Задачи и принципы уголовного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Действительная реализация прав и свобод человека как высшей социальной ценности (ст.2 Конституции РФ) возможна лишь при разрешении "важнейшей задачи − научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы − свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества", построении сильного государства, которое "немыслимо без уважения к правам и свободам человека", при "единственной диктатуре − диктатуре Закона"1.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1. Анализ принципов и задач уголовного законодательства……..5
1.1 Задачи уголовного законодательства...........................................5
1.2 Основные принципы уголовного законодательства…………10
Заключение………………………………………………………….…25
Список использованных источников………………………………28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Задачи и принципы уголовного законодательства.docx

— 73.52 Кб (Скачать документ)

Обязанность предвидения последствий своего поведения для того или иного  лица устанавливается исходя из требований к поведению, предъявляемых к  лицам определенной профессии, занимающимся соответствующей деятельностью, или  же на основе правил предусмотрительности, которые должны соблюдаться любым  вменяемым человеком.

Наличие возможности предвидения и предотвращения общественно опасных последствий  устанавливается применительно  к конкретному лицу, обвиняемому  в совершении преступления по небрежности, с учетом его индивидуальных психологических  особенностей, жизненного и профессионального  опыта, уровня образования, состояния  здоровья в момент деяния и т.п., а также конкретной объективной ситуации, в которой оказалось данное лицо.

Возможна  также ситуация, когда причинитель  вреда действовал в целом настолько  неосторожно, что все совершаемые  им опасные действия с высокой  степенью вероятности могли повлечь  за собой различные вредные последствия.

В этом смысле показательно дело Левжинского10.

3 ноября 1989 года несовершеннолетние Левжинский, Малахов, Заев, Рубаник, Харюзов  и Салахов приехали в охотничье  зимовье. За ужином они выпили бутылку вина, после чего около зимовья по очереди стали стрелять по пустым банкам и бутылкам из самодельного пистолета. Около 18 час., в сумерках, Левжинский, будучи близоруким и находясь в нетрезвом состоянии, зарядил пистолет и со взведенным курком стал бегать в поисках более крупной мишени. Пробегая мимо окна зимовья, Левжинский споткнулся и, падая, непроизвольно нажал на курок пистолета. Произошел выстрел. Сидевшему в зимовье напротив окна Салахову было причинено огнестрельное ранение, от которого наступила смерть.

Дело  рассматривалось в первой, кассационной инстанции и дважды в порядке  надзора. Все эти инстанции пришли к выводу об отсутствии вины в действиях Левжинского.

Между тем заместитель Генерального прокурора  РФ в протесте справедливо указал, что обращение с огнестрельным  оружием и тем более в непосредственной близости от людей предполагает соблюдение повышенных мер предосторожности. Левжинский эти требования знал, однако грубо пренебрег ими. Находясь в нетрезвом состоянии и передвигаясь в сумерках с заряженным пистолетом в положении спускового крючка на боевом взводе, он не соблюдал элементарных мер предосторожности, допустил преступную самонадеянность. В непосредственной близости от окна зимовья, за которым находились люди, стал прыгать через ведро, наполненное водой, споткнулся, в результате чего и произошел выстрел, которым был убит Салахов. Хотя наступление этих последствий Левжинский не предвидел, однако по обстоятельствам дела должен был и мог их предвидеть.

Судебная  коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ протест оставила без удовлетворения, указав следующее: "Левжинский не предполагал, что упадет и произойдет непроизвольный выстрел. Однако Левжинский должен был предполагать общую возможность наступления каких угодно вредных последствий своего опасного противоправного поведения, а не конкретную возможность причинения им вреда Салахову".

Отметим, однако, что данное решение Судебной коллегии Верховного Суда подверглось  критике рядом ученых.

