Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:25, курсовая работа
Рассматривается история возникновения художественных музеев, их характеристика. Представлено описание и деятельность художественных музеев мира и Республики Казахстан. Выявляется роль современного художественного музея в жизни общества
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ 6
1.1 История возникновения художественных музеев 6
1.2 Характеристика деятельности современных художественных музеев 14
2 СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ МИРА И КАЗАХСТАНА 17
2.1 Художественные музеи мира 17
2.2 Художественные музеи Республики Казахстан 19
3 РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Яркое поколение шестидесятников, среди которых С. Айтбаев, А. Сыдыханов, О. Нурпеумаев, Т. Тогусбаев и другие, принесло с собой новые идеи, по-новому взглянуло на собственное национальное наследие. А когда-то их обвиняли в «стилизации» и «формализме». Тесно связано с Казахстаном творчество петропавловца Анатолия Бургаева. Его полотна передают самые разные чувства: одни - поэтичные, романтичные, лиричные, светлые картины, другие - более напряженные и даже драматичные. Анатолий Николаевич работал в различной технике монументального искусства: мозаике, чеканке, витраже, рельефе, резьбе по дереву, росписи. Первая мозаика с рельефом появилась в 1972 году на углу нынешних улиц Жамбыла и Брусиловского. И сегодня его панно украшают улицы и интерьеры городов и сел области.
«Война шестидесятников» взрывается появлением новых лидеров - К. Мулдашева, Е. Тулепбаева, Д. Алиева, К. Есеркеева, М. Аманжолова и сильного голоса Амандоса Аканаева. В искусстве возникает новая, экспрессивно-динамическая атмосфера. «Я все делаю с любовью» - таково творческое кредо Камиля Мулдашева. С любовью он создает полотна на большие темы современности. Из его последних работ широко известен парадный портрет Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева во время инаугурации, запечатлевший образ государственного деятеля новой формации. Наступает золотое время развития изобразительного искусства в Северном Казахстане, когда наряду с профессиональными художниками раскрывались и талантливые самородки. Гордость современного искусства - творчество художников-новаторов. В их числе - Руслан Хальфин, Владимир Гачинский, Валерий Крестников, Владимир Лукин и другие мастера. Философское осмысление истории и современности - одна из важных особенностей искусства в последние годы. Творчество Владимира Лукина в свое время получило высокую оценку Президента РК Нурсултана Назарбаева. А ведь художником он стал неожиданно. Трагическая случайность перечеркнула карьеру спортсмена-конькобежца. Свое новое видение мира Владимир Лукин выразил в художественных произведениях.
Приезжают в музей и гости. И не только посетители, но и экспонаты. В конце прошлого года здесь развернулась выставка акварели карагандинских художников «По дорогам Сары-Арки», на которой были представлены картины природы и быта степняков.
Пройдя по залам музея искусств, можно познакомиться не только с картинами и скульптурами казахстанских мастеров XX века. Осенью прошлого года здесь открылся новый зал, в котором представлены отреставрированные работы иконописцев XIX - начала XX веков из музейной коллекции. От российских и украинских народных икон Богоматери, Иисуса Христа, Николая Чудотворца, апостолов и евангелистов, старообрядческих крестов, икон, складней веет духом глубокой старины. Благодаря новым технологиям талантливых реставраторов эти уникальные вещи представлены в подлинном их виде.
В 2007 году в музее преобразились не только отреставрированные художественные произведения, но и залы. Монтаж системы освещения, установка специального оборудования позволили заиграть экспозициям новыми красками. Музей красив, он живет, радует нас.
Каждый год
здесь проходят выставки, лекции и
другие мероприятия, посвященные художникам-
3 РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Дискуссии о роли музея, его статусе не утихают в течение последнего десятилетия. Основной вектор полемики связан с попыткой осмыслить место музея в новой системе координат. Причем, координат разного порядка: политических, связанных с «открытием» для музеев ряда ранее запрещенных тем, экономических, определяемых функционированием музея в новых условиях рыночной экономики [15, с. 57], правовых, направленных на оформление законодательной базы музея, включение в систему международного музейного права [16, с. 102], культурологических, связанных с формированием самостоятельной науки, анализирующей музей как феномен культуры.
Важно, однако, отметить, что смена системы координат привела не только к значительным трансформациям национального музейного организма. Речь, в данном случае, необходимо вести не столько о национальном характере перемен (что особенно актуально для Казахстана 1990-х гг.), сколько об общемировых тенденциях складывания новой картины музея, проявившихся в развитии музейного пространства второй половины XX – начала XXI столетия [17, с. 91].
Среди основных тенденций указанного периода можно назвать развитие музеев, осваивающих новые возможности музея - культурного, образовательного, игрового, наконец, развлекательного центра. Опыт «живого» музея воплощен в музеях по всему миру.
Музееведение как наука, одной из задач которой является осмысление процессов культурных форм, отражающих особое отношение человека к действительности, сегодня находится в достаточно сложном положении. С одной стороны, междисциплинарный характер науки предполагает возможности анализа музеев различных форм и типов в их институциональном и феноменологическом проявлениях на основе неких общих выработанных методов музееведения с одновременным обращением к методам частных (по отношению к музеям профильных наук). Таких же методологических координат придерживаются и те научно-практические направления, которые связаны с проблемным полем музееведения. Так музейная педагогика как область научно-практической деятельности музея находится, по мысли специалистов, на стыке педагогики, музееведения, психологии, социологии и других гуманитарных наук [18, с. 5]. Подобный подход «работает» по отношению и к другим областям и направлениям музейной деятельности: научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, научно-исследовательской, культурно-образовательной. Даже сфера управления в музейной деятельности оказывается зависима от профильной принадлежности музея. В дискуссиях по поводу особенностей организации менеджмента в музеях, внедрения новых управленческих технологий представители профессионального музейного сообщества указывают на необходимость понимания менеджером сущности музея, его миссии и особенностей собрания. Таким образом, закрепляется недопустимость подхода к управлению музеем как учреждением культуры «вообще».
Итак, можно констатировать, что, наряду с обращением к методам профильных наук, в рамках музееведения развивается представление о наличии неких специфических черт, присущих всем музеям. Данное положение не отменяет разнообразия музейного мира, однако при кажущейся простоте типологизации (например, по профилю, направлению деятельности) попытки ее составления с позиции именно многообразия форм во всем богатстве проявлений взаимодействия с публикой, музейным предметом и коллекцией, определяемой миссией музея, наконец, определения места музея в культурном континууме находят на неизбежные противоречия. Иными словами, сложно составить единую схему, определить систему координат по принципу «музей - не музей». Всем ясно, что слово «музей» вызывает устойчивые ассоциации, какие могут возникнуть при разговоре о чем-то постоянном, имеющем общие черты, но в то же время, знакомство с конкретными проявлениями этого образования, наводит на мысль о бесконечном многообразии частных проявлений, причем в каждом из направлений деятельности.
Одним из таких проявлений может быть, безусловно, назван художественный музей. При анализе этой формы наиболее ярко проявляется ощущение особенности именно художественного музея как феномена культуры. Это и особенность собрания, и совокупность технологических приемов, которые не могут быть скопированы в музеях другого профиля. Характеризуя специфику именно художественного музея, М.С. Каган отмечал, что художественный и исторический музеи - это учреждения, которые принадлежат к разным сферам культуры. Так, «художественный музей - это учреждение, в котором искусство предстает в его художественном качестве и обращено к художественному восприятию, переживанию, так же как спектакль, так же как концерт в филармоническом зале» [18, с. 24]. А музей исторический «обращен к тем знаниям данной сферы культуры, которые нужны человеку в такой же мере, в какой ему вообще нужны знания природы, гражданской истории, истории техники и т.д.» [18, с. 25].
Данные особенности характерны, прежде всего, для музеев «галерейного типа» (не случайно ряд художественных музеев называются именно галереями). Художественный мемориальный музей ближе к литературному мемориальному музею, что позволяет вывести его за пределы рассматриваемой схемы [19, c. 376-382].
Особенность и уникальность собрания художественного музея очень точно отметил создатель научной школы педагогики художественного музея Б.А.Столяров: «Художественный музей как данность не ориентирован ни на какой возраст - ни на пенсионера, ни на ребенка. Он существует в совершенстве своих вещей» [18, с. 20]. Уникальность собрания, в котором на любом этапе (не только в фондовой, но и в экспозиционной и образовательной практике) памятник (произведение искусства) превалирует над комплексом (экспозицией, выставкой) является одной из существенных черт музея. Именно поэтому некоторые выставочные проекты художественных музеев, созвучные тенденциям современного музейного дела, воспринимаются в высшей степени противоречиво. Действительно, именно для художественных музеев характерно неоднозначное восприятие неожиданных и смелых проектов. Постепенно в научном и даже общественном сознании закрепляется право музея на реализацию такой функции музейной экспозиции и выставки как моделирование действительности (которое может быть весьма произвольным - с помощью одного и того же материала возможно акцентирование значимого для экспозиционера аспекта этой действительности [20, с. 47]). В рамках экспозиции или выставки в художественном музее такое право оказывается очень условным. Дискуссия о границах выражения своего авторского «Я» в создании выставки с развитием выставочных проектов такого «авторского» понимания творчества художника или эпохи в развитии изобразительного искусства приобретает все более ожесточенный характер. В столкновении противоположных позиций выражается серьезная проблема, приобретающая особый накал именно по отношению к произведению искусства: так, не вызывает противоречия попытка включить самовар или костюм в какую-то среду, но попытка создать такую среду вокруг произведения искусства часто оборачивается сложными реакциями, сомнениями в возможности предлагать некое «авторское» решение восприятия художника и произведения. Искусствоведы призывают смотреть на само произведение, экспозиционеры (тоже искусствоведы, но смотрящие на произведение под особым «музейным» углом зрения) пытаются предложить концепцию восприятия художника.
Другой аспект в решении проблем поиска места музея - это определение места художественного музея в коммуникационном пространстве, анализ художественного музея как культурно-коммуникативной системы. При анализе музея в пространстве коммуникационного взаимодействия, важно помнить, что коммуникационные процессы обусловлены, с одной стороны, объективными процессами (прежде всего, в сфере исторической коммуникации, так как само появление музея как социокультурного института и его развитие было связано с объективными процессами смены ценностных ориентаций), а, с другой, субъективными (то есть связанными с моделированием человеком основных линий в развитии музея в соответствии с задачами актуальной коммуникации). Динамика первых процессов позволяет рассматривать музей как феномен исторического сознания, особенности вторых указывают на активное конструирование механизмов музейного взаимодействия.
Историческая сфера связана с теми ценностными ориентациями, которые обусловили специфику и историческую динамику развития музея; актуальная сфера является областью современного ценностного напряжения, охватывает область тех задач, решать которые призваны различные социокультурные институты, в том числе музей.
Для определения,
специфики художественного
Реализация стратегий первого типа, в значительной степени, определяется спецификой и закономерностями развития особого отношения к действительности и последующим формированием и развитием музея как социокультурного института, а так же особенностями реализации тех или иных функций. Рассматривая развитие музея в исторической перспективе, в том числе художественного музея, исследователи отмечают, что появление галерей, кабинетов и прочих коллекций в XV-XVI вв. было связано с гуманизмом как важнейшей ценностной установкой эпохи. Интерес к человеку, рукотворному миру становится тем ядром, вокруг которого выстраивается понимание отдельных феноменов, в том числе, феномена появления музея. В свою очередь, интерес к античной культуре, так же характерный для эпохи Возрождения, обусловил возникновение такого феномена домузейного собирательства как антикаварии (показательным, например, является создание «Антиквария статуй» в Бельведерском дворике Юлием II; так же можно назвать такие собрания как коллекции Медичи во Флоренции, антикварий Виттельсбахов в Мюнхене и т.д.) [21, с. 112-138].
Дальнейшее развитие коллекционирования и музейного дела в XVII-XVIII веках, последовавшее за становлением музея как социокультурного феномена, так же детерминировано ценностными ориентациями эпохи, которые задали координаты в развитии музейного дела, связанные с формированием концепций, основанных на идеологии Века Просвещения [21, с. 161-164]. Так, например, в этот период заметно выделились образовательные и воспитательные функции музеев, что соответствовало целям и задачам, которые ставили перед собой просветители. Основным для музеев и коллекций того времени была популяризация прогресса в познании. Эта тенденция нашла воплощение в музее Ф. Кальчолари в Вероне и Ф. Коспи в Болонье, в комплексном музее Атанасиуса Кирхера [21, с. 165-166].
Культура Романтизма обусловила появление ряда национальных музеев, и, в значительной степени, определила понимание музея как фактора национального самосознания. Появление Венгерского национального музея (1802), Национального музея в Праге (1818), Национального музея древностей в Копенгагене (1819), Германского национального музея в Нюренберге (1852), музея древностей в Сен-Жермен (1862), музея древностей в Бухаресте (1864), Румянцевского музея в Петербурге (1831) и Государственного исторического музея в Москве (1872) необходимо рассматривать как частные проявления единой тенденции, связанной с интересом к историческому наследию [2, с. 196-198].
Дифференциация научного знания стала предпосылкой для перехода от комплексных собраний к специализированным музеям. Академические музеи, созданные на базе отделов Кунсткамеры, аналогичные процессы, произошедшие в Датской Королевской кунсткамере, появление ряда музеев декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел (музея искусства и промышленности в Вене в 1863 г., музея прикладного искусства в Берлине в 1867 г., музея декоративного искусства в Париже в 1882 г. и т.д.) являются яркими иллюстрациями этого процесса [2, с. 196-198.].
Информация о работе Художественные музеи: возникновение и современные тенденции развития