Демографический состав беспризорных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 08:23, реферат

Краткое описание

. Состав беспризорных по полу варьируется по годам, в основном в сторону уменьшения среди них доли девушек (девочек), однако со временем пропорция восстанавливается. Можно считать, что она устойчивая при следующих показателях: юноши ⇔ девушки = 70% к 30%.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Демографический состав беспризорных.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Демографический состав беспризорных. Состав беспризорных по полу варьируется по годам, в основном в сторону уменьшения среди них доли девушек (девочек), однако со временем пропорция восстанавливается. Можно считать, что она устойчивая при следующих показателях: юноши ⇔ девушки = 70% к 30%.

В составе беспризорных доля девушек (девочек) наибольшая в административных центрах субъектов РФ, наименьшая – в районных городах (см. рис.1).

 

  
Рис.1. Состав беспризорных по полу в поселениях разного типа (2009 г.), %.

 

Беспризорные с 2002 года по возрастному составу «взрослеют». В 2002 году 88,1% беспризорных составляли дети и подростки в возрасте 9-15 лет; в 2004 г. этот показатель составлял 83,6%, а в 2009 г. 83,4% беспризорных – дети и подростки в возрасте 12-17 лет (рис.2).

 

  
Рис.2. Динамика возрастного состава беспризорных за период 2002-2009 годы, %.

 

Средний возраст беспризорных растет: в 2002 году – 12,5 лет, в 2004 – 12,9 лет, в 2009 – 13,6 лет.

Частота и длительность бродяжничества. Частота, с которой беспризорные возвращаются к бродяжничеству, к 2009 г. уменьшилась в значительной степени. Показатель рецидива бродяжничества беспризорных в 2002 г. составлял 4-5 раза за весь период «нахождения на улице». К 2004 году этот показатель вырос до 5-6 раз, а к 2009 г. сократился до 3-4 раз.

Две трети беспризорных являются «устойчивыми бродягами», т.е. попадали в ситуацию беспризорного неоднократно, а треть – менее устойчивая часть, которая приняла на себя эту роль впервые, и ее будущее менее ясное. Эта треть, ставшая беспризорной впервые, подвержена ротации, в результате которой одни возвращаются к «домашней» жизни, а другие пополняют ряды «закоренелых» бродяг. Таким образом, именно треть беспризорных, попавших «на улицу» впервые, составляет социальную базу для рекрутирования членов устойчивых групп беспризорных. В 2002 г. «первичная» группа была больше трети, к 2004 г. значительно уменьшилась, а к 2009 г. снова возросла (рис.4).

Средняя длительность последнего пребывания беспризорных «на улице» по состоянию на апрель 2009 г. составляет 6,9 месяцев, в 2002 г. составляла 4,5 месяцев, а в 2004 г. – 11,2 месяцев. Относительно высокий средний показатель рецидива бродяжничества у двух третей беспризорных свидетельствует о том, что городским властям приходится иметь дело преимущественно с одним и тем же составом беспризорных в течение нескольких лет.

 

  
Рис.4. Доля беспризорных, бродяжничающих впервые и бродяжничающих многократно, %.

 

 Состав групп беспризорных. Беспризорные предпочитают «стадный» характер бродяжничества, т.е. в группе. Доля беспризорных, бродяжничающих в группах, во все годы обследования составляет в среднем примерно 85% от их общей численности.

Что касается состава групп в период 2002-2009 годы, то в среднем 65% входящих в них беспризорных бродяжничают с друзьями; 30% – в группах, состоящих в основном из ранее незнакомых лиц; 5% – с родственниками (родителями, братьями, сестрами). В последнем случае речь идет о занимающихся попрошайничеством молдавских и среднеазиатских цыганах, численность которых варьирует сезонно: зимой не более 0,5%, летом – до 10%.

Группы, в состав которых входит большинство беспризорных, трех типов: два типа авторитарные – «диктаторского» типа, управляемые единолично лидером, и псевдо-коллегиальные, управляемые «ядром» при лидере; третий тип группы – анархический.

 Образ жизни беспризорных. Места дневного и ночного пребывания группы чаще всего не совпадают. Как правило, днем беспризорные проводят время на улице, во дворах, на площадях, гуляют по городу – 46,9%; в торговых комплексах, центрах, на рынках, возле кафе, столовых, шашлычных – 32,2%; на вокзалах, в железнодорожном депо, на запасных путях в вагонах – 28,8%.

В последние годы происходит постепенное вытеснение беспризорных с вокзалов и железнодорожных путей. Опасаясь столкнуться с представителями правоохранительных органов, беспризорные стараются бродяжничать в открытых местах, где можно смешаться с населением и сверстниками: улицы, дворы, кафе, рынки, торговые центры.

Обращает на себя внимание и тот факт, что днем больше беспризорных стало появляться на заправочных станциях (бензоколонках), где они подрабатывают как дешевая рабочая сила. Начиная с 2004 г. резко снизилась численность беспризорных, размещающихся в дневное время в подвалах, подъездах, чердаках жилых домов, что можно приписать более активной позиции жильцов и работников жилищно-управляющих организаций. К 2009 г. также резко уменьшилась доля беспризорных, днем бродяжничающих в парках, в лесу, в пригороде, по-видимому, благодаря усилиям представителей правоохранительных органов. Стала увеличиваться доля беспризорных, «тусующихся» дома у знакомых, в притонах и таких, кто днем подрабатывает.

Ночью беспризорные преимущественно ютятся в подвалах, подъездах, на чердаках – 31,4%; на вокзалах, в депо, железнодорожных отстойниках вагонов – 25%; в жилищах знакомых, друзей, притонах – 21,7%; в выселенных домах, в гаражах, на дачах – 11,7%.

Неприспособленное ночное «пристанище» беспризорных – лишь прелюдия к нездоровому образу жизни. Следующим на пути к подрыву их здоровья является плохое питание. Доля беспризорных, питающихся регулярно, никогда не превышает четверти их состава. Лишь 22,5% беспризорных питаются регулярно и полноценно. Большинство беспризорных (59,5%) питаются «как попало», а многим (18%) приходится голодать.

Если у детей, проживающих с родителями, доминируют максимум три источника одежды и обуви: покупают родители, дарят родные и знакомые, покупают сами на заработанные деньги, то у беспризорных спектр источников «добывания» для себя одежды и обуви значительно шире. Основная масса беспризорных (58,8%) пользуется той одеждой и обувью, которую захватили с собой из дома или из детского приюта. Велика также доля тех, кто получает одежду и обувь от незнакомых людей – 40,5%, или от знакомых и друзей – 26,8%. Многие находят для себя одежду и обувь на свалке – 26,3%. Беспризорным дают одежду и обувь религиозные (12,3%) и общественные благотворительные организации (10,2%), что-то покупают сами – 10,2%, а есть и такие, кто крадет – 14,4%.

Сравнение данных за период 2002-2009 годы свидетельствует о возрастании роли религиозных и благотворительных организаций в обеспечении беспризорных одеждой и обувью. Во всяком случае, доля беспризорных, получающих от них помощь в 2009 году, была вдвое больше, чем в 2002 году. Более щедрыми стали друзья и знакомые, и стало значительно больше возможностей найти пригодную одежду или обувь на свалках. Однако основную часть одежды и обуви беспризорных составляет тот «запас», который они захватили с собой из дома или из детского приюта, а также помощь, оказанная со стороны незнакомых людей при обращении к ним беспризорных с просьбой.

