Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:02, реферат
Цель исследования - показать национально – культурное возрождение белорусской нации во время политибелорусизации.
Задачи:
1) Рассмотреть достижение и противоречие национальной культурной политики.
2) Что происходила на территории Белоруссии во время политики белорусизации.
3) Репрессии на территории Белоруссии во время политики белорусизации.
Введение
Белорусизация — проводившаяся в 1920-е годы в Белорусской ССР политика по расширению употребления белорусского языка в общественно-политической и культурной жизни республики. Также под белорусизацией понимается развитие белорусской культуры и увеличение доли белорусов на руководящих должностях в БССР.
Предмет исследования: Влияние политики белорусизации на национально – культурное возрождения белорусской нации.
Цель исследования - показать национально – культурное возрождение белорусской нации во время полити белорусизации.
Задачи:
Методы исследования: чтение
научно популярной литературы, анализ
исторических событий.
1. Культурное строительство
Беларуси после октября 1917 года
Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства – все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.
После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.
Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915–1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».
В БССР коммунистическая партия
большевиков была вынуждена считаться
со сложными политическими обстоятельствами
становления белорусской
Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года имело свои сложности и препятствия со стороны большевистской власти, но в тоже время наблюдается рост и интерес граждан к родному языку, литературе, культуре, колориту, что, в свою очередь, приводит к отходу в некоторой степени, от коммунистических взглядов к национализму.
Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупнений территории БССР. Присоединение Витебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощность промышленности количественно, но качественные показатели ее были крайне низкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое и моральное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровень производительности труда и квалификации работников, высокая себестоимость продукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, что культурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно, подпадало под влияние как экономических так и политических факторов.
2. Политика белорусизации в 20-е годы 20 века
Национальная политика разрабатывалась в высших партийных структурах и проводилась с учетом каждого региона. На местах она получила название белорусизация, украинизация, татаризация и т.д. В резолюции Х съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркивалось, что необходимо добиваться доверия угнетенных наций, развивать на их родном языке органы власти, судебные органы, курсы и школы как общеобразовательные, так и профессионально-технические, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр. XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.) исходил уже из факта существования СССР. Он определил конкретные мероприятия: формирование органов власти национальных республик из числа местных жителей, которые бы владели языком, знали быт, обычаи народов, обеспечили бы употребление родного языка во всех государственных органах и учреждениях и т.д.
Политика национально-
При проведении белорусизации необходимо было учитывать некоторые особенности национального состава населения и их долю в правительственных структурах. В национальной структуре республики белорусы составляли 80%, евреи - 8,2%, русские - 7,7%, поляки - около 2%, украинцы - 0,7%, латыши - 0,3%, татары - 0,1%, другие - 0,2% населения. Белорусы преимущественно жили в деревне, евреи в городах и составляли от 40 до 60% жителей. Это вносило специфику в языковую ситуацию: русскоязычный город и белорусскоязычная деревня. Многолетняя полонизация и русификация привели к относительной неразвитости форм культуры, формировали у крестьян комплекс неполноценности родного языка. Доля белорусов в составе партийных, советских и хозяйственных органов не достигала и половины. Так, из 13 членов ЦБ КП(б)Б в 1922 г. белорусов было 5, евреев 6, других - 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 (41,8%) были белорусами, 34 (45,9%) - евреями, 9 (12,1%) - других национальностей. Эти обстоятельства осложняли проведение белорусизации.
В феврале 1921 г. ЦИК БССР принял ряд постановлений, которые предопределяли последующий ход белорусизации. Был подтвержден декрет правительства ЛитБел о равноправии в качестве государственных белорусского, русского, еврейского и польского языков, определены меры по созданию системы образования на родном языке. В 1921 г. открылся Белорусский государственный университет, при Наркомате просвещения была создана Научно-терминологическая комиссия, на базе которой в следующем году был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). С основанием издательств «Беларусь» и «Белтрестпечать» стали издаваться газеты, журналы, учебники на белорусском языке и языках других народов, населявших Беларусь.
Белорусизация набирала силу, принимала целенаправленный характер, становилась официальной политикой. В марте 1923 г. на VII съезде КП(б)Б и в июле на Пленуме ЦК КП(б)Б были сформулированы основные принципы белорусизации, определен комплекс мероприятий по возрождению края, развитию белорусского языка и культуры, выдвижению и воспитанию кадров. Пятнадцатого июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР приняла постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в результате чего белорусизация стала государственной политикой. Была сформирована специальная комиссия по осуществлению национальной политики во главе с А. Хацкевичем.
Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Белорусизацию ЦИК, Совнаркома, Наркомата образования, Наркомзема планировалось завершить за один год, все остальные организации и учреждения за 2-3 года. Сотрудники этих аппаратов изучали белорусский язык, и на нем велось делопроизводство. В 1927 г. 80% работников центральных учреждений уже владели белорусским языком. Основные республиканские документы печатались на четырех языках: общесоюзные - на белорусском и русском, общественно-правовые - на белорусском и одном из трех равноправных языков.
К 1928 г. около 80% школ было переведено на белорусский язык обучения. Вместе с тем открывались школы с родным языком обучения для национальных меньшинств. В 1927 г. преподавание в школах БССР велось на восьми языках. На рабфаках, в вечерних школах, школах рабочей и крестьянской молодежи, а также в советско-партийных школах вводилось обязательное изучение истории, экономики и географии Беларуси, белорусского языка и литературы. Широкое развитие получило краеведение.
Одним из центральных направлений белорусизации была так называемая «коренизация», воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу. Ставилась задача выдвижения представителей коренного населения не по национальному признаку, а по деловым качествам, знанию языков и особенностей Беларуси. Поэтому доля белорусов в этих органах в 1929 г. почти не изменилась в сравнении с 1925 г. В 1929 г. доля белорусов в административных органах по-прежнему составляла 51,3%, русских - 18%, евреев - 24,8%, поляков - 0,1 %, других - 5,8%. В хозяйственных органах доля белорусов равнялась 30,8%, русских - 13,1%, евреев - 49,3%, поляков - 1,1%, других - 5,7%.
Темпы белорусизации, административные методы ее проведения, нарушение принципа добровольности использования того или иного языка давали основание для недовольства этой политикой.
Несмотря на некоторые недостатки и перекосы, белорусизация помогла населению республики осознать себя нацией, пробудила его политическую и общественную активность.
В конце 20-х гг. в национальной политике определилась тенденция к ее свертыванию. Об этом свидетельствует кампания по разгрому так называемого «национал-демократизма». На съезде КП(б)Б (ноябрь 1927 г.) было решено, что мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Беларуси, который в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием, в условиях диктатуры пролетариата превратился в контрреволюционное явление. Поэтому против него необходимо вести борьбу. Мысль об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма пронизывала все решения XII съезда КП(б)Б (февраль 1929 г.). Предписывалось твердо проводить пролетарскую линию в культурном строительстве. В скором времени термину «национал-демократизм» была дана новая трактовка. Под ним стали пониматься правая опасность в культурном строительстве и тенденция ставить национальные интересы выше классовых. Национал-демократизм стали приравнивать к национал-фашизму, объявлять враждебной Советской власти идеологией и практикой, которые имели целью реставрацию капитализма. Социальной основой «нацдемовщины» было объявлено кулачество.
Первых секретарей ЦК КП(б)Б Я. Гамарника, М. Пиляра, которые выступали против поиска врагов народа, отозвали из Беларуси. На их место прислали К. Гея и Р. Рапопорта, которые запустили машину борьбы с врагами народа. Первыми жертвами стали А. Червяков, Д. Жилунович и В. Игнатовский.
Любовь к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.
3. Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси
С Началом беларусизации государственными языками были призваны белорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, частей Красной армии, издательств и обучения в школе осуществлялся в кратчайшие сроки. Успехи белорусизации и политическая амнистия стали причиной возвращения на Родину деятелей национально-демократического движения, известных представителей белорусской культуры, таких как С. Некрашевич, М. Пиятухович, А. Смолич, М. Горецкий, В. Ластовский и др. Возглавлял комиссию по белорусизации А. Хацкевич, значительную помощь оказывали ему А. Балицкий, П. Ильюченок, А. Бурбис. За 1921–1928 гг. были созданы БГУ, Инбелькульт, БСХА в Горках, Витебской ветеринарный институт, открылись Государственный музей и центральный архив. На базе Инбелкульта в 1929 г. была образована Белорусская академия наук. Первыми академиками стали Я. Купала и Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и З. Жилунович. Работа Наркомата просвещения во главе с В. Игнатовским повысила цифру школ с белорусским языком обучения до 80%, а число госслужащих, владеющих белорусским языком, возросло до 70%.