Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:59, курсовая работа
Биологические ресурсы нашего государства играют важную роль в экономике и традициях страны. Так как с древних веков традиции и культура кыргызского народа связаны с дикой природой и ландшафтом страны. И если мы не начнем предпринимать действия по сохранению наших ресурсов, то стоит опасность не только потери национальной культуры одного государства. Многие виды используются как продукты питания или для коммерческих целей – сюда входит 600 видов дикой флоры и фауны, используемых человеком. А возможного исчезновения ряда редких и уникальных экосистем. Это повлияет как прямо, так и косвенно на благополучие и уровень жизни людей – это относится и к качеству воды, и к доступу к природным ресурсам, и к связи традиций и культуры с биоразнообразием.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особо охраняемые природные территории Кыргызстана
ГЛАВА 2. Заповедники Кыргызстана
2.1. Беш-Аральский заповедник
2.2. Иссык-Кульский заповедник
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Горные массивы, окружающие котловину, сложены в основном породами допалеозойского и палеозойского возраста, а сама межгорная впадина выполнена мезозойскими и кайнозойскими отложениями. В западной части заповедника преобладают гранитоиды. Северо-западные склоны Чандалашского хребта сложены кайнозойскими кирпично-красными конгломератами и песчаниками. Для верховий р. Чандалаш характерны многочисленные интрузии гранодиоритов с диабазовыми порфиритами. В верховьях Чаткала отмечены интрузии габброидов. По северо-западным склонам Чаткальского хребта распространены нижне-карбоновые и верхнедевонские известняки, а в средней его части — кварциты, конгломераты и сланцы.
Чаткальская котловина представляет собой обособленный район Юго-Западной климатической области Киргизии. Ведущую роль в формировании климата котловины играют ее уникальные орографические условия. Окружающие долину высокие горные хребты, препятствуя проникновению холодных воздушных течений с севера и северо-востока, ослабляют воздействие сибирского антициклона, а достаточно высокий «порог» на юго-западе затрудняет теплообмен с более прогретым воздухом расположенных ниже пустынь. Таким образом, в холодное время года Причаткалье превращается в своеобразную ловушку для продвигающихся с запада мощных воздушных масс. Рельеф котловины и низкие температуры воздуха способствуют конденсации приносимой влаги и образованию необычайно глубокого снежного покрова Причаткалья. Наиболее увлажнены западные склоны гор и верховья Чаткала.
Климат региона
Весна наступает в марте, для нее характерна довольно большая продолжительность и неустойчивая погода. В это время в горах часто сходят лавины. Средняя температура марта в среднегорьях —5°. В верхней части долины среднесуточные температуры переходят через 15° в середине июня. За весенний период выпадает в виде дождя и снега свыше 30% годовой нормы осадков.
Лето в Чаткальской котловине довольно теплое, сухое, малооблачное. Среднемесячные температуры июля колеблются от 16 до 20°, а максимальные достигают 35°. За три летних месяца выпадает всего 10— 15% годовой нормы осадков. Относительная влажность воздуха снижается до 52%.
Осень в Причаткалье в первой половине обычно сухая и теплая, но уже с середины октября начинают выпадать довольно интенсивные дожди и даже снег.
В среднегорной части котловины средние температуры ноября уже отрицательны —5°. Продолжительность безморозного периода в среднем составляет 165 дней, а в высокогорьях заморозки бывают практически в любое время вегетационного периода.
Чаткальская зима поражает своим многоснежьем и устойчивыми холодами. Средняя месячная температура января колеблется от —10° в нижней до —15° в средней части долины. Абсолютный минимум может достигать —40°. Первый снег ложится в конце октября — начале ноября, устойчивый снежный покров держится 4—5 месяцев. В конце марта он достигает 90—100 см. Примечательно, что расположенный на пути влажных воздушных течений Пскемский хребет своим наиболее высоким отрезком северо-восточнее г. Бештор практически полностью их задерживает и способствует образованию бесснежных участков. Разбросанные среди обширных массивов, покрытых глубоким снегом, они помогают перезимовать многим диким животным.
В Чаткальской котловине
Среднегодовое количество осадков колеблется в пределах от 500 до 800 мм, достигая максимума в верховьях Чаткала.
Главная река котловины и заповедника — Чаткал — относится к бассейну Сырдарьи, берет начало на южных склонах Таласского Алатау. Это — одна из крупнейших водных артерий Западного Тянь-Шаня. Ее протяженность 144 км, площадь бассейна 6870 км2. В верхней и центральной частях котловины река протекает по просторной освоенной человеком долине, где в рыхлых валунно-галечно-песчаных и глинистых отложениях она выработала своеобразную каньонообразную пойму, занятую в основном тугайной растительностью. Пойма Чаткала заповедна на протяжении 60 км с двумя 10-километровыми разрывами в районе поселков Каныш-Кыя и Джаны-Базар. Ниже устья р. Терс, в пределах западного заповедного участка, борта котловины начинают смыкаться, и Чаткал, как бы вступая в единоборство с каменными громадами окружающих хребтов, пропиливает в них_ неповторимую по своей грандиозности и живописности теснину, протянувшуюся на несколько десятков километров. Лишь в районе урочища Беш-Арал, что в переводе означает «пять островов», пойма реки несколько расширяется, образуя небольшие ничем не примечательные островки, давшие название левобережному притоку Чаткала, упомянутому урочищу и — пожалуй, без особых на то оснований — самому заповеднику.
Кроме Чаткала гидрографическую сеть котловины образуют его довольно крупные притоки: правый — Чандалаш, длиной около 90 км, и левый — Терс, протяженностью 40 км, а также 35 небольших, длиной 10—20 км, речек и множество более мелких водотоков, стекающих со склонов Чандалашского, Пскемского и Чаткальского хребтов. Основным источником питания Чаткала и его притоков служат талые снеговые и ледниковые воды, а также дожди и родники. Половодье достигает максимума в июле — августе, после чего сток резко идет на убыль. Зимой реки практически не замерзают. Среднегодовой расход воды в Чаткале составляет около 80 м3/с.
Озера представлены небольшими водоемами завального и моренного происхождения. Исключительно живописно проточное оз. Кара-Токо, образованное завалом в верховье одноименной реки. Оно удивительно гармонирует с суровыми высокогорными ландшафтами северных склонов Чаткальского хребта.
Для региона характерно большое разнообразие почвенного покрова. По нижним частям долины Чаткала и его притоков на первой и второй надпойменных террасах на высотах от 1500 до 2000 м распространены светло-каштановые почвы. Подстилаются они преимущественно галечником, имеют темно-серую окраску, легко- и среднесуглинистый состав, содержат значительное количество гумуса и в зависимости от состава почвообразующих пород могут быть карбонатными или выщелоченными. Основная часть этих плодородных массивов в настоящее время освоена и занята сельскохозяйственными культурами.
Вдоль русл рек на молодых галечниковых и песчано-глинистых отложениях сформировались лугово-болотные, торфянисто-болотные и местами солончаковые пойменные почвы. По верхним террасам Чаткала и примыкающим к ним склонам гор на высотах от 2000 до 2500 м под типчаковыми и прангосовыми степями развиты темно-каштановые почвы с довольно высоким содержанием гумуса.
По склонам окружающих котловину хребтов на высоте более 2500 м распространены исключительно неоднородные почвенные разности горно-степные серо-коричневые, горно-лугостепные бурые, субальпийские лугостепные бурые и высокогорные альпийские лугостепные.
В высокогорьях Чаткальского и Пскемского хребтов имеются также обширные каменистые массивы, где процессы почвообразования находятся в зачаточном состоянии. Скальные обнажения в заповеднике занимают значительные площади.
Для почвенного покрова горных склонов
Чаткальской котловины
На заповедных участках достаточно полно представлены основные ландшафты Чаткальской котловины и окружающих ее гор.
Почти на 100 км простираются тугаи поймы Чат-кала среди широкой (5—7 км) своеобразной ступенчатой полупустынной равнины с хорошо выраженными террасами. Первая из них возвышается примерно на 40 м, а последующие — соответственно на 70, 50 и 150 м одна над другой. В ртличие от многих межгорных впадин Тянь-Шаня (Таласской, Ферганской, Иссык-Кульской) зимой и весной здесь выпадает значительное количество осадков. Однако летний и раннеосенний периоды засушливы, в результате ландшафтам котловины свойственна довольно высокая степень остепненности и даже опустыненности. К тому же сказывается общая юго-западная ориентация котловины и близость обширных пустынь Средней Азии. Значительная часть террас распахана и используется под зерновые культуры и кормовые травы. Для горных склонов котловины, где находятся основные участки заповедника, характерны следующие ландшафты: низкогорные — полупустынные и степные; среднегорные — степные, лугостепные, горно-лесные, горные лесо-лугостепные; высокогорные — степные, лугостепные и луговые; альпийские — лугостепные и нивальные.
Растительность
Заповедник входит в Чандалаш-Чаткальский район Западно-Тянь-Шаньского округа Южно-Туркестанской горной провинции Ирано-Туранской флористической области (Коровин, 1962; Тахтаджян, Г978). Растительность этой провинции исключительно богата и разнообразна. Здесь сосредоточена большая часть горной флоры Средней Азии, в том числе и эндемичной.
Однако флора Чандалаш-
Горные эфемеровые полупустыни широко распространены в средней части котловины на первой и второй надпойменных террасах Чаткала. Фрагменты полупустынной растительности встречаются и по нижним прирусловым участкам южных склонов Пскем-ского хребта. Но лишь летом да осенью эти угодья действительно выглядят пустынно. Повсюду неуютно торчат запыленные метелки полыней, уныло кланяются даже при легком дуновении ветра блеклые былинки типчака и мятлика, неприятный осадок оставляет сухой шелест ржавых листьев зопника, то тут, то там валяются, словно выброшенные кем-то за ненадобностью, обветшалые серые шары катрана, как видно успевшие «перекатить» не одно поле.
Растрепанные соцветия бессмертника, утратившие свой золотой блеск, да кое-где приземистые розетки коровяка, как бы вырезанные из старого ярко-зеленого бархата, тщетно стремясь украсить повсеместную серость, лишь дополняют впечатление окончательной заброшенности и безвозвратности ушедшей отсюда жизни...
Но зато уже ранней весной, когда по окрестным склонам еще вчера белели надоевшие за долгую зиму чаткальские снега и панорама котловины выглядела огромным безжизненным негативом, вдруг наступает то удивительное короткое время, когда вчерашнюю полупустыню не узнать. Ярко загораются нежные цветки безвременника шафраноцветкового и крокуса алатавского, золотистыми ковриками расстилаются по выровненным местам гусиные луки, замысловатыми узорами расцвечивают поляны сиреневые бархатистые анемоны. Серебристо-зеленые аспекты создают полыни и злаки, и синими искрами вспыхивают среди них колокольчики иксиолириона татарского. Как-то по-особому гармонируют с общим голубовато-серым фоном каменистых обнажений розовые кисти хохлаток и радостная красота оранжево-красных шелковистых тюльпанов Грейга и Кауфмана. Запоминаются мощные желтые султаны коровяка, приторно-ароматные сиреневые «клумбы» зизифор, зеленовато-желтые кружевные ветви астрагалов. И уже не серым хламом, а спустившимися на землю мягкими и пышными облачными строениями выглядят кусты катрана татарского, омытые чистейшими дождями и росами и, как кисеей, заполненные по всему объему множеством беловатых цветов. Трудно, пожалуй, найти другое такое растение, сумевшее так красиво и предельно экономно защититься от губительного южного солнца, создав внутри себя с помощью полупрозрачной кроны оптимальный световой режим и микроклимат.
Наблюдая полупустыню в период цветения и вегетации, невольно спрашиваешь себя: откуда берутся силы у этой, казалось бы, бросовой каменистой земли, чтобы ежегодно, вот с таким щедрым размахом и как бы взрывоподобно, наперекор всему заполнять иссушенные долины цветами, зеленью, плодами — мощной волной жизни, которая затем упруго катится по всему многообразию других, более богатых ландшафтов? Но, присмотревшись чуть внимательнее к здешним растениям, легко убедиться, что почти все они обладают способностью надежно и быстро усваивать обильно поступающую в период вегетации солнечную энергию и влагу, а затем откладывать и консервировать их в виде питательных веществ в луковицах, корнеклубнях и корневищах. Именно эти, невидимые «подземные кладовые» полупустынь и составляют их достояние, обеспечивая бурное развитие растений, успевших подготовить свои жизненные ресурсы в прошлом сезоне.
Горные степи широко
распространены по всей
В субальпийском поясе к
В составе высокогорных степей преобладают злаки; кроме типчака произрастают мятлик Альберта, овсец, тонконог. Даже на больших высотах в лучше увлажненных местообитаниях степные сообщества дополняются многими луговыми видами. Значительные- площади в высокогорьях занимают заросли арчового стланика.
Ксерофильная древесно-