Средства на жизнь беспризорные достают различными способами. Шесть основных из них по степени распространенности: попрошайничество – этим занимаются 57,4% беспризорных, воровство или мошенничество – 40,6%, подработка – 29,3%, помощь знакомых – 25,3%, нахождение «на содержании» у лидеров или других взрослых членов группы – 16,5%, проституция – 15,4%, помощь родных – 11,2%. Торгуют наркотиками – 4,7%. Мало тех, кто пользуются помощью благотворительных – 7,7% или религиозных организаций – 3,8%.

Доля беспризорных, занимающихся проституцией, относительно велика, тем более учитывая тот факт, что все они несовершеннолетние. Под занятием проституцией здесь подразумеваются в том числе и те виды деятельности, которые «сопутствуют» проституции или «смежные» ей: сутенерство, сводничество, сопровождение проституток к клиентам. Источником доходов для беспризорных являются следующие виды этого «бизнеса» (рис.5).

 

  
Рис.5. Виды деятельности, приносящие беспризорным доход в сфере проституции, % (за 100% приняты 15,4% беспризорных, занятых в этой сфере).

 

Характер собственно сексуального обслуживания клиентов беспризорными имеет также свою особую структуру (рис.6).

 

  
Рис.6. Характер проституции беспризорных, занимающихся собственно сексуальным обслуживанием клиентов, % (за 100% приняты 13,5% беспризорных, занятых собственно сексуальным обслуживанием клиентов).

 

Характер подработки, которой занимаются 34% беспризорных, разнообразен. В том числе основная часть – 17,8%, выполняют вспомогательную физическую работу на рынке и на стройке, в качестве грузчика, подсобного рабочего; еще 3,9% занимаются сбором и продажей бутылок, цветных металлов, бумаги, ловлей животных, рыбы, сбором ягод; 3,6% – подрабатывают на мойке, заправке автомашин, оказывают помощь водителям, охраняют автомобиль; 2,8% – работают уборщиком, мусорщиком, дворником; 1,4% – копают огороды, колют дрова, счищают снег с крыш; 1,7% – помогают торговать на рынке; 1,6% – торгуют газетами, расклеивают объявления; 0,8% – работают курьерами; 0,4% – сбывают краденое; 0,2% – рассказывают анекдоты в кафе, поют.

С 2002 по 2009 год способ добывания беспризорными средств на жизнь практически не изменился.Попрошайничество, воровство и проституция являются основными источниками средств на жизнь не менее чем для 80% беспризорных даже в том случае, если они где-то подрабатывают или получают помощь от знакомых или благотворительных организаций.

Неблагоприятный образ жизни способствует ухудшению состояния здоровья беспризорных. Среди беспризорных доля болеющих часто, в том числе имеющих хроническое или затяжное заболевание, с 2004 г. увеличивается. Так, в 2002 г. доля беспризорных, болеющих часто, составляла 30,4%, в том числе имевших хроническое или затяжное заболевание – 21,6%. Эти показатели в 2004 г. составляли соответственно – 25,7% и 13,7%, а в 2009 г. – уже 31,4% и 17,6%. В случае болезни беспризорные лечатся по-разному, при этом не менее половины из них не получают квалифицированной медицинской помощи.

Исследования проблем нищенства и беспризорных в 1920-х годах свидетельствуют, что среди этой категории подростков, особенно склонных к девиации, потребление наркотиков не было редким явлением. Уже в эти годы была выявлена прямая зависимость девиации подростков и интенсивности потребления ими психоактивных веществ [2, с.195].

Как показало исследование в 2009 г., многие беспризорные, несмотря на детский или юношеский возраст, подвержены пагубным привычкам: курят в среднем с 10 лет – 90,6%, потребляют алкогольные напитки в среднем с 11 лет – 81,9%, потребляют наркотики в среднем с 12 лет – 35,7%. Среди беспризорных имеют опыт половой жизни в среднем с 13 лет – 48,4%, в среднем с пятью партнерами.

 

 

Источник: Федеральное интернет издание «Капитал страны».


Информация о работе Демографический состав беспризорных