Понятие и структура коллизионных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 22:24, реферат

Краткое описание

Интеграция России в систему международных экономических отношений, активное участие иностранных инвесторов в развитии отечественного производства, а также деятельность российских предприятий за рубежом и торговое сотрудничество российских компаний с зарубежными партнерами требует знания норм и принципов как собственного, так и международного частного права. Таким образом вопрос о применении коллизионных норм частноправовых отношений в современных условиях становится наиболее актуальным. Актуальность изучения коллизионных норм прежде всего связана с разнообразием гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, которые необходимо регулировать основываясь на коллизионные нормы международного частного права. Но на практике вопрос о применимом праве вызывает у правоприменителя определенную сложность, поскольку он должен выяснить не только какая коллизионная норма подлежит применению и к праву какой страны она отсылает, но и в случае выбора иностранного права решить дело основываясь на законодательство другой страны.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Понятие и струк-ра коллизионных норм.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

       Вышеназванные  формулы прикрепления так или  иначе учитывают юридическую  и фактическую связь соответствующих  отношений с правом страны, которое  будет применяться к ним. Правда, встречаются случаи неоправданного  подчинения отношений с иностранным элементом нормам собственного права, что объясняется стремлением расширить рамки применения своего права и облегчить деятельность и защиту прав собственных юридических и физических лиц.

        Привязка  коллизионной нормы не может быть произвольной и в решающей степени зависит от содержания её объёма. Между этими элементами существуют определённые связи, о чём свидетельствует всё более широкое признание целесообразности обращения к коллизионной формуле, которая отсылает  к праву страны, с которым данное отношение наиболее близко связанно.

        Некоторые  коллизионные привязки могут  использоваться только для оп-ределённых  групп отношений. Например, личный  закон пригоден для определения  правового статута субъектов  международного частного права, а закон  нахождения вещи - для вещных прав на имущество, закон места совершения акта - для правоотношений, которые возникают в силу такого акта.

       К числу коллизионных привязок иногда относят так называемую автономию воли, в силу которой отношение может быть подчинено праву, избранному участниками этого отношения. Однако такое отожествление схожих, но в то же время различных правовых институтов не представляется правильным. Автономия воли не вид коллизионной привязки, а самостоятельный институт международного частного права, имеющий более широкое значение и специфические черты и условия применения. Автономия воли, это скорее своеобразная правовая предпосылка для определения коллизионной привязки и способ её фиксации.

       Долгое  время в  юридической литературе преобладало мнение, что в структуре коллизионной нормы выделяются лишь два элемента - объём и привязка, однако в последние годы получила распространение точка зрения, согласно которой в структуре коллизионной нормы может быть выделена ещё и гипотеза, под которой понимаются условия применения данной коллизионной нормы.

       Гипотеза  заложена практически в каждой  коллизионной норме, так как она  логически необходима для применения  любого нормативного предписания. Но в связи с тем, что во многих случаях такая гипотеза очевидна или же является частью объёма коллизионной нормы - в особом словесном её выделении нет необходимости. Однако по мере совершенствования гражданско-правовых связей и развития коллизионного права  в интересах достижения более точных и гибких правовых решений возникает необходимость специально отразить в коллизионной норме условия её применения.

       Таким  образом в приведённых коллизионных  нормах налицо наличие специальных  условий их применения, которые  и образуют гипотезу нормы.  

       Из вышеизложенного  следует, что коллизионная норма  обладает таким составным элементом  классической (логической) нормы права, как гипотеза, которая может представлять  собой: а) специально сформулированные  законодателем условия применения коллизионной нормы; б) предусмотренную законодателем возможность выбора применимого права сторонами, ограничивающую действие коллизионной нормы в таких случаях (принцип автономии воли сторон); в) универсальное условие применения коллизионной нормы – наличие в частном правоотношении иностранного элемента.

         Дело в том, что коллизионная  норма, целью которой является  указание на правовую систему  подлежащую применению, адресована не сторонам этого гражданско-правового отношения, а непосредственно правоприменителю. Следовательно, такие гражданско-правовые санкции, как признание сделки недействительной, возмещение убытков и т.д. не могут являться последствиями нарушения коллизионной нормы, в силу того, что норма не адресована собственно сторонам правоотношения.  Стороны не могут нарушить коллизионную норму, поэтому последствия её нарушения не должны ложиться на них. В этом смысле нарушить коллизионную норму может только суд, в случае не применения или неправильного применения норм материального права при вопросе о выборе правовой системы подлежащей применению в данном правоотношении. Поэтому на наш взгляд, санкцию  коллизионной нормы следует сформулировать лишь как возможность отмены судебного решения в случае её несоблюдения. 

       В настоящее  время в современной правовой доктрине появилась позиция предполагающая наличие в структуре коллизионной нормы диспозиции правовой нормы. Диспозиция коллизионной нормы представляется как правило поведения для правоприменительного органа, непосредственно формулируемое законом и указывающее на применимую к конкретному частноправовому отношению правовую систему. Причём само правило поведения по мнению автора состоит из двух органически взаимосвязанных частей: объёма и привязки.

       Таким  образом предлагается изменить традиционный взгляд долго бытовавший в юридической литературе на коллизионную норму как на сугубо специфическое явление, не обладающее признаками и структурой обычной нормы права.

Исходя из вышеизложенного становится очевидно, что структура коллизионной нормы международного частного права, на современном этапе претерпела достаточно большие изменения. Если в советской правовой доктрине преобладало мнение о двучленном строении коллизионной нормы (объёма и привязки), то в настоящий момент всё больше учёных  склоняются к тому, что необходимо выделить отдельный третий элемент – гипотезу коллизионной нормы, под которой понимаются  условия, при наличии которых данная коллизионная норма подлежит применению.

Заключение

При регулировании гражданско-правовых отношений с иностранным элементом одной из наиболее сложных проблем является выбор применимого права, в силу того, что различия правовых систем государств, которые представляют стороны, ведут к возникновению коллизий законов.

       Применение  к правоотношению с иностранным элементом права какого-либо государства основано на чисто субъективных оценках. Выбор применимого права осуществляется на основе коллизионных норм, составляющих основу международного частного права в каждом государстве. Коллизионная норма – это норма, указывающая на то, право какого государства подлежит применению к правоотношению, осложнённому иностранным элементом. Исходя из данного определения, коллизионная норма – это норма отсылочного характера. Ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами решающими вопрос по существу.

       Специфика  коллизионной нормы прослеживается  в её структуре, в частности, нами  выделены следующие составные  элементы коллизионной нормы: гипотеза, объём, привязка, в отличии от общепринятой двучленной структуры.

       Специфика  коллизионной нормы отражается  и на механизме её применения, который по сравнению с механизмом  применения иных норм национального  права более сложен.

       Механизм применения коллизионных норм включает в себя две стадии. На первой стадии правоприменитель выясняет применяется ли коллизионная норма к рассматриваемому отношению, какая именно и к праву какой страны она отсылает. На этой стадии возникают такие вопросы как: взаимность, реторсии, квалификация юридических понятий, обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны. После выяснения и решения этих вопросов возникает вторая стадия механизма коллизионного регулирования- применение права, к которому отсылает коллизионная норма. На данном этапе применению подлежит непосредственно материальная норма национального или иностранного права. При этом возникают уже иные правовые вопросы: публичный порядок и установление содержания иностранного права.

       Тем  не менее, сложность проблем возникающих при применении коллизионного способа регулирования даже с использованием регламентирующих их правил, на практике вызывает у правоприменителя серьёзные затруднения.

       Это  приводит к тому, что правоприменитель  старается «обойти» применение коллизионных норм и решить рассматриваемый спор, основываясь на нормы национального права.

       В связи  с этим становится ясно, что  интересы развития международного  гражданского оборота требуют  совершенствования коллизионного  способа правового регулирования. На решение данной проблемы направлена именно унификация коллизионных норм, которая позволит:

1)создать единообразие регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом;

2) устранить коллизии  в материальном законодательстве отдельных стран;

3)сократить число судебных разбирательств;

4) повысить степень правовой  защищённости спорящих сторон  от нарушений ими прав друг друга;

5)способствовать международно-правовому и деловому сотрудничеству; 6)обеспечить стабильность правового пространства.

      

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Конвенция о правовой  помощи и правовых отношениях  по гражданским, 

Семейным и уголовным делам. Минск., 22 января 1993 г. // СЗ РФ.-1995.-

 № 17.-Ст. 1772.

3. Гражданский Кодекс  Российской Федерации. Часть первая.: ФЗ от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. -№ 32.-Ст.3301.

4. Богуславский М.М. Международное  частное право: М.,2011.

5. Вилкова Н.А. Унификация коллизионных норм в сфере международного коммерческого контракта // Хозяйство и право.-2012.-№ 11. 

6. Колосов Ю.М. Международное  право: М.,2012.

7. Лунц Л.А. Курс международного  частного права: М.,2011

8. Матвеев Г.К. Международное частное право: М., 2012.

9. Панасюк В.В. Некоторые  вопросы взаимодействия норм международного

 национального права  Российской Федерации при осуществлении  сделок 

 международной купли-продажи  товаров // Юрист.-2012.-№11-12.

10. Рубанов А.А. Теоретические  основы международного взаимодействия  на- 

 циональных правовых систем: М.,2011.

11.СветлановА..Коллизионное  регулирование в сфере внешнеэкономической

деятельности // Закон. –2010.-№ 7.

12. Тихомиров Ю.А. Коллизионное  право: М., 2012.

13. Сильченко Н.В., Толочко  О.Н. Теоретические проблемы учения  о нормах

  международного частного права // Государство и право.-2011.-№1.

14. Чешир Д., Норт П. Международное частное право: М.,2011.

15.Звеков В.П.,Гетьман-Павлова  И.В. Международное частное право:структура  коллизионных норм:М.:Эксмо,2012.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и структура коллизионных норм