Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:04, доклад
В XVII и XVIII веке в философии господствовал взгляд, согласно которому государство являлось продуктом сознательной деятельности образующих его людей. Государствоа представлялись тогдашиним ученым как бы особым механизмом , искусно построенным людьми для того,чтобы с его помощью легче осуществлять свои жизненные цели. Подобно тому, как механик сооружает машину, которая должна облегчить труд человека, так и люди, убедившиеся в неудобстве государственного состояния заключают между собой общественный договор,при помощи которого подчиняются общей власти и устанавливают разумный порядок общежития.
В XVII и XVIII веке в философии господствовал взгляд, согласно которому государство являлось продуктом сознательной деятельности образующих его людей. Государствоа представлялись тогдашиним ученым как бы особым механизмом , искусно построенным людьми для того,чтобы с его помощью легче осуществлять свои жизненные цели. Подобно тому, как механик сооружает машину, которая должна облегчить труд человека, так и люди, убедившиеся в неудобстве государственного состояния заключают между собой общественный договор,при помощи которого подчиняются общей власти и устанавливают разумный порядок общежития. Государство в тот период представлялось делом индивидуального разума образующих его людей,продуктом сознательного расчета.
Успехи исторического знания в XIX веке показали ложность подобных взглядов. Они показали, что органическое воззрение на существо государства применимо к процессу его возникновения. Этот процесс не похож на сознательное устроение сложного и полезного для человека механизма,но есть процесс органический,подобный процессу развития в животном мирею При этом, здесь речь идет не о биологическом организме,а о социальном, и что законы развития здесь иные,чем в биологии. Не сознательным разумом человека ,как постороннего строителя, всецело управляется этот этот процесс, он есть результат внутренней жизни человеческого общества и далеко не во всех своих частях есть выражение планомерного расчета людей. В процессе возникновения государства действуют такие силы , которые совершенно не входят в расчеты людей,образующих государство. Таким образом,огромное значение имеют условия внешней природы,характер территориальных границ, почвенные и климатические условия местности. С другой стороны, и человеческие действия сплошь и рядом приводят к результатам,которые далеко не входили в расчеты деятелей и являются для них неожиданностью.
Если говорить о происхождении права, то право есть система норм,предназначеных для практического применения, для удовлетворения известных жизненных запросов, поэтому свое содержание оно черпает прямо из жизни. Только право может расчитывать на успех,потому что оно откликается на запросы,выдвигаемые народной жизнью,избирает средства, пригодные для удовлетворения этих запросов,и по содержанию своему понятно народу,среди которого оно должно применяться. Таким образом,выработка права предпологает основательное знакомство с жизнью народа в данный момент времени.
Теоретические учеия о происхождении права и государства создавались до сих пор преимущественно для оправдания определенных государственных форм,главным образом, наследственной монархии. При этом,частное право, которое почти не было затронуто даже великой французской революцией,по-видимому, не нуждалось в такой поддержке. Однако, каков бы ни был политический строй,государства, государственная власть в действительности неизбежно должна находиться в руках относительно тесного круга людей,и организация ее имеет относительно малое значение для больших масс населения, лишь бы государство управлялось сообразно с интересами народа.
Изучение происхождения государства и права имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять природу государства и права их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Антон Менгер в своей работе "Новое учение о государстве"твыдвинул два основных воззрения по этому вопросу, а именно: взгляды исторической школы и школы естественного права.Воззрение исторической школы на основы государства и права поддерживаются теми общественными кругами, которые в силу существующего порядка пользуются привилегиями, и потому желают его сохранения,а прогрессивные элементы общества с давних пор обнаруживали свою склонность к теориям естественного права.
Историческая школа утверждает,что государство и право рождаются, растут и умирают подобнодругим организмам и что они не составляют продукта человеческого произволения, а обязанны своим существованием и своими свойствами действию невидимого народного духа.
По воззрениям исторической школы, право и государство - порождение народного духа, т. е. особых духовных свойств каждой нации. В силу этого, право и государство получают свое существование независимо от индивидуального произвола. Даже тогда ,когда в ходе исторического развития рядом с обычным правом возникают законодательство и наука права, задачей всех их все-таки является в сущности лишь изображение и закрепление уже существующего народного права.
С историческим воззрением связанно обыкновенно и органическое понимание права и государства. Органическая теория приравнивает государство к человеческому организму и предписывает ему самостоятельную волю и сознание, которые отличны от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно данной теории государство я вляется результатом действия сил природы, создающей его наряду с человеком и обществом.
Наибольшее развитие органическая теория получила в конце XIX - начале XX в. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученный - философ Г. Спенсер (1820-1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью,но все же имеет хождение на Западе.
По А. Менгеру, сущность органической теории состоит в том, что право и государство сравниваются с животными и растительными организмами или даже сами рассматриваются как духовные организмы. При этом, право и государство имеют более близкое с органическими образованиями животного и растительного царства, чем со всякими другими сложными явлениями. Очевидно также, что о государственном и правовом порядках,первоначально нами самими созданных и ежедневно нашей волей поддерживаемых, мы должны иметь более точные познания,чем о созданиях органического мира, внутренняя сущность которых до сих пор до конца не раскрыта.
И историческое, и естественно-правовое воззрение на происхождение государственного и правового порядка выработались преимущественно с точки зрения господствующих классов, хотя естественному праву так часто и приписывается революционный характер. По мнению Антона Менгера оба этих воззрения с некоторым успехом могут быть применены лишь к тем государственно-правовым элементам нашего правопорядка, к которым имущие и образованные классы общества причастны несравненно больше, чем бедные слои населения, так как последние должны,вполне естественно, добиваться прежде всего обеспечения своего хозяйственного существования и семейной жизни, а завоевание господствующео положения в государстве могут рассматривать лишь как средство к достижению этой важной жизненной цели.
Эти соображения могут объяснить странную форму здания нашего современного государства. Не план одного строителя,принявшего в соображение все отношения, а произвол и самовластие отдельных обитателей определили его форму. И такое самобытное происхождение относится как раз к главнейшей части нашего правопорядка, именно к частному праву.
Таким образом, на место естественного права теперь во всех областях должно выступить право, прошедшее через сознание; при этом, влед за полным исчезновением в государстве отношений, основанных на силе,благо широких народных масс должно служить для создания "путевой звезды". Правда, во многих конституциях благо народа и выставляется как высшая цель государства; но так как оно ясно предписывает или, по крайней мере, предполагает неприкосновенность гражданского права, то цель эта в границах теперешнего государственного правопорядка, может быть достигнута лишь в незначительных размерах. Только тогда, когда беспорядочная груда обломков гражданского права, принесенная к нам потомком тысячилетий, будет перестроена критикой и сознанием в здание, где обитают все, - только тогда можно будет действительно сказать,что целью и права и государства является благо всего народа.
Информация о работе Вгляды Антона Менгера на развитие государства и права