Новый курс Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе наше государство переживает достаточно сложный и интересный период политических, экономических и социальных реформ. Сегодняшнее состояние общества в первую очередь связано с состоянием экономики государства. Каждое государство переживает этап подъема и кризиса, взлета и падения. Главной задачей правительства является обеспечить наиболее безболезненный выход общества из кризисной ситуации. И в этой связи современным политикам, обществоведам, экономистам необходимо изучение и обобщение исторического опыта других государств с целью поиска более эффективных путей решения проблем экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
1 США и мировой экономический кризис 5
1.1 Причины мирового кризиса 30-х гг. ХХ века 5
1.2 Экономический бум 20-х гг. ХХ века в США 7
1.2 «Великая депрессия» 10
1.3 Народ против кризиса 12
1.3 Президент Франклин Д. Рузвельт 14
2 «Новый курс» 16
2.1 I этап «Нового курса» 16
2.1.1 Финансовая реформа 17
2.1.2 Промышленность 19
2.1.3 Реформы в сельском хозяйстве 20
2.1.4 Социальная реформа 21
2.1.5 Судебная реформа 22
2.1.6 Конституционные изменения 23
2.1.7 Административная реформа 23
2.1.8 Внешняя политика 24
2.2 II этап «Нового курса» 24
2.2.1 Обвал 1936 г. 28
2.2.2 Итоги и значение «Нового курса» 31
Заключение 33
Список литературы 36

Прикрепленные файлы: 1 файл

курс-новый курс рузвельта.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

2.1.2 Промышленность

Меры, направленные на нормализацию производства нашли свое отражение в Национальном законе о восстановлении промышленности (НИРА), принятом 16 июня 1933 г. Одновременно была создана Администрация национального восстановления, куда вошли представители торговой палаты, крупнейших промышленных и банковских корпораций, видные экономисты, деятели Американской федерации труда. Основной задачей данной организации был контроль за разработкой и внедрением в практику трудовых отношений договоров между предпринимателями и рабочими об условиях и оплате труда, которые следовало впредь неукоснительно соблюдать обеим сторонам. Работающие по таким договорам предприятия имели право использовать государственный товарный знак в виде голубого (синего) орла. Если на продукции той или иной компании не было такой эмблемы, то общество было вправе бойкотировать такие товары [7].

В соответствии с НИРА правительство  стало содействовать картелированию промышленных предприятий. Вся промышленность была разделена на 17 групп, для которых были разработаны «кодексы честной конкуренции», чтобы установить единые цены на однородную продукцию, регламентировать для каждого предприятия объем производства, заработную плату, продолжительность рабочего дня, закреплять при необходимости за конкурентами рынки сбыта и т.д. Те промышленники, которые соглашались участвовать в «честной конкуренции», получали от правительства финансовую помощь и различные льготы. На период действия этого закона (предположительно два года) отменялось действие антитрестовского законодательства. Таким образом, расширялась сфера деятельности государства в экономике.

Для проведения в жизнь данного  закона была создана Национальная администрация  по оздоровлению промышленности, имевшая  широкие полномочия по внедрению кодексов «честной конкуренции» на предприятиях. Через год кодексы действовали на 95% американских промышленных предприятий, где работало около 20 млн человек. Всего за время функционирования НИРА в разных отраслях тяжелой и легкой промышленности США было реализовано 746 кодексов.

 В период осуществления  «нового курса» стало особенно заметным непосредственное участие государства в экономике. Так, в 1933 году было создано Управление долины реки Теннесси, перед которым поставили задачу освоить этот наиболее отсталый район. Управление организовало здесь строительство гидроэлектростанций, работы по укреплению почв, посадке лесов и др., предоставив работу 40 тыс. человек. Это был, пожалуй, первый и единственный в истории Соединенных Штатов опыт комплексного развития целого региона при участии государства [7].

