Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, контрольная работа
Во второй половине ХХ века начало набирать силу такие явления как фашизм и тоталитаризм. Почти в каждом государстве присутствуют нацистские организации, ведущие активную пропаганду. Но предпосылки возникновения фашизма, в частности, в Германии, принявшие форму нацизма возникли раньше. В данной работе я хочу рассмотреть исторический аспект и факторы влиявшие на формирование правовой системы нацистской Германии.
1. Введение. 3
2. Предпосылки возникновения нацизма в Германии. 3
3. Гражданское общество Германии периода Веймарской республики как источник немецкого фашизма 5
4. Идея «арийской расы». 8
5. Приход нацистов к власти. Расклад политических сил в этот момент. 10
6. Законодательство Германии в период 1933-1945 г. 11
7. Заключение 18
8. Список литературы. 19
Негосударственная образовательная
автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«Самарский институт бизнеса и управления»
Кафедра Государственно-
Специальность
(направление) 030900 «Юриспруденция»
Форма обучения Экстернат
Контрольная работа
Дисциплина История
государства и права зарубежных стран
Тема Законодательство
нацистской Германии
Выполнил студент Д. Ю. Болдырев
Преподаватель
Дата сдачи __________________
Дата проверки _____________________
Оценка _____________________
_______________ ______________
подпись Ф.И.О. преподавателя
Самара, 2013
Во второй половине ХХ века начало набирать силу такие явления как фашизм и тоталитаризм. Почти в каждом государстве присутствуют нацистские организации, ведущие активную пропаганду. Но предпосылки возникновения фашизма, в частности, в Германии, принявшие форму нацизма возникли раньше. В данной работе я хочу рассмотреть исторический аспект и факторы влиявшие на формирование правовой системы нацистской Германии.
Особенность развития германского общества заключается в том, что еще во времена «Первого рейха» - Священной Римской империи в 962—1806 гг. германские императоры претендовали на высшую власть во всем западном христианском мире.
«Второй рейх», или Германская империя начала свое существование с победоносных войн с Данией, Австрией и вечной соперницей Германии - Францией. Полученные контрибуции позволили поднять хозяйство, обеспечили быстрое развитие промышленности и реализацию имперских амбиций. Были аннексированы земли, когда-то входившие в состав Священной Римской империи, приобретены многочисленные заморские колонии. Но эти «крохи от колониального пирога» империю не удовлетворяли, поэтому основой внешней политики Германии стал передел уже поделенного мира. Возникли идеи восстановления прошлого имперского величия, осознание исключительности роли немецкого народа в истории человечества. В течение почти 50 лет до 1914 г. Германия переживала невиданный взлет. Мощная экономика, сильная армия, сразу подряд выигравшая 3 войны и создавшая империю, самый организованный капитализм, необычайный рост политического авторитета, все самое великое, отуманившее умы буржуа и бюргеров. Режим «вооруженного мира», навязанный Германией самой себе и Европе способствовал росту промышленного производства, развитию науки и техники. Принятие 2-х морских законов 1898 и 1900 годов должно было положить конец владычеству Англии на морях. Закон 1914 года «О чрезвычайных полномочиях правительства» окончательно перевел экономику Германии на военные рельсы, дал государственным органам право контроля над сырьем и топливом, его использованием для военных нужд, над распределением и выполнением правительственных военных заказов. В различных отраслях промышленности были созданы военные комитеты, выполнявшие контрольные функции. В дальнейшем нацисты повторят эти меры кайзеровского правительства в Законе «Об органическом построении экономики Германии» 1934 года.
28 июля 1914 года началась первая мировая война. 1 августа в нее вступила Германия. Все стороны рассчитывали на быструю победоносную войну, но в результате получилось наоборот. Под влиянием революции в России и призыва большевиков к «миру без аннексий» набирали силу прокоммунистические элементы Германии. Карл Либхнет еще в 1914 г. выступал в рейхстаге против войны. В условиях растущей оппозиции и неудачах на фронтах, буржуазия начала размышлять о концентрации власти в руках одного лидера.
Реакцией «правых» на мирные резолюции рейхстага и на сложившуюся революционную ситуацию (забастовки в Берлине, голод по всей стране) проявилась в создании осенью 1917 г. «Партии отечества», ставшей центром сосредоточения всех крайних консерваторов, поборников экстремистской военной политики. Еще в ходе войны милитаристы и реакционеры, представленные фельдмаршалом Гинденбургом, его генералом Людендорфом, генералом Каппа искали способы подавления левой крамолы. И если Австро-Венгрия была готова признать провал своих внешнеполитических амбиций, то в Германии перед революционной угрозой сплотились самые ультраправые, реакционные силы во главе с военными. Победили сторонники войны - и не потому, что они смогли убедить себя и других в возможности победы, а потому что война казалась им лучшим средством предотвращения революции.
На востоке молодая Красная армия дала отпор. На западе наступление застряло. Париж взять не удалось. В ноябре 1918 Германию охватила революция. И 28 апреля 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца германские представители подписали мирный договор со всеми его тяжелейшими условиями. Версальский договор не разрешил никаких европейских или мировых проблем, но создал огромное количество новых. Общая характеристика: «договор противозаконный, договор неосуществимый, договор недостаточный» - характеристика этот договора одним из участников его подписания со стороны стран Антанты.[2] А В. И. Ленин указывал, что Версальский договор - "...договор хищников и разбойников", "...неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41. с. 352, 353).
За 4 года страна, уступавшая только США была ввергнута в пучину кризиса и отброшена назад в развитии. Веймарская республика поначалу устраивала и либеральных буржуа, боявшихся революции, и традиционных монархистов, как основу ментальности общества. Государственный аппарат изменен не был: около 2 млн. чиновников, офицеров и судей остались на местах. Землевладение, частная собственность, капитал – оставались в силе. Революционные движение жестоко подавлялись, наряду с введением восьмичасового рабочего дня, свободы слова, голосующего женского населения, свободы партий и профсоюзов, т.е. присутствовали факторы психологического раскрепощения нации, и, как следствие – расширение спектра социальных идей.
Проблема в том, что демократическое лицо Веймарской песпублики по сути не имело значимой опоры, ведь весь аппарат действовал по старому, да и сам придуманный конституционный порядок не учитывал многих факторов в стране. Военные же вообще не приняли нового порядка, для них Кайзер оставался символом силы Германии. По сути армия была бесконтрольной и была самостоятельной политической силой. Военный путч Каппа—Лютвица в 1920 г. ясно это подтвердил. Росли и общественные полувоенные организации.
Веймарская конституция 1919
г. по своей форме была одной из
самых демократических
Большую роль в системе органов исполнительной власти, которая была традиционна сильная в Германии отводилась Президенту. Конституция предоставила Президенту не только функции главы государства, но и сильные исполнительно-распорядительные полномочия. Например, статья 25 Конституции гласила: «Президент империи может распустить Рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу…». Особую важность имела статья Конституции, предоставляющая Президенту право вводить в стране чрезвычайное положение, причем даже в превентивных целях - когда стране могут грозить опасность нарушения общественной безопасности и порядка. Статья 48 конституции указывала, что «Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией, или имперскими законами, то президент империи может принудить ее к этому с помощью вооруженной силы. Если в пределах Германской империи серьезно нарушены общественная безопасность, или грозит серьезная опасность такого нарушения, то президент империи может принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае необходимости, с помощью вооруженной силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данных статьями 114,115,117,118,123,124,153». Оговорки и примечания (например, допущение ограничения личной свободы на основании имперского закона (статья 114), возможность запрета народных собраний в статье 123[3]), содержащихся во многих статьях конституции позволили пришедшим к власти нацистам беспрепятственно использовать все преимущества фашистской диктатуры, не нарушая при этом основной закон страны.
В условиях политической конфронтации
и, как следствие этого, частой смены
кабинетов остававшееся на местах старое
чиновничество также было бесконтрольным,
и его самостоятельная
С бессилием представительного органа было связано и бессилие республиканского правительства, не обладавшего большинством в рейхстаге и не пользовавшегося его доверием и поддержкой. В обстановке вводимого президентом, на основании ст. 48 Конституции, чрезвычайного положения страна управлялась не с помощью законов, а с помощью чрезвычайных указов. В 1932 году, например, президент Гинденбург издал 66 чрезвычайных указов, в то время как рейхстаг, занятый в основном второстепенными дебатами, издал только пять законов.
Дисбаланс Веймарской государственной машины при поддержке свободы слова вел к ее полному разрушению, гибели, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 г. На такой почве вхождение НСДАП в государственную систему – было закономерностью.
В этот период наибольшую политическую активность проявлял промышленный пролетариат, мелкая буржуазия, армия и множество дезориентированных мелких собственников и торговцев, деклассированных элементов. Крупные же промышленники и буржуазия - выжидали.
Под влиянием традиционно сильных в Германии антисемитских настроений были созданы «Христианско-социальная рабочая партия», «Социальная имперская партия», «Немецкий народный союз», «Немецкая партия реформ», «Немецкий союз антисемитов». В декабре 1918 г. под влиянием событий в России возникла КПГ. Традиционно сильные позиции занимали умеренные Социал-демократическая партия Германии и Независимая Социал-демократическая партия Германии. С начала столетия возникло и развивалось движение «фёлькише», основу которого составляли многотысячные общественные организации – молодежные, крестьянские, приказчицкие, рабочие и иные союзы, а также интеллигентские группы, которые занимались разработкой идеологии немецкого расизма и национализма. Среди этих последних особое место занимали оккультные ордена – «Германский орден», «Орден рыцарей святого Грааля» и «Общество Туле», избравшее своей эмблемой древний знак «свастики», который затем заимствовали национал-социалисты.
В период войны появился «Свободный
рабочий комитет за хороший мир»
во главе с железнодорожным
В результате неудавшегося «пивного путча» 1 апреля 1924 г. А. Шикельгрубер был заключен в крепость Ландсберг — согласно приговору мюнхенского суда. Он получил время и возможность создать книгу, которая в своих 2-х томах позволила не только изложить цели нацистского движения, но и дать картину его развития, и, самое главное - предоставить «научное» обоснование политики расовой дискриминации и ксенофобии, которая имела место в Третьем рейхе.
В основе нацистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения нациста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война – только она может очистить мир». Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации, государству, партии. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения ‘Я’ к ощущению ‘МЫ’", от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом». В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное сообщество»). Нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности», – писал Муссолини. Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым.