Современные теории о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возмож¬ность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить вес свойственных ему функций — основные направления его деятельности, точнее установить место и роль в жизни общества и политической системы.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХIХ ВЕКА 4
1.1. Правовое государство 4
1.2. Политико-правовое учение марксизма 10
1.3. Социологическая теория государства. Л. Гумплович 19
1.4. Государствоведческие идеи Г. Спенсера 21
1.5. Психологическая теория государства и права Л. И. Петражицкого 25
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХХ ВЕКА 28
2.1. Фашистские идеи государства 28
2.2. Теории элит 33
ВЫВОДЫ 35
СНОСКИ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

Современные теории о государстве.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Наряду с «фюрер принципом» категория «народ», подвергну­тая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-орга­низованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты— ничто, твой народ— все!"

Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая определяет человеческое существование вообще, де­терминирует все деяния людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности», пропагандиро­валось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение, нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе» дифференциации «наро­дной общности» на гражданское общество и государство, об отсутствии при нацистском строе противостояния личности государству. [28]

Индивид, заключенный в железные тиски «народной общнос­ти», лишен пространства своей автономной жизнедеятельности, гарантированного от произвольного вторжения партии и государ­ства. Такое пространство исчезло, как исчез и свободный граж­данин. Его заменил преданный член «народной общности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей подчиненный. Он существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализа­ция собственных прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и преуспеванию народа как целостности. Согласно нацистскому канону истинный немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед гер­манской нацией. 

Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает истори­ческий опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы проти­востоять ему и одерживать над ним верх.

 

1.7. Теории элит

 

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централиза­цией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отра­жение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моска (1858—1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую, роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.)

Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего итальянского правоведа Г. Моски "Теория правления и парламентское правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был представлен затем в его работе «Основы политической науки» (2тома, 1886,1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его «Трактате общей социологии" (1916), в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и соци­ально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался полит­экономией и социологией.

Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп — правя­щих и управляемых. Самое большое новшество, предложен­ное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утвержде­нии, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). [9]

Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включа­ющее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т, е. организо­ванным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей види­мости не без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим классом, правящим классом.

Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разде­лить на две страты, или слоя, — высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы — правящую и не правящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой.

Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если мы станем присваивать тому, кто превосходней­шим образом делает свое дело, индекс 10, а самому нерадиво­му 1 и поставим ноль полному не умельцу, то подобное разделе­ние получит свою логику и оправдание. Область индексируемой деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который обманул многих и еще не по­пал под карающий меч правосудия, тоже следует поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам, основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно влияет на правительственную политику. Остальные образуют не правящую элиту. Понятное дело, что известный шахматист или писатель-властитель дум также входят в элиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Особенность  современной  государственно-политической  мысли  отмечена  разнообразием  теорий  и  концепций  государства,  что  обусловлено  историческими  особенностями  развития  тех  или  иных  стран;  разнообразием  методологических  подходов  в  решении  сущности,  социального  предназначения  государства;  существованием  стран  с  различными  уровнями  развития  и  другими  факторами. 

В  отличие  от  концепций  происхождения  государства  до  второй  половины  ХIХ  века,  которые  рассматривали  государство  как  способ  классового  господства  одних  классов,  социальных  групп,  страт  над  общей  массой  людей,  современные  подходы  к  пониманию  государства  в  условиях  формирования  цивилизованного  общества,  нового  государственно-политического  мышления  на  основах  деидеологизации  международных  отношений,  приоритета  общечеловеческих  ценностей,    в  большинстве  своем  видят  в  государстве  механизм  обеспечения  целостности  общества,  решение  общих  проблем  социального  компромисса. 

Современные  концепции  происхождения,  развития,  функционирования  и  существования  государства, бес сомнения, были созданы или трансформированы на основании концепций уже существовавших, либо в уже существующие концепции был привнесен абсолютно новый смысл. Так теория правового государства зародилась еще в колыбели всех наук Древней Греции и вопросы правового государства волновали умы ученых на протяжении всего существования и развития общественных наук, но в ХХ век  в эту теория был заложен кардинально новый смысл, по сравнению с учением о правовом государстве предыдущих поколений, хотя тут необходимо отметить, что это новое трактование было сделано на основании всех предыдущих подходов к пониманию правового государства, это не отрицание, а новое основание, которое в сжатом виде содержит в-себе элементы старого. Зарождаются также кардинально новые подходы в понимании государства, такие как концепция Л.И. Петражицкого. Что обусловлено расширение и усложнение развития общественного сознания.

Человек в своем стремлении познать мир открывает все новые и новые способы его объяснения. Хотя суть данного явления не в множестве результатов, а в тотальности всех этих взглядов на мир, и многогранность нашего мира можно описать только многогранностью теорий, которые несомненно будут едины или тотальны по своей природе, которой является тотальность всего существующего.

 

 

 

СНОСКИ

Платон.  Сочинения.  М.:  Наука,  1994.  Т.  3.  —  С.25

Платон.  Сочинения.  М.:  Наука,  1994.  Т.  3.  —  С.68

Аристотель.  Соч.  в  4  т.  —  М.,1984.  —  Т  4.  —  С.12

Цицерон. Диалоги. — М., 1966. — С.104

Гончаров  Д.  В.,  Гоптарева.  И.  Б.  Введение  в  политическую  науку.  —  М.  —  Юрист.  —  1996.  —  С. 184

Котляревский  С.  А.  Правовое  государство  и  внешняя  политика.  М.,  1993.  — С.312

Кант  И.  Идея  всеобщей  истории  во  всемирно—гражданском  праве.  —  М.,  1994.  —  Т.1.  —  С. 184

Новгородцев  П.И.  Об  общественном  идеале.  М.:  Пресса,  1991.  — С.284

Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.—  С. 36

История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  —  С. 268

Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.— С. 39 

Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.—  С. 58

Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.—  С.61

Краснов  Б.  И.  Теория  власти  и  властных  отношений  //  Социально—политический  журнал.  1994.  —  №3—6  С.  80.

Ильин  В.  В.  Власть  //  Вестник  МГУ.  —  Сер.  12.  —  Социально—политические  исследования.  —  1992.  —  №3.  —  С.  12.

Власть  при  переходе  от  тоталитаризма  к  демократии.  //  Свободная  мысль.  –  1993.  —    №8.

Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.—  С.31

История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  —  С. 539

Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.— С. 68

Подорога.  В.  А.  Власть  и  Познание.  Власть.  Очерки  Современной  Философии  Запада.  М.:Наука.,  1989.  —  С.105

История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  —  С. 657

Панарин  А.  С.  Политические  системы  современности.  —  Политология.  —  М.  —  1997.  —    С. 97

Панарин  А.  С.  Политические  системы  современности.  —  Политология.  —  М.  —  1997.  —    С. 108

Подорога.  В.  А.  Власть  и  Познание.  Власть.  Очерки  Современной  Философии  Запада.  М.:Наука.,  1989.  — С.207

Панарин  А.  С.  Политические  системы  современности.  —  Политология.  —  М.  —  1997.  —    С. 185

История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  — С. 703

История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  — С.705

Власть  при  переходе  от  тоталитаризма  к  демократии.  //  Свободная  мысль.  –  1993.  —    №8.

Власть  при  переходе  от  тоталитаризма  к  демократии.  //  Свободная  мысль.  –  1993.  —    №8.

История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  — С. 709

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Алексеев  С.С.  и  др.  Теория  государства  и  права.  Учебник.  —  М.,  1997.  —  563с

2.       Аристотель.  Соч.  в  4  т.  —  М.,1984.  —  Т  4.  —  423  с.

3.       Арон  Р.  Демократия  и  тоталитаризм.  М.:  Текст,  1993.  —  254  с.

4.       Байтин  М.  И.  Государство  и  политическая  власть.  —  Саратов,  1972.  —  328  с.

5.       Бергер  П.,  Лукман  Т.  Социальное  конструирование  реальности.  —  М.  —  1995.—  374  с.

6.       Гегель  Г.В.  Сочинения.  —  М.,  Л.,  1934.  —  Т.7.  —  С.24.

7.       Гончаров  Д.  В.,  Гоптарева.  И.  Б.  Введение  в  политическую  науку.  —  М.  —  Юрист.  —  1996.  —  С.42—44.

8.       Загальна  теорія  держави  і  права.  Навчальний  посібник  /  А.М.  Колодій,  В.В.  Копейчиков,  С.Л.  Лисенков  та  інш.  —  К.:  1999.  —  К.:  Юрінком  Інтф.  —  2000.  —  320  с.

9.       История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.  —  М.:  Издательство  Норма,  2000.  —  736  с.

10.   Кант  И.  Идея  всеобщей  истории  во  всемирно—гражданском  праве.  —  М.,  1994.  —  Т.1.  —  853  с.

11.   Котляревский  С.  А.  Правовое  государство  и  внешняя  политика.  М.,  1993.  —  325  с.

12.   Локк  Дж.  Два  трактата  о  правлении.  —  Соч.  в  3  т.  —  М.,  1988.  —  Т.З.  —  319  с.

13.   Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  —  Соч.  —  Т.  23.—  761  с.

14.   Новгородцев  П.И.  Об  общественном  идеале.  М.:  Пресса,  1991.  —  684  с.

15.   Общая  теория  государства  и  права:  Академический  курс.  М.,  1998.  С.382.  —  214  с.

16.   Оруэлл  Цж.  "1984"  и  эссе  разных  лет.  М.:  Прогресе,  1989.

17.   Панарин  А.  С.  Политические  системы  современности.  —  Политология.  —  М.  —  1997.  —    248  с..

18.   Платон.  Сочинения.  М.:  Наука,  1994.  Т.  3.  —  347  с.

19.   Подорога.  В.  А.  Власть  и  Познание.  Власть.  Очерки  Современной  Философии  Запада.  М.:Наука.,  1989.  —  381  с.

20.   Политология.  Учебное  пособие  для  высших  учебных  заведений  /  Под  ред.  Г.  В.  Полуниной.  —  М.:  Акалис,  —  1996.  —    428  с.

21.   Пугачев  В.  П.,  Соловьев  А.  И.  Введение  в  политологию.  —  М.,  1995.  —  С.85

22.   Соловьев  В.  С.  Соч.  в  2  т.  —  М,  1990.  —  Т.  1.  —  284  с.

23.   Сорокин  П.А.  Человек,  цивилизация,  общество.  Пол  ред.  А.Ю.  Согомонова.  М.,  1992.  —  468  с.

24.   Теория  государства  и  права:  Курс  лекций  /  Под  ред.  М.Н.Марченко.  —  М.:  Зерцало,  1997,  с.  487

25.   Философия  власти  /  Под  ред.  В.  В.  Ильина.  —  Изд.  МГУ.  —  1993.  —  248  с.

Информация о работе Современные теории о государстве