2.1.3 Реформы в сельском хозяйстве

Аграрная политика «нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес 10 марта 1933 г. провел конференцию с лидерами крупного фермерства, на которой были подтверждены ранее выдвигавшиеся требования фермеров и единодушно одобрен билль о помощи сельскому хозяйству.

Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным  законодательным актом. Его основной раздел, известный как закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act -- ААА), ставил главной целью поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение (паритет) на продававшуюся и покупавшуюся фермерами продукцию, которое существовало в базовый период. В качестве такового считался период с августа 1909 г. по июль 1914 г. [18].

Сокращение посевных площадей и  уничтожение уже произведенной  продукции мыслились как ключевые рычаги осуществления программы по регулированию сельского хозяйства. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров - и крупных и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли, что больно ударило по мелкому фермерству. В то же время группа крупного коммерческого фермерства, получив большую часть премиальных платежей, смогли благодаря этому интенсифицировать свое хозяйство и получить немалую прибыль.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга.

2.1.4 Социальная реформа

Больше всего правительство  беспокоила проблема безработицы. По оценкам  леворадикальной организации экономистов, Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных достигло к началу 1933 г. 17 млн. человек [18].

Список хаотических мер в этой области включал: программу регулирования экономики как основного средства преодоления безработицы; непосредственную помощь безработным в виде денежных субсидий и организации финансируемых государством общественных работ; введение системы страхования по безработице и пенсионного обеспечения.

12 мая 1933 г. администрация Рузвельта  одобрила закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи безработным. В общей сложности правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд. долларов [13].

Законом Норриса-Лагардия, принятым в 1932 г. несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

Зимой 1933-34 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, правительству пришлось взяться за проведение общественных работ. Их цель заключалась в том, чтобы чем-нибудь занять безработных и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельт создал Администрацию гражданских работ (Civil Works Administration - СВА).

Для расследования жалоб профсоюзов и рабочих на «несправедливую трудовую практику» предпринимателей и пресечения ее было создано Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО) [13].

2.1.5 Судебная реформа

С самого начала «нового курса» в системе органов государственной власти на первое место выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив судебный корпус. В истории отношения Верховного суда к законодательству «нового курса» можно выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование основного социального законодательства. 5 февраля 1937 г. Ф. Д. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд, ни при каких условиях, не должен иметь в своем составе свыше 15 человек. Ф. Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Верховный суд санкционировал закон Вагнера, закон о социальном обеспечении и признал конституционность штатных статутов о регулировании условий труда рабочих. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «нового курса» [2].

2.1.6 Конституционные изменения

За время президентства Ф.Д. Рузвельта  к Конституции США в 1933 г. была принята ХХ поправка, в которой  определялся порядок вступления вице-президента в должность в  случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.

В 1951 г. была принята ХХII поправка к Конституции США, которая ограничивала выборы в президенты не более чем на два срока. Эта поправка была принята, после избрания Ф.Д. Рузвельта президентом на четвертый срок [3].

2.1.7 Административная реформа

Успешное дальнейшее проведение в жизнь «нового курса» Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана административной реформы, предусматривающего создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда  было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма [2].

2.1.8 Внешняя политика

Внешняя политика США в 30-е годы осуществлялась под воздействием, с одной стороны, самого глубокого за время существования капитализма мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг., а с другой - постоянного возрастания опасности новой мировой войны. Если кризис, расстроивший мировые торгово-экономические связи, толкал США к изоляционизму, то опасность войны, наоборот, подчеркивала потребность в международном сотрудничестве для поддержания всеобщего мира.

Администрация Ф. Рузвельта унаследовала внешнюю политику с ее традиционными основными направлениями и соответствующими им доктринами: Монро в Латинской Америке,2 «открытых дверей» в Азии и изоляционизма в отношении Европы.

Особенно велико было значение изоляционизма, который, возникнув преимущественно  как политико-дипломатический принцип, со временем перерос в специфически американский подход к остальному, «неамериканскому» миру. Практический смысл этой политики Соединенные Штаты усматривали в том, чтобы с выгодой для себя использовать противоречия и войны между европейскими странами, провозглашая нейтралитет, от которого они, однако, отступали в крупнейших конфликтах, развертывавшихся на Европейском континенте. В этом качестве изоляционизм сохранял свое значение для американской дипломатии вплоть до второй мировой войны. Важнейшим внешнеполитическим актом правительства стало дипломатическое признание Советского Союза []18.

2.2 II этап «Нового курса»

После улучшения экономической  ситуации летом 1933 г. политика нового курса обрела общую поддержку, Рузвельт приобрел авторитет спасителя от депрессии, в стране возникла обстановка национального единства. Однако уже к 1934 г. возникла оппозиция как слева, так и справа. Большинство простого населения не почувствовало кардинального улучшения ситуации: безработица оставалась очень высокой, ситуация в сельском хозяйстве была по-прежнему неважной. На этой волне в США стали усиливаться выступления трудящихся, особенно промышленных рабочих, требовавших увеличения помощи безработным, а также соблюдения предпринимателями 7а статьи НИРА, особенно реализации права на создание профсоюзов и заключения коллективных договоров. Америка стала «леветь», и Правительство было поставлено перед необходимостью принятия мер выгодных не только крупному капиталу, но расширению их эффективности по отношению к простым американцам [18].

С другой стороны, благодаря преодолению  наиболее тяжелых последствий кризиса среди крупного капитала стала муссироваться идея о свертывании курса реформ, возвращении политики невмешательства государства, в особенности в части регулирования условий труда. Ультраправые силы, при участии таких гигантов, как автомобильного концерна “General Motors” и финансовой группы Дюпонов создали Американскую лигу свободы. Полагаясь на мощнейшую финансовую поддержку крупных монополий, лига стала действовать против политики Правительства. Существовали также ультрарадикальные лидеры, такие как сенатор от штата Луизиана Хью Лонг и католический священник из Детройта Чарльз Кофлин, выдвигавшие популистские идеи, адресованные в сторону самых обнищавших слове общества. По сути, их идеология представляла реальную угрозу прихода фашизма. Не менее важным было противостояние со стороны Верховного суда, придерживавшегося старых консервативных взглядов, 27.05.1935 суд признал неконституционным НИРА, затем 6.01.1936 закон о регулировании сельского хозяйства [15].

Эти факторы привели к новому этапу нового курса, характеризующимся левым, социальным поворотом в политике Правительства. «Вторые ста дней», пришедшиеся на весну и лето 1935 года, были ознаменованы важнейшими либеральными преобразованиями, положившим основу государственной системы социального страхования. Особенное противодействие вызвало принятие в августе 1935 года акта о регулировании держательских компаний в сфере предприятий общественного пользования, поставившего под государственный контроль деятельность компаний в сфере энергетики и газоснабжения. Кроме того, был принят закон, увеличивавшей налоги на сверхприбыли корпораций и физических лиц с высокими доходами.

В 1935 г. принятый Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА) стал подвергаться критике со всех сторон. Рабочие выступали против того, что работодатели весьма вольно трактуют некоторые положения этого закона, особенно в сфере трудовых отношений. Мелкий и средний бизнес быстро почувствовал на себе отмену антитрестовских ограничений. Крупные корпорации были недовольны излишним, по их мнению, вмешательством государства в экономику. Созданная Американская лига свободы требовала отказаться от государственного регулирования в промышленности, снизить налоги на крупный капитал, перейти к жесткому курсу в отношении трудящихся.

Летом 1935 года по распоряжению Ф. Рузвельта  кодексы «честной конкуренции» были отменены и во многих отраслях промышленности ликвидированы бюро труда. Тем не менее, этот ставший непопулярным закон способствовал снижению общей напряженности и хаоса, охвативших промышленность США в 1929-1933 годах [18].

Информация о работе Новый курс Рузвельта