В подавляющем большинстве случаев  преступления совершаются с какой-то одной формой вины. Но иногда законодатель усиливает ответственность за умышленное преступление, если оно по неосторожности причинило последствие, которому придается значение квалифицирующего признака. В таких случаях возможно параллельное существование двух разных форм вины в одном преступлении, которое выделено в статье 27 УК. Данная статья гласит: "Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому основании самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно".

Некоторыми  учеными искажается законодательное  толкование преступлений с двумя  формами вины. Так, В.Д. Иванов и С.Х. Мазуков пишут: "Особенность рассматриваемых преступлений состоит в том, что при их совершении наблюдается неоднородное психическое отношение лица к совершаемым действиям (бездействию) и к наступившим последствиям в материальных составах преступлений, которые содержат последствия в качестве самостоятельного признака объективной стороны. В формальных составах преступлений последствие неотделимо от действия, слито с ним, а поэтому психическое отношение к действию (бездействию) и последствию является только однородным". Хотя в ст.27 действующего УК и терминологически, и по существу разрешена проблема сочетания умысла и неосторожности в одном умышленном преступлении, некоторые ученые (Р.И. Михеев, В.А. Ширяев) продолжают утверждать, что в подобных случаях имеет место некая третья форма вины, совмещающая некоторые признаки обеих форм вины, но при этом отличающаяся и от умысла, и от неосторожности.

В современном уголовном праве  преступления с двумя формами  вины характеризуются следующими признаками:

а) они характеризуются сочетанием двух различных форм вины, т.е. умысла и неосторожности (сочетание прямого умысла с косвенным или легкомыслия с небрежностью не образует двух форм вины);

б) эти формы вины устанавливаются по отношению к различным юридически значимым признакам общественно опасного деяния;

в) в преступлениях с двумя формами вины неосторожным может быть отношение только к квалифицирующим последствиям;

г) две формы вины могут существовать только в квалифицированных составах преступлений;

д) преступления с двумя формами вины в целом, как это указано в законе, относятся к умышленным, что определяется умышленной формой вины в основном составе преступления.

Принцип справедливости означает, что наказание  и другие уголовно-правовые меры, применяемые  к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру  и степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного (ч.1 ст.6 УК РФ). Справедливость уголовного закона связывается с его социальной и криминологической обоснованностью, эффективностью и отсутствием пробелов11.

Данный  принцип есть проявление в уголовном  праве этической категории справедливости. Она характеризует соотношение определенных явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми: соотношение между ролью людей (классов, социальных групп) и их социальным положением; соотношение между деянием и воздаянием (частный случай этого явления - соотношение между преступлением и наказанием); правами и обязанностями. Соответствие между характеристиками первого и второго порядков оценивается в этике как справедливость, несоответствие - как несправедливость.

Уголовно-правовое содержание принципа справедливости заключается  в том, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, примененная к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать тяжести преступления, конкретным обстоятельствам совершения преступления и особенностям личности преступника. Этот принцип означает максимальную индивидуализацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции статей Особенной части УК носят относительно-определенный (предусматривают наказание в определенных пределах) или альтернативный (предусматривают не одно, а несколько видов наказания) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации ответственности виновного установлены в статьях Общей части УК (например, в ст.61, 62, 64, 73-85), которые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.

Одним из важных условий назначения справедливого  наказания является правильная юридическая  оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей (частью статьи) УК, предусматривающей ответственность за совершение этого деяния. Назначенное наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного12.

Характер  общественной опасности преступления зависит от установленных судом  объекта посягательства, формы вины, отнесения УК преступного деяния к соответствующей категории  преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью виновного при совершении преступления в соучастии). При назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также иные обстоятельства, характеризующие личность виновного13.

Справедливость  в уголовном праве в известном  смысле подразумевает и другие важнейшие  его принципы, и в первую очередь  принципы законности, равенства граждан  перед законом и гуманизма. Каждый из указанных принципов имеет, как отмечалось, свое специфическое содержание. Вместе с тем каждый из них характеризует какую-то качественную сторону (или аспект) справедливости в уголовном праве, без которого нет и не может быть справедливости в целом. Так, нет справедливости, если при отправлении правосудия по уголовному делу нарушается законность, принцип равенства граждан перед законом, принцип гуманизма. Таким образом, справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.

