Туризм на Древнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Значение передвижений людских коллективов как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период и во времена возникновения и формирования древневосточных деспотий. До V вв. до н.э. мировым центром, генерирующим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.
Неолит «подарил» человечеству не только переход к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед веком металлов. И хотя предцивилизационный неолит в разных районах наступал в разное время, его хронологические рамки можно четко фиксировать по археологическим находкам.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 584.50 Кб (Скачать документ)

 Именно стараниями финикийцев  был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти  к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из Средиземного моря в Атлантический океан города Гадир (Кадис) и Тингис (Танжер), тем самым финикийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях. О том, что финикийцы вели активную торговлю с жителями Британских островов, или, как их называли в древности, Касситеридов — Оловянных островов, — свидетельствует то самое олово. Оно распространялось финикийцами по всей Циркум-средиземноморской зоне (рис. 1.3).

 По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путешествие в страну Офир. Видимо, это были либо территории Афара, расположенные на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда.

 В VII в. до н. э. финикийцы совершили  плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609—594 гг. до н.э.), который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями. Об этом, видимо, широко известном путешествии есть упоминание и у Геродота. «После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне» [10] (рис. 1.4).

Рис. 1.3. Корабли финикийцев

 

Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Финикийцы дали имя азиатскому континенту. Земли, лежащие на восток от Средиземного моря, они называли Асу — восход; со временем это название трансформировалось в Азию.

Европейские полуострова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката — Эреб — Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное название она получила лишь во времена Римской империи. У Геродота, правда, по этому вопросу несколько иное мнение.

Трансконтинентальная торговля финикийцев и их сказочные доходы не могли оставить равнодушными пиратов. Финикийцы, видимо, первые в истории стали «донорами» для института рэкета. Им было выгоднее платить определенный процент со своих доходов пиратам и вести торговлю в более или менее безопасном экономическом пространстве, чем быть в постоянном страхе как за свои торговые операции, так и за саму жизнь.

Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. до н. э. под руководством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие в целом заняло около четырех месяцев.

Около 450 г. до н.э. (ученые не пришли к единому мнению относительно датировки этого плавания) из Карфагена отправилась большая экспедиция под началом государственного деятеля и полководца Ганнона на 60 пятидесятивесельных кораблях. В ней приняло участие до 30 000 женщин и мужчин. И это не случайно. Целью экспедиции было открытие и колонизация Западно-Африканских территорий. По мнению ряда ученых, Ганнон, выйдя из Средиземного моря через Геркулесовы Столбы (Гибралтарский пролив), продвинулся вдоль берегов Западной Африки к югу до территории современного государства Сьерра-Леоне.

Рис. 1.4. Карты путешествия финикийцев вокруг Африки (а); Древнего Суэцкого канала (б)

 

Некоторые считают, что он достиг даже берегов Гвинейского залива. Из-за недостатка продовольствия они повернули обратно. Но все же цель этого похода была достигнута. На широте Канарских островов ими была основана колония — Керна (рис. 1.5).

Существуют сведения, что информация о походе была выбита на каменной плите, которую установили в храме Ваала в Карфагене, уничтоженном, как и весь город, после 3-й Пунической войны в 146 г. до н. э. Возможно, что эта информация была специально уничтожена самими карфагенянами или хранилась в тайне, так как они опасались конкуренции в своей торговле с африканцами, жившими по побережью Западной Африки.

Сам же Ганнон оставил описание этого путешествия — «Пе-рипл», которое известно по сокращенному греческому пересказу.

Есть предположение, что карфагеняне могли даже осуществить путешествие и в Новый Свет.

Рис. 1.5. Карта похода Ганнона

К выдающимся мореплавателям и путешественникам древности можно с полным основанием отнести и жителей острова Крит.

Критская (минойская) цивилизация существовала с середины III тыс. до н.э., достигнув своего расцвета к XVII—XVI вв. до н.э. В это время флот династов Крита Миносов доминировал в Восточном Средиземноморье. Критяне даже сумели минимизировать пиратство в этом районе. Это удалось им сделать не только потому, что у них был прекрасный флот. Жители острова Крит под руководством царя сами достаточно долгое время занимались пиратством и прекрасно знали все места расположения, обычаи и уловки пиратов.

Их корабли арендовали египтяне для перевозки финикийского леса. Крит проводил и активную колонизаторскую политику как в направлении материковой Европы — юг Балканского полуострова, так и по отношению к населению многочисленных островов Эгейского моря.

