Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:36, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что вся деятельность людей, их разных объединений и всего общества, регулируется нормами права, несоблюдение которых, в свою очередь влечет ответственность. Данные нормы поведения касаются и обязательны для исполнения каждым гражданином, объединением и обществом в целом, кого они затрагивают. Правовые нормы и ответственность за их неисполнение устанавливаются и регулируются государством. Для нормальной жизни, каждого общества, требуется определенный порядок, то есть общественные отношения должны быть урегулированы. А это достигается с помощью социальных норм, устанавливающих правила поведения людей. Чтобы эти нормы выполнялись и существует государственное принуждение.
Введение ………………………………………………………............................... 3
Основная часть ……………………………………………………………………. 5
1 Понятие и виды государственного принуждения…………… .……………….5
2 Легитимность государственного принуждения…………… .…………….......11
Заключение ………………………………………………………………………..17
Глоссарий ………………………………………………………………………....19
Список использованных источников ……………………………………………20
- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты;
- исправительные работы;
- административный арест;
- изгнание из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений.
Легитимность – это признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности. Легитимность - это основа демократической власти. Легальность и легитимность – это разные понятия. Легальность – это юридическое обоснование, законность, соответствие правовым нормам, а также неюридическая моральная функция оправдания по критериям авторитета и целей.
Отсутствие легитимности снижает уровень принуждения по следующим причинам:
- непосредственные исполнители принудительных акций, не уверенные в законности своих действий, не смогут адекватно их осуществлять;
- нейтральная или симпатизирующая часть общества может отказать в поддержке и предпринять действия, ослабляющие эффект принуждения;
- объект принуждения, рассматривающий направленные против него меры как незаконные, будет противодействовать им более энергично.
Универсальным критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает: во-первых, ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; во-вторых, ее поддержка населением; в-третьих, ее международное признание.
Существует множество
средств обеспечения
Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конституция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осуществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, особенно это относится к порядку формирования и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не властна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнительная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не назначается и освобождается законодательной властью.
Легитимная власть - это справедливая, народная, демократическая власть. Легитимность – это существенное свойство государственной власти. Термин «легитимность» возник в начале XIX века во Франции для характеристики государственной власти как власти законной. С течением времени объем этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего, также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.
Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер. Согласно разработанной им теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании. Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
- легитимность, основанная на харизме, священном даре, которой обладает лидер, вождь;
- легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);
- легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.
В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую, патриархальную, патримониальную (власть монарха) и другие разновидности.
Харизматическая власть базируется на личной преданности вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де Голль) людей, убежденных, в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным, установленным законом, правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.
Рациональная легитимность - это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).
Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
На сегодняшний день веберская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют, (исключение составляют исторически переломные моменты, как это было в нашем веке в Испании или Бельгии), закончился (надеемся) и период широкого распространения харизматических лидеров. Исторический опыт убедительно показал, что харизматические вожди очень быстро перерождаются в тиранов, а их харизма - в хорошо организованный культ возвеличивания лидера,
Современная рациональная, (легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Стандартно, в последнем, выделяются следующие разновидности:
- тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;
- плюралистические демократии,
которые признаются
- авторитарно-бюрократические
режимы, где основные права и
свободы соблюдаются лишь
- режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.
Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К ним относятся:
- идеологические принципы
и убеждения граждан в
- привязанность к структурам и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);
- преданность власти
благодаря положительной
- в отличие от харизматической легитимности, здесь, в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому;
- политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.
Режим может оставаться легитимным при выраженном недоверии к отдельным институтам или руководителям государства. Сам президент может быть непопулярным, но это отнюдь не означает недоверия к институту президентства. Если президент избран в соответствии с закрепленными в конституции демократическими процедурами, то реализуемая им государственная власть легитимна, несмотря, на степень доверия к нему населения. Сказанное означает необходимость разграничения понятий легитимности власти и доверия к политическим (государственным) институтам или популярности их руководителей. С понятием легитимности тесно связаны проблемы делегитимации государственной власти, особенно актуальные для сегодняшней России. Основные предпосылки делегитимации российской власти лежат в сфере духа, имеют идейные подтексты. Суть происходящих процессов состоит в нарушении консенсуса, который традиционно лежал в фундаменте нашего государства и власти..
Политико-правовой фон, на котором обостряются проблемы делегитимации - нарастающая бюрократизация, коррумпированность чиновничества, криминализация общества в целом. Ввиду неразвитости институтов гражданского общества в стране практически не действует контроль «снизу» за исполнительной властью. К этому добавляется затянувшаяся реформа судебной власти. В итоге открылась и активно эксплуатируется возможность конверсии власти в богатство.
Еще одну фундаментальную причину делегитимации власти необходимо назвать. Это подрыв нашей национально-государственной безопасности, имея в виду гуманитарный аспект последней. Некогда единое духовное пространство разрывается по национально-конфессиональному принципу. Национализм и этнический сепаратизм отвергают правомерность федеральной власти и провозглашают верховенство конституций субъектов Российской Федерации над федеральными законами. В результате не только ослабляется легитимность государственной власти, но и крепнут тенденции, направленные на подрыв целостности нашего государства, стремление отдельных частей единой России к отдельному вхождению в «европейский дом», «тюркский дом», «тихоокеанский дом» и т.д.
Государственное принуждение – это важная и неотъемлемая часть страны, обеспечивающая порядок в обществе, правомерное поведение всех его членов, выполнение ими возложенных на них, правовых обязательств и соблюдения прав окружающих.
Государственное принуждение воплощает в себе стимулирующий и ограничительный потенциалы в праве. Эффективность стимулирующего и ограничительного действий права, производна от государственно-принудительных свойств права. Следовательно, можно сказать, что право и принуждение – это две взаимосвязанные категории, регулирующие общественные отношения и реализующие волю народа. Без института принуждения невозможно существование государства, а значит, важна легитимация этого института. Легитимация деятельности государства во всех ее направлениях и формах является сущностным свойством государства. Легализация мер государственного воздействия является наиболее простым и доступным юридическим средством их легитимации, что на практике часто ведет к их отождествлению. Подмена легитимации государственного принуждения его юридической легализацией может считаться в целом негативной тенденцией, не соответствующей принципам правового государства.
Несмотря на несомненные
достижения в плане теоретического
обоснования множественности
Понятие легитимность обширнее, чем понятие легальность. Оно охватывает законность и одновременно, демонстрирует признание и доверие субъектов права, интерпретирует процессы обоснования, оправдания установленного порядка управления и степень достигнутого в обществе согласия.
Правовая легитимация, является неотъемлемым атрибутом государственного порядка и качественным индикатором цивилизованности практик, достижения целей. Она также выступает основанием согласованного взаимодействия во внутригосударственных и межгосударственных отношениях. Легитимность обеспечивает возможность организовывать взаимодействие властных сил с минимальным использованием принуждения.
Легитимным принуждение является только тогда когда, когда оно юридически обосновано, а это значит, что соответствует установленным правовым нормам, но и одобряется гражданами. Нелегитимное принуждение становится сомнительным, а сопротивление ему, наоборот легитимным.
Информация о работе Легитимность государственного принуждения