Бандитизм. Понятие, признаки и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является юридический анализ действующего уголовного закона об ответственности за бандитизм.
В соответствии с данной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть юридическую характеристику бандитизма.
2. Раскрыть отграничение бандитизма от смежных составов преступлений.
3. Показать примеры из судебной практики по бандитизму в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Юридическая характеристика бандитизма……………………………….5
1.1 Понятие бандитизма………………………………………………………5
1.2 Основной объект и объективная сторона бандитизма…………………8
1.3 Субъект и субъективная сторона преступления………………………11 11
1.4 Квалифицированный вид бандитизма…………………………………..13
2. Бандитизм и смежные составы преступлений.............................................16
2.1 Отличие бандитизма от разбоя………………………………………….16
2.2 Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений……..24
2.3 Судебная практика по бандитизму в Российской Федерации………...26
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по УП.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

В случаях, когда лица, не входящие в состав банды, оказали ей или отдельным ее членом эпизодическую помощь в преступной деятельности, например, предоставили оружие, автомашину для совершения нападения, они должны нести ответственность за соучастие в бандитизме, на это указано в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм".

Если лицо, фактически оказав содействие банде в совершении нападения, не сознавало, что оно оказывает помощь именно банде, в его действиях отсутствует состав соучастия в бандитизме.

Так, члены банды Я. и Е., подготовив нападение на квартиру предпринимателя, склонили к участию в преступлении Р., который должен был подвезти их к дому, где проживал потерпевший, на своей машине и дожидаться указанных лиц с похищенным имуществом в соседнем дворе При этом Р. было сказано, что Я. и Е. идут грабить. В такой ситуации Р. не предполагал и не мог предполагать, что перед ним члены банды, совершающие очередное бандитское нападение.

Курский областной суд, рассмотревший дело, а впоследствии и Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не усмотрели в действиях Р. состава бандитизма, квалифицировав его действия как соучастие в разбое.

Понятие нападения также определено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ: «Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось».

Таким образом, термин «нападение», используемый законом, отождествляется с понятием «насильственное посягательство».

С объективной стороны для состава бандитизма не требуется наступления каких-либо вредных последствий, причинения кому-либо ущерба. Поэтому состав бандитизма является формальным.

Если устойчивая преступная группа занимается торговлей оружием, наркотиками, контрабандой, но не ставит целью совершение нападений на граждан или организации, однако при попытке задержания члены этой группы оказали вооруженное сопротивление работникам правоохранительных органов, их действия нельзя квалифицировать как бандитизм. Такого рода преступления должны квалифицироваться, как незаконный сбыт оружия (ст. 222 УК) или наркотиков (ст. 228 УК) с применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК) или как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) по совокупности.

Таким образом, основным объектом бандитизма является общественная безопасность, а объективная сторона бандитизма состоит в создании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно в руководстве такой группой (банды).

 

1.3 Субъект и субъективная сторона  преступления

 

С субъективной стороны данное преступление предполагает прямой умысел. Виновный сознает, что он организует (создает) банду, руководит ее преступной деятельностью либо входит в число ее членов со специальной целью участие в преступлениях, совершаемых бандой (например, в организованных вооруженных нападениях). Вступая в банду, это лицо сознает, что будет выполнять в ее интересах те или иные действия, совершать вместе с ней преступления.

Лица, не входящие в состав банды, но принявшие участие в отдельном нападении, совершенном бандой, должны осознавать, что действуют совместно с вооруженной устойчивой группой (бандой), и желать участвовать в нападении. Нельзя согласиться с мнением о том, что лицо, не являющееся членом банды, участвуя с ней в нападении, может действовать с косвенным умыслом, т.е. только сознательно допускать, что группа, в преступной деятельности которой он принимает участие, представляет собой банду.

Мотив преступления для квалификации бандитизма значения не имеет. Чаще всего бандитские нападения совершаются по корыстным мотивам, но в практике встречались случаи бандитизма по иным мотивам.

Законодатель включил в содержание субъективной стороны бандитизма цель, которая заключается в нападениях, и таким образом, она обрела роль конститутивного признака состава бандитизма. Указания на конкретные цели нападения закон не содержит, однако Пленум Верховного Суда в своем постановлении отметил большое многообразие возможных целей бандитских нападений. Это может быть как непосредственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями граждан либо организаций, так и убийства, изнасилование, уничтожение или повреждение имущества, освобождение арестованных из-под стражи и т.п.

Так, группа лиц, вооруженных холодным оружием, совершала нападения на женщин, возвращавшихся поздно из города и вынужденных идти от железнодорожной станции до дома через лес, с целью изнасилования. Группа совершила ряд таких нападений, сопровождавшихся причинением потерпевшим телесных повреждений, а в нескольких случаях и убийством. Все участники группы были осуждены за бандитизм.

В тех случаях, когда один или несколько членов банды совершают преступление, не входившее в намерение банды, имеет место эксцесс исполнителя. В этих случаях за такое преступление, например изнасилование во время вооруженного ограбления, ответственность будет нести только лицо, непосредственно совершившее его. Остальные члены банды, которые не договаривались о совершении изнасилования и не принимали участия в его совершении, ответственности за это преступление нести не будут.

Нередко следствием вооруженных нападений бывают убийства. В таких случаях действия виновных должны квалифицироваться по совокупности со ст. 105 УК РФ.

Субъектами бандитизма могут быть любые вменяемые физические лица, достигшие на момент совершения преступления возраста 16 лет (ч. 1 или 2 ст. 209 УК РФ), либо должностные лица, либо представители власти, например работники полиции и других подразделений безопасности, входящие в состав банды и использующие свое служебное положение для обеспечения преступных актов либо безопасности участников банды.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, входившие в состав банды и участвовавшие в нападениях, несут ответственность за фактически совершенные ими преступления, за которые ответственность наступает с 14 лет, например грабеж, разбой, изнасилование, убийство.

Соучастие в банде практически возможно в форме либо пособничества, либо заранее обещанного укрывательства в случаях, когда субъект, не являясь участником банды, оказывает ей услуги криминального характера, эпизодически подыскивает объекты нападения, сообщает сведения, используя которые бандиты могут избежать задержания, по предварительной договоренности прячет награбленное, имущество, оружие, следы преступления и т. д.

 

1.4 Квалифицированный вид бандитизма

 

Квалифицированный вид бандитизма предусмотрен ч. 3 ст. 209 УК РФ. В качестве квалифицирующего признака данного преступления он впервые указан в УК 1996 г. и не является специфическим признаком, присущим исключительно бандитизму. Помимо ст. 209 УК РФ он указан в 35 статьях Особенной части УК РФ. В судебной практике квалификация по указанному признаку встречается крайне редко. Одной из причин этого является сложность и неоднозначность его понимания.

По поводу субъекта, подлежащего уголовной ответственности за данный квалифицированный состав преступления, в уголовно-правовой литературе не сложилось единого мнения.

Ответственность по этой части статьи несет специальный субъект, а именно лицо, использующее свое служебное положение или представитель власти за одно из указанных выше действий: организация, руководство, участие в банде или в ее нападениях.

В данном случае закон имеет в виду не просто должностное лицо, а субъекта, наделенного определенными властными полномочиями служебного характера, которые он использует для бандитских действий: укрыть бандитов, освободить их от ответственности, сбыть награбленное и т. п.

Особую опасность представляют случаи, когда в банде участвуют работники правоохранительных органов или охранных служб, имеющих табельное оружие на законных основаниях. Используя форменную одежду и служебные удостоверения, эти лица облегчают совершение преступления, вводят в заблуждение потерпевших, которые не оказывают сопротивления.

Служебное положение могут использовать и работники банков, коммерческих предприятий, которые разрабатывают план нападения, информируют других членов банды о системе сигнализации и охраны, месте расположения ценностей, режиме работы с деньгами и иным способом обеспечивают успешное совершение бандитского нападения.

Субъектами использования служебного положения могут быть не только должностные лица, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к должностным лицам, но и иные служащие, в том числе, коммерческих и некоммерческих организаций.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 указанного постановления разъяснил, что «под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.».

Действия организатора (руководителя) банды, её участников, и участников совершаемых бандой нападений, совершённые с использованием служебного положения, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 209 УК без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за служебные преступления.

В случае использования служебного положения для содействия (не сопряжённого с участием в нападении) банде лицом, не являющимся её членом, содеянное должно квалифицироваться как пособничество в бандитизме по ч. 2 ст. 209 УК со ссылкой на ст. 33 и по совокупности с соответствующими статьями, предусматривающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК) или преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК).

Таким образом, бандитизм опасен тем, что участники преступной группировки вооружены и в любой момент могут применить имеющееся у них оружие. Тем самым они ставят под угрозу жизнь неопределенного числа людей, если к тому же еще и учесть, что большинство таких группировок имеют в своем арсенале не только обычное оружие, но и взрывные устройства, гранаты.

 

 

2. Бандитизм и смежные  составы преступлений

 

2.1 Отличие бандитизма от разбоя

 

Разграничение бандитизма и вооруженного разбоя, совершенного организованной группой, - довольно старая проблема в теории уголовного права. При решении этой проблемы следует исходить из понимания вопроса о правилах квалификации самостоятельных преступлений, обусловленных членством в банде. В специальной литературе высказываются два диаметрально противоположных мнения.

Одни авторы полагают, что необходима квалификация по совокупности ст. 209 и соответствующих статей Кодекса6. В период действия Уголовных кодексов 1926 и 1960 гг. большинство авторов исходило из правила, что совершение бандой иных преступлений охватывается бандитизмом и не требует дополнительной квалификации по совокупности. Т.е. сложность состоит в том, считать ли бандитизмом только создание банды и участия в ней, или включать туда и совершаемые бандой преступления.

Судебная практика в этом смысле также не отличается последовательностью. В 1993 г. Верховный Суд РФ, обобщая судебную практику по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, подчеркнул: "Хищение наркотических средств, совершенное вооруженной бандой, подлежит квалификации по совокупности ст. 77 и 224.1 УК РСФСР"7.

В 1993 г. при обобщении судебной практики по делам о бандитизме Верховный Суд РФ по этому поводу отметил: "Судам следует иметь в виду, что ст. 77 УК РСФСР, устанавливающая ответственность за организацию вооруженных банд, участие в них и в совершаемых ими нападениях, не предусматривает ответственности за возможные последствия преступных действий вооруженных банд, в связи с чем требуют дополнительной квалификации преступные последствия нападений, образующие самостоятельный состав тяжкого преступления (ст. 71 УК РСФСР)".

В п. 13 постановления от 17 января 1997 г. Пленум указал: "Судам следует иметь в виду, что ст. 209 УК РФ, устанавливающая ответственность за создание банды, руководство и участие в ней или в совершаемых ею нападениях, не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ".

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.01.1999 №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» указал, что совершение умышленного убийства при бандитском нападении должно квалифицироваться по совокупности как бандитизм и умышленное убийство.

И.Шмаров, Ю.Мельникова, Т.Устинова поддерживают указанную позицию судебных органов, мотивируя это тем, что "Бандитизм, как оконченный состав преступления не предполагает наступление определенных последствий".

Иные правила квалификации предлагают А.Андреева, Г.Овчинникова: "Совокупности преступлений не может быть, если объективная сторона второго состава, даже тяжкого преступления, как и бандитизм, выражается только в нападении. Таким образом, поглощаются составом бандитизма акты "разбойного нападения" как для завладения имуществом, так и оружием, поскольку и вооруженность, и нападение в целях завладения - это элементы бандитизма, который, как более опасный состав, поглощает ч. 3 ст. 218 УК"8.

Информация о работе Бандитизм. Понятие, признаки и формы