В ч.2 ст.6 УК воспроизведена норма, выраженная в ст.50 Конституции: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление", что делает этот принцип конституционным. Данная конституционная норма в свою очередь полностью согласуется с этими нормами международного права. В целях недопущения повторного осуждения лица за преступление, совершенное вне пределов России, если уголовная ответственность за него установлена российским уголовным законодательством, в ст.12 УК предусмотрено, что такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только в том случае, если оно не было осуждено за это преступление в иностранном государстве.

Принцип гуманизма имеет два аспекта: гуманизм к потерпевшим от преступления, поскольку уголовное законодательство призвано обеспечить безопасность человека (ч.1 ст.7 УК РФ), и гуманизм к лицам, совершившим преступления. При этом наказание и другие уголовно-правовые меры, применяемые к таким лицам, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч.2 ст.7 УК РФ). Последнее основано на Конституции: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" (ст.21).

Принцип гуманизма, ставящий на первое место  в иерархии правоохраняемых ценностей  жизнь и здоровье, права и свободы  человека, нашел выражение в строении Особенной части УК РФ, открывающейся  разделом о преступлениях против личности, в повышенной защите определенных групп потерпевших (беременных женщин, несовершеннолетних лиц, лиц, находящихся в беспомощном состоянии).

Гуманизм  по отношению к лицам, совершившим  преступления, проявляется в неприменении смертной казни и пожизненного лишения  свободы к определенным категориям обвиняемых, в установлении таких  видов освобождения от уголовной  ответственности, как освобождение в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим, в нормах об условном осуждении и  условно-досрочном освобождении от наказания, о предоставлении отсрочки исполнения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в  возрасте до 8 лет, в нормах об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних лиц и других нормах.

Принцип гуманизма применительно к назначению наказания проявляется в следующем: лицу, совершившему преступление, должно быть назначено минимальное наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения совершения новых преступлений (принцип экономии репрессии).

Мальцев В.В. отмечает, что принципы уголовного права взаимосвязаны между собой14. Содержание справедливости как принципа уголовного права (правосознания) обусловливается содержанием категории "социальная справедливость" применительно к предмету уголовного права: предмету уголовно-правовой охраны и общественно опасному поведению, ибо последние являются не чем иным, как наиболее важными социальными ценностями и разновидностью поведения людей реального общества.

Поэтому и принцип справедливости - наиболее насыщенный и широкий в социальном плане - по своим уравнивающей и распределяющей сторонам предопределяет содержание принципов равенства и гуманизма. Принцип (равенства в свою очередь обусловливает основания принципа вины. Ведь последний есть не что иное, как субъективное (внутреннее, психологическое) основание равенства граждан в уголовном праве. Поскольку уголовно-правовое содержание справедливости может быть и не исчерпанным в принципах (равенства и гуманизма, не исключается и прямое влияние справедливости на принцип законности. Между тем так или иначе (прямо или опосредованно) все содержательные принципы уголовного права (справедливости, равенства, вины и гуманизма) воздействуют на содержание уголовного законодательства только через посредство формального (служебного, функционального) принципа законности.

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы можно  сделать следующие выводы.

Принципы  и задачи уголовного права и принципы и задачи уголовного законодательства - не тождественны. Понятия первого ряда, отражающие содержание уголовного права, выходят за рамки уголовного законодательства, они шире по содержанию, насыщеннее социальной практикой и ближе к социальному субстрату уголовного права и предмету его охраны, "первичнее", и потому именно от них находятся в "функциональной зависимости" понятия второго ряда, относящиеся к уголовному законодательству. Тем не менее, большинство правоведов анализируют принципы и задачи непосредственно современного уголовного законодательства.

Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательства