Общественно-экономическое устройство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Основным богатством в Египте считались скот и домашняя птица, однако культура животноводства и птицеводства египтян была крайне примитивной. Они в течение длительного времени откармливали на мясо прирученных антилоп, газелей, гиен, журавлей, пеликанов, лебедей и др. С домашней птицы выращивали гусей и уток, держали кур. Знали египтяне также пчеловодство, которое, скорее всего, именно они и изобрели. Держали лошадей. Уже в I тыс. до н. э египтяне начали поставлять лошадей на переднеазиатский рынок. Занимались охотой и рыболовством.

Содержание

1. Каким было общественно-экономическое устройство Древнего Египта? 3
2. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г. 5
3. Охарактеризуйте закон Вагнера 1935 г. и Закон Тафта-Хартли 1947 г. в США. 8
4. Источники мусульманского права. 10
5. Общая характеристика Конституции V республики (в сравнении с Конституцией IV-ой республики). 13
6. Основные черты средневекового права. 15
7. Заполните таблицу, опираясь на Законы Ману: 17
8. Дайте определение терминов: 18
1) «Славная революция», 2) трибутные комиции, 3) Хабеас Корпус акт 1679 г., 4) сословно-представительная монархия, 5) консенсуальные договоры. 18
9. Решите задачи: 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсоваяая работа по истории государства и права зарубежных стран.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Местное самоуправление в Японии осуществляется на уровне административных единиц – префектур, городов, поселков и сел. В стране его называют «школой демократии». Община каждого из этих уровней выбирает себе власть, занимающуюся делами местного водоснабжения, пожарной службой, библиотеками, утилизацией мусора, заботой о пожилых гражданах, содействием промышленности и т. д.

 

3. Охарактеризуйте закон Вагнера 1935 г. и Закон Тафта-Хартли 1947 г. в США.

 

Закон Вагнера (Закон о трудовых отношениях), принятый в 1935 г., не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие "нечестная трудовая практика" предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, в том числе и путем их финансирования (запрещение "компанейских союзов"), дискриминировать членов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика "закрытого цеха"), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом так называемое "правило большинства", согласно которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.

Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган - Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на "нечестную трудовую практику" предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке6.

Будучи федеральным актом, Закон Вагнера распространялся только на работников, занятых на предприятиях федерального значения; однако он оказал влияние и на законодательство штатов, большинство из которых приняло так называемые малые Законы Вагнера.

На практике применение Закон Вагнера натолкнулось на сопротивление предпринимателей, которые, используя административный и судебный аппарат, стремились свести вынужденные уступки рабочему классу на нет. Уже в 1943 права рабочих были ограничены законом Смита – Коннэли. В 1947 был принят антирабочий закон Тафта – Хартли, который по существу заменил Закон Вагнера.

Закон Тафта-Хартли призван был создать механизм пресечения незаконных забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Достижение этих целей правящие круги видели в проведении политики дальнейшей интеграции профсоюзов в регулирующий социальные отношения государственный механизм, а также в наделении президента значительными правами для предотвращения конфликтов в промышленности, особенно тех, которые угрожали общественной безопасности. Закон пресекал ряд направлений "нечестной трудовой практики" профсоюзов: запрещал некоторые виды забастовок, в том числе вторичные бойкоты (то есть бойкоты тех предпринимателей, которые не являлись непосредственными нанимателями бастующих рабочих), стачки солидарности, пикетирование предприятий с тем, чтобы добиться от предпринимателя заключения договора с. профсоюзом, который не прошел установленной законом процедуры его официального признания, забастовки государственных служащих, стачки, создающие угрозу национальной безопасности, и др. Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий: введением двухмесячного "охладительного периода", обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку, голосованием рабочих перед объявлением забастовки и пр.

На основе специального положения закона о защите прав рабочих от профсоюзов была значительно усилена правовая регламентация деятельности профсоюзов, в частности закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, рассматривал, каким условиям должен отвечать профсоюз, добивающийся права участия в коллективно-договорных отношениях, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии, подачи ежегодных отчетов Министерству труда о своих финансовых делах и пр. Профсоюзам было отказано в праве делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности.

Запретив договор "закрытого цеха" и ограничив возможность заключения договора "союзного цеха", закон тем самым существенно ограничил право профсоюзов диктовать предпринимателям условия найма рабочей силы7.

Вновь созданный орган, Федеральная служба посредничества и примирения, должен был разрешать споры между предпринимателями и рабочими путем коллективных переговоров их представителей. Но главная роль в деле проведения в жизнь положений закона отводилась Национальному управлению по трудовым отношениям (НУТО) и судам, которым принадлежало право вынесения запретительных приказов в отношении незаконных забастовок, рассмотрения гражданских исков и уголовных дел, касающихся ложных показаний о непринадлежности к Коммунистической партии, политической деятельности профсоюзов и пр.

Закон создавал также постоянно действующий президентский механизм для пресечения "недозволенной профсоюзной активности". Президент мог запретить стачку на 80 дней, если, с его точки зрения, она "угрожала национальным интересам", мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа о запрещении стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудового конфликта.

Положения Закона Тафта-Хартли неоднократно подкреплялись впоследствии решениями Верховного суда США. Например, в 1984, 1985 гг. Верховный суд запретил оказывать давление на рабочих с тем, чтобы они вступали в профсоюз (однако разрешил вести среди них "разъяснительную работу"), поддержал практику запрета "закрытого цеха", предоставил компаниям, "испытывающим финансовые трудности", право разрывать трудовые отношения с организованными в профсоюз рабочими и пр.

Закон Тафта-Хартли, при всей своей антипрофсоюзной направленности, привел к более жесткому упорядочению отношений между трудом и капиталом, внес видимую лепту в достижение согласия между ними и тем самым способствовал укреплению политической стабильности, в чем интересы американских предпринимателей и американских профсоюзов никогда не расходились.

 

4. Источники мусульманского права.

 

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166).

 Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая  часть этих стихов имеет мифологический  характер, и лишь около 500 стихов  содержат предписания, относящиеся  к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей8.

 Большая часть положений  Корана носит казуальный характер  и представляет собой конкретные  толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

 Другим авторитетным и обязательным  для всех мусульман источником  права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

 Третье место в иерархии  источников мусульманского права  занимала иджма, которая рассматривалась  как "общее согласие мусульманской  общины". Наряду с Кораном и  Сунной она относилась к группе  авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

 Большая роль иджмы в развитии  шариата состояла в том, что  она позволяла правящей религиозной  верхушке Арабского халифата  создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся  условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.

 Одним из наиболее спорных  источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия  между разными направлениями, был  кияс - решение правовых дел по  аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

 В качестве дополнительного  источника права шариат допускал  и местные обычаи, не вошедшие  непосредственно в само мусульманское  право в период его становления, но не противоречившие прямо  его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

 Наконец, производным от шариата  источником мусульманского права  были указы и распоряжения  халифов - фирманы. В последующем  в других мусульманских государствах  с развитием законодательной  деятельности в качестве источника  права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением9.

 

5. Общая характеристика Конституции V республики (в сравнении с Конституцией IV-ой республики).

 

Четвёртая республика во Франции – период французской истории с 1946 по 1958. Конституция была принята 13 октября 1946 избранным в том же году Учредительным собранием, близка к Конституции Третьей республики, которая характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики.

Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во внутренней политике – период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста («Славное тридцатилетие») сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые «призрачные правительства» (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год).

Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

Информация о работе Общественно-экономическое устройство Древнего Египта