Морские суда критян даже позднеминойского периода (XXI — XV вв. до н.э.) были настолько усовершенствованы, что в них имелись каюты не только для кормчих, но и для пассажиров (изображение подобного корабля имеется на золотом перстне), что дает возможность говорить о морском туризме.

Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях. Аристократия имела и свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережьями Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, как правило сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но и прекрасным морским вояжем.

 Создание Персидской империи  Ахеменидов в середине I тыс. до  н.э., простирающейся от Средней  Азии до Египта, привело к систематизации географических знаний.

Персидская империя осуществляла очень динамичные торговые операции как на своей территории, так и с сопредельными странами. Персидские цари были заинтересованы в активизации внутренней торговли. Из-за свободного передвижения по всей территории товаров и людей (верховная власть этому не препятствовала, в отличие от многих современных ей восточных деспотий) путешествия с самыми различными целями были характерной чертой этого государства.

Известна разведывательная экспедиция, совершенная во времена правления Дария I (522 — 489 гг. до н.э.), имеющая большое познавательное значение. Вот что по этому поводу свидетельствует Геродот: «Большая часть Азии стала известна при Дарий. Царь хотел узнать, где Инд впадает в море (это ведь единственная река, кроме Нила, где также водятся крокодилы). Дарий послал для этого на кораблях нескольких людей, правдивости которых он доверял. Среди них был и Скилак-кариандинец. Они отправились из города Каспатира в Пактии и поплыли на восток вниз по реке (Инду. — М. С.) до моря. Затем, плывя на запад по морю, на тридцатом месяце прибыли в то место (на севере Красного моря. — М. С), откуда египетский царь послал финикиян в плавание вокруг Ливии. После того как они совершили это плавание, Дарий покорил индийцев и с тех пор господствовал также и на этом море. Таким-то образом было выяснено, что Азия (кроме восточной ее стороны), подобно Ливии, окружена морем».

Персидский царь Ксеркс в первой половине V в. до н. э. также организовал экспедицию, носившую научно-просветительский, военно-стратегический и торгово-экономический характер одновременно. По плану царя необходимо было обогнуть Африку, двигаясь с запада на восток. Но это, к сожалению, сделать не удалось, и флотилия вынуждена была вернуться в Египет.

Обращает на себя внимание универсальный характер обеих экспедиций. Представители династии Ахеменидов явно стремились к реалистическому познанию окружающего их мира.

Одним из наиболее «странствующих» народов являются евреи. История государства Израиль начинается в начале II тыс. до н.э., когда Авраам, один из патриархов древности и праотцов еврейского народа, покинул Месопотамию и переселился в Ханаан (Палестину), «землю обетованную».

Позже его потомки переселились в Египет. Но жизнь в Египте со временем стала для евреев невыносимой. На исторической арене появляется политический деятель, который возглавил исход своего народа из Египта. Это был Моисей. Сорокалетнему странствию посвящены четыре из пяти книг Моисеевых — «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие», которые являются составной частью Ветхого Завета.

В Библии сказано: «И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Ханаанеев».

Очевидно, что путешествие из Египта в Палестину не могло занять много времени, но оно тем не менее продолжалось сорок лет. Этот срок был установлен Богом. Когда, народ шедший за Моисеем, очередной раз возроптал на Господа, а Моисея решил побить камнями, то «сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него? Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; (только детям их, которые здесь со мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все раздражавшие Меня, не увидят ее» [13]. Пророчество это было исполнено. И только через 40 лет Господь дал возможность 120-летнему Моисею увидеть «землю обетованную», а избранному Богом народу — заселить ее.

Можно ли данное сорокалетнее странствие целого народа рассматривать в преломлении туристской тематики? С нашей точки зрения, несомненно. История знает бесчисленное количество примеров, когда те или иные народы находились под чьим-то игом, страдая и подвергаясь геноциду. Нельзя сказать, что исход евреев из Египта преследовал сугубо утилитарные цели.

В данном случае мы вновь сталкиваемся с божественным вмешательством. Яхве обещал целому народу не просто новые земли, но переоценку и обновление собственного «Я», самоутверждение и новые самодостаточные ценности, что в полной мере относится к мотивации туризма.

На Древнем Востоке явственно проступили черты всех видов туризма. Некоторые из них, такие как паломнический и научный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путешествия также были хорошо известны жителям древних цивилизаций Востока.


Информация о работе Туризм на Древнем Востоке