Конвергенция романо-германского и англосаксонского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:28, реферат

Краткое описание

В современном мире единства и разнообразия актуальным является рассмотрение вопросов правовых семей и их взаимодействия. Несомненно, что такая организация, как Европейский Союз, в которой можно встретить представителей основным правовых семей, во многом повлияла на их сегодняшнее состояние. В Европейском Союзе в процессе интеграции сейчас наблюдается два параллельных процесса – глобализации и регионализации. Государства-члены, стараясь сохранить свои национальные правовые особенности, все же, интегрируясь в ЕС, должны унифицировать свои правовые системы с правом ЕС. Наиболее интересно это проявляется в сфере конвергенции романо-германской и англосаксонской правовых семей. Все чаще высказываются, что ЕС подталкивает создание новой интегрированной правовой системы с элементами, взятыми из разных правовых семей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема №10.docx

— 23.35 Кб (Скачать документ)

Тема №10. Конвергенция романо-германского и англосаксонского права

 

    В современном мире единства и разнообразия актуальным является рассмотрение вопросов правовых семей и их взаимодействия. Несомненно, что такая организация, как Европейский Союз, в которой можно встретить представителей основным правовых семей, во многом повлияла на их сегодняшнее состояние. В Европейском Союзе в процессе интеграции сейчас наблюдается два параллельных процесса – глобализации и регионализации. Государства-члены, стараясь сохранить свои национальные правовые особенности, все же, интегрируясь в ЕС, должны унифицировать свои правовые системы с правом ЕС. Наиболее интересно это проявляется в сфере конвергенции романо-германской и англосаксонской правовых семей. Все чаще высказываются, что ЕС подталкивает создание новой интегрированной правовой системы с элементами, взятыми из разных правовых семей. Суть этой теории заключается в том, что в мире нет совершенных политических и правовых систем, а соответственно и правовых семей, следовательно, следует задуматься о синтезированном феномене. Ни с теоретической, ни тем более с практической стороны Европейский Союз не решает эту проблему. Более того, на законодательном уровне не решилось до сих пор соотношение источников права двух правовых семей в рамках единого союза, что часто порождает правовые коллизии. На наш взгляд, сейчас взаимодействие романо-германской и англосаксонской правовых семей вступило в очень интересную стадию. Абсолютно не растворившись в правовой системе ЕС, они уже во многом друг друга дополняют и изменяют.

   Прежде всего, интеграция в Европейском Союзе носит экономический характер. Унифицируя экономические институции, процессы валютной и банковской сфер, мы, несомненно, объединяем и правовую сферу. Особенно, это проявляется в рамках действия одного из основных принципов права ЕС – effect utile, т.е. прямого действия норм права ЕС, даже если последние не были имплементированы в право государства-члена. Тем самым получается, что, несмотря на национальные источники права, государство вынужденно использовать и, казалось бы, чуждые своей правовой системе. Здесь сразу очевидным становится процесс, обратный интеграции и сближению правовых систем, – процесс регионализации или защиты национальных правовых систем возможными способами.

   В современной правовой науке не было исследований о взаимодействии романо-германской и англосаксонской правовых семей, но на сегодняшний день все же большее влияние оказывает романо-германское на англосаксонское, и это влияние, очевидно, будет продолжаться. Многие ученые связывают это с периодом интеграции Великобритании в ЕС. Страны Балтии (Латвия, Литва и Эстония – члены ЕС с 2004 года), напротив, являясь очевидными представители романо-германской семьи, сохранили свои правовые системы, источники права и прочее неизменным. Стало быть, в процессе конвергенции больше страдает англосаксонское право, т.к. его представителей в ЕС намного меньше.

   Весьма положительным достижением конвергенции правовых семей в ЕС можно назвать появление общих правовых институтов, не присущих одной из семей.Со вступлением в силу Лиссабонского договора у евроскептиков стало больше доказательств, что в ЕС присутствует процесс не только сближения, но и дивергенции и, стало быть, разрыв, в том числе и в правовой системе, будет только увеличиваться. Следовательно, эффект Европы разных скоростей неизбежен. Государствам разрешается на законодательном уровне участвовать не во всех проектах, иметь отдельные организации по различным вопросам.

   Но это в целом не должно повлиять на сближение правовых систем. Ведь предпосылки для сближения есть. Целью Европейского Союза является создание своей наднациональной правовой системы, более совершенной, чем существующая, и в которой отсутствует национальное право. Насколько это возможно, сложно судить, государства-члены бояться потерять суверенитет с вышеуказанным процессом.Правда, тут же возникает очевидный вопрос у специалистов в сфере европейского права: что произойдет с источниками права в этих правовых семьях. Вполне вероятно, что на первый план будут постепенно выдвигаться закон и судебный прецедент как основные источники права. Тем самым получается, что в сфере конвергенции источников процесс будет успешным. Те правовые системы, в которых отсутствуют судебные прецеденты, будут дополнены и этим источником права.

    Процесс конвергенции будет продолжен, от того, какой путь выберет современный европейский законодатель, зависит не только будущее ЕС и его членов, но и существование современных правовых систем в рамках единого Европейского Союза.

Причин такого "выборочного" влияния процессов глобализации и регионализации на право довольно много, но наиболее важные из них заключаются  в том, что промышленное развитие государств, на территории которых  функционируют данные правовые семьи, в силу самых разных обстоятельств  является наиболее "чувствительным" по отношению к процессу как глобализации, так и регионализации.

    При этом вполне очевидным, а посему и общепризнанным в научной литературе является тот факт, что весьма обширной и непосредственной зоной соприкосновения романо-германского и англосаксонского права является сфера нормативного регулирования, охватываемая правом Европейского союза, и что развитие данных правовых семей отличается исключительно эволюционным характером, при котором постепенное количественное накопление соответствующих элементов в рассматриваемых правовых семьях с неизбежностью приводит к качественным изменениям как их самих, так и отношений, возникающих между ними.На вопрос, в каком направлении развиваются романо-германское и англосаксонское право под воздействием этих изменений - в направлении их постепенного и последовательного сближения или же, наоборот, расхождения, - среди ученых, занимающихся данными проблемами, нет единого, общепризнанного мнения.

    Так, одни из них исходят из того, что глобализация и регионализация не только способствуют созданию материальных и иных предпосылок для сближения романо-германского и англосаксонского права, но и "подталкивают" их в этом направлении. Довольно типичными при этом являются рассуждения о том, что "экономическая интеграция", имеющая место в пределах Европейского союза и других регионов мира с неизбежностью приведет также и к соответствующей ее характеру "юридической интеграции", к созданию в конечном счете единой монолитной правовой системы на базе рассматриваемых правовых семей

   Применительно к романо-германскому и англосаксонскому праву конвергенция означает допустимость и необходимость формирования на их основе такой "промежуточной" правовой семьи, которая бы вбирала в себя все те отвечающие вызовам времени правовые идеи, положения, институты и учреждения, которые свойственны как романо-германскому, так и англосаксонскому праву*(341). Таковой, по мнению этой группы исследователей, должна в конечном счете стать правовая система Евросоюза*(342). 
В отличие от авторов, апеллирующих к конвергенции романо-германского и англосаксонского права и формированию (в перспективе) на их основе некой "интегрированной" или "синтезированной" правовой семьи, другая группа исследователей, не отрицая в принципе некоторые элементы конвергенции, исходит из того, что в основе своей обе рассматриваемые правовые семьи развиваются параллельно и что в процессе их взаимосвязи и взаимодействия в правовой системы Европейского союза имеют место как элементы конвергенции, так и дивергенции. Иными словами, наблюдаются как признаки их сближения - в одних отношениях, - так и признаки их расхождения - в других отношениях*(343). 
Причем в позиции авторов, придерживающихся данной точки зрения, прослеживаются некоторые нюансы. Основной смысл их содержания заключается, в частности, в том, что при рассмотрении характера взаимосвязи и взаимодействия романо-германского и англосаксонского права в одних случаях акцент делается в основном на их последовательном сближении, а в других - на их расхождении. 
Указывая на то, что проблемы взаимоотношений романо-германского и англосаксонского права традиционно находились в поле зрения юристов-компаративистов и что перед исследователями постоянно вставал один и тот же "коренной вопрос", касающийся преобладания конвергенции над дивергенцией или наоборот, многие западные авторы не без оснований утверждают, что конвергенция в настоящее время в этой дилемме является "более мощным" (more powerful) и более значимым феноменом, нежели дивергенция (divergence)*(344), особенно в сфере действия правовой системы Евросоюза. 
Основания для такого рода утверждений исследователи усматривают, во-первых, в "естественной природе" человеческого сообщества и человеческих отношений, которые опосредуются нормами различных правовых систем и правовых семей, в том числе нормами романо-германского и англосаксонского права. При этом конвергенция правовых систем и семей рассматривается как "движение в таком направлении, при котором наиболее полно обнаруживается и отражается в праве единая человеческая природа". А во-вторых, основания для вывода о том, что в отношении между романо-германским и англосаксонским правом конвергенция преобладает над дивергенцией, учеными-компаративистами усматриваются в "естественном характере" самого процесса взаимосвязи и взаимодействия рассматриваемых правовых семей, направленном в силу природного сходства данных феноменов на их дальнейшее сближение как в пределах правовой системы Евросоюза, так и за ее пределами. 
Называя данный процесс "естественной конвергенцией" (natural convergence), западные авторы исходят из того, что последовательное сближение романо-германского и англосаксонского права, будучи объективным процессом, обусловлено такими обстоятельствами, как: а) принадлежность большинства стран романо-германского и англосаксонского права к "западной буржуазной демократии"; б) значительное сходство их общей и правовой культуры; в) наличие в этих странах большого количества взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом негосударственных институтов, оказывающих возрастающее влияние на развитие права, и др.*(345) 
Однако, говоря о конвергенции рассматриваемых правовых семей вообще и об их "естественной конвергенции" в частности, исследователи характера взаимоотношений данных правовых феноменов указывают в то же время и на имеющие место в их отношениях элементы дивергенции*(346). 
Несмотря на то, отмечается в связи с этим в научной литературе, что между романо-германским и англосаксонским правом весьма много общих признаков и черт, выступающих в качестве основы их сближения, в каждой из этих правовых семей содержится в то же время немало таких особенностей, которые стоят на пути их конвергенции и препятствуют их сближению*(347). 
3. Какие же факторы, воздействующие на характер взаимосвязи и взаимодействия романо-германского и англосаксонского права, способствуют, а какие препятствуют их сближению на общеевропейском, региональном и глобальном уровнях? 
Отвечая на данный вопрос, следует, как представляется, обратить внимание прежде всего на то, что в каждой группе факторов, способствующих, или, наоборот, препятствующих сближению рассматриваемых правовых семей, выделяются основополагающие, первичные, и производные от них, обусловленные ими вторичные факторы. 
    В качестве первичных факторов, способствующих процессу конвергенции романо-германского и англосаксонского права, следует рассматривать все то общее - в виде однотипной экономики, социальной и политической структуры общества, однотипного государственного механизма, правовой культуры и других им подобных по своему характеру и своей потенциальной направленности компонентов, - что эти правовые семьи объединяет. 
В свою очередь, в качестве первичных факторов, препятствующих сближению романо-германского и англосаксонского права, необходимо выделять и рассматривать все то особенное - в виде исторических и национальных традиций, обычаев, свойственных каждой правовой семье, и других им подобных по своему характеру явлений, институтов и учреждений, - что данные правовые семьи разъединяет. 
Первичные факторы - это собственно тот базис, который не только обуславливает сущность, внутреннее строение и содержание каждой из рассматриваемых правовых семей, но и предопределяет характер и тенденции развития отношений между ними. 
Что же касается вторичных факторов, то они, будучи производными от первичных, выражают, а точнее, отражают заложенный в романо-германской и англосаксонской правовых семьях базисный потенциал, а также тенденции как к их сближению, так и к расхождению. 
Среди вторичных факторов - элементов, способствующих сближению рассматриваемых правовых семей, - следует выделить прежде всего такие, которые проявляются на региональном уровне взаимосвязи и взаимодействия романо-германского и англосаксонского права. 
    Разумеется, вторичные факторы, способствующие сближению данных правовых семей, находясь в неразрывной связи с первичными факторами, в определенной мере проявляются также на глобальном уровне - на уровне правовых семей в целом и на локальном уровне - на уровне отдельных национальных правовых систем. Как это имеет место, например, в правовой системе США, где правовая система штата Луизиана, будучи по природе своей и характеру романо-германским феноменом, находится в непосредственной связи с англосаксонским феноменом, каковым является правовая система американской федерации. 
Однако наиболее отчетливо характер воздействия вторичных факторов, способствующих сближению романо-германского и англосаксонского права, как и сами эти факторы, проявляется на региональном уровне, в частности на уровне Европейского союза. 
Одним из таких факторов на этом уровне является членство Великобритании - прародительницы англосаксонского права - в Европейском союзе, в состав которого входят государства, правовые системы которых строятся на принципах и традициях романо-германского права. 
Находясь в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом в процессе выполнения по сути одинаковых технико-юридических и социально-политических функций*(348), данные правовые семьи оказывают постоянное влияние друг на друга. Система общего права оказывает непосредственное влияние через право Великобритании на романо-германское право. В свою очередь, последнее через те же самые каналы регионального уровня оказывает обратное воздействие на англосаксонское право.

 

Источники:

 Второй пермский конгресс  ученых-юристов: материалы международной  научно-практической конференции.

http://territoriaprava.ru/

http://all-books.biz/


Информация о работе Конвергенция романо-германского и англосаксонского права