в свою очередь, делились на легкие, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности (ч. 1 ст. 112) и легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой последствий, указанных в ч. 1 (ч. 2 ст. 112).
С субъективной стороны тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения могли быть причинены как умышленно (ст. 108, 109), так и по неосторожности (ст. 114 УК). Ответственность же за причинение легких телесных повреждений наступала лишь в случае их умышленного причинения.
Удары, побои и иные насильственные действия по Уголовному кодексу 1960 г., в отличие от Кодексов 1922 и 1926 гг., не были выделены в отдельный состав и охватывались признаками ст. 112 УК, которая в своем названии и в диспозиции части первой включала и побои. Статья 112 УК так и называлась: "Умышленное легкое телесное повреждение или побои".
Ответственность за причинение тяжких и менее тяжких телесных повреждений повышалась, если они совершались с квалифицирующими признаками. К квалифицирующим признакам умышленного тяжкого телесного повреждения Кодекс РСФСР 1960 г. относил, если оно: