Контрольная работа по «Теории государства и права зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Задача: Французский гражданин Жильбер, долгие годы проживший в Алжире, решил продать доставшийся ему по наследству дом, находящийся во Франции. Приехав во Францию, он продал дом своему давнему знакомому Раулю за 30 тыс. франков. Однако вскоре выяснилось, что истинная цена дома в два раза выше. Жильбер обратился в суд с просьбой признать договор ничтожным как явно убыточный. Вправе ли суд вынести такое решение по Кодексу Наполеона?

Содержание

1. Задача ……………………………………………………………………... 3
2. Предпосылки и характер войны за независимость в США.
Декларация независимости 1776г. и Статьи Конфедерации 1781г…………4
3. Список использованной дитераьуры……………………………………...13

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИГПЗ (готово).docx

— 38.66 Кб (Скачать документ)

Принятие Вторым Континентальным конгрессом «Декларации независимости» стало не только поворотным пунктом в войне за независимость и в процессе общего объединения штатов. «Декларация независимости» стала основополагающим документом, с которого началось конституирование американской государственности и принципы которого составили главные элементы нового формирующегося государственного и правового уклада.

Идеи  и принципы, положенные в основу Декларации, были выдвинуты уже на Первом Континентальном конгрессе. Тогда было установлено, что американский народ составляет самостоятельный политический организм, что жизнь его граждан определяется неотъемлемыми их правами на жизнь, свободу, собственность и на отпор иностранной власти. Возводя права американцев к историческим правам подданных английской короны, за народом признавалось право на участие в законодательстве, на подсудность общему праву, принятые свободы и привилегии, включая право петиций. Провозглашалась необходимость независимости разных ветвей законодательной власти, в том числе и главным образом от правительства.

В начале открытой войны с Англией идея полного отделения и политического  провозглашения независимости на основе особого правового положения  колоний приобрела явное выражение  и прямых приверженцев (как, впрочем, и противников). Государственное  самоопределение стало даже связываться  с особой религиозной предначертанностыо судьбы колоний: «Всемогущий создал Америку для того, – вынес заключение главный судья Южной Каролины, – чтобы сделать её независимой от Великобритании».

После провозглашения Вторым Континентальным конгрессом резолюции о практических шагах по отделению от Англии (10 мая 1776 г.) представители штатов приступили к согласованию политического акта, который должен был завершить провозглашение независимости. 7 июня 1776 г. на рассмотрение была поставлена резолюция депутата от Виргинии Р. Ли о разрыве всех отношений с Англией на основе объявления себя «свободными и независимыми штатами» и о плане конфедерации колоний. Делегаты отложили решение вопроса с тем, чтобы получить необходимые инструкции и полномочия. Идейно-политическая поддержка требования о независимости была обеспечена широкими общественными дискуссиями в колониях, которые уже шли по поводу опубликованного памфлета Т. Пейна «Здравый смысл». В нём колонисты призывались провозгласить независимость и установить республиканский образ правления, как наиболее соответствующий свободе народа, который сам и заново построил свою жизнь на новой земле. Открытая поддержка идеи Конгресса законодательными собраниями штатов, особенно наиболее значимой и богатой колонии Виргинии, сыграла переломную роль.

1 июля 1776 г. Континентальный конгресс приступил  к обсуждению вопроса о провозглашении  независимости. Для подготовки  документа была создана целая  комиссия. В неё вошли Д. Адаме, Ф. Шерли, Р. Ливингстон. Но на деле составлен он был одним автором – радикальным философом и известнейшим впоследствии политическим деятелем Америки Т. Дхефферсоном. Соответственно собственным воззрениям, Джефферсон видоизменил прежние представления о политической сути провозглашения независимости и выделил, напротив, идею закономерности провозглашения самостоятельным народом своего политического устройства, исходя из принципов народного суверенитета и общественного договора с властью, а также идею неотчуждаемых политических прав нации. Из проекта Джефферсона были исключены два пункта (об упрёках в адрес английского народа и о запрете рабства негров, что могло расколоть объединявшиеся колонии Юга). 4 июля 1776 г. «Декларация независимости» была одобрена Конгрессом, и этот день стал официальным началом Американского государства. В августе 1776 г. Декларацию подписали 56 делегатов Конгресса, включая и тех, кто выступал против радикального разрыва с Англией.

Декларация  открыто провозглашала принцип  народного суверенитета в качестве основы государственного устройства. Само это государственное устройство определяется нацией всецело для  охраны и соблюдения естественных и  неотчуждаемых прав людей: «Мы считаем  самоочевидными следующие истины: все  люди сотворены равными, и все  они равно одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к  числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью». Государство создается, подчиняясь принципу общественного договора, и  если «данная форма правительства  становится гибельной для этой цели», то народ не только имеет право  ее изменить, но и обязан изменить и уничтожить свое правительство. (Обоснованию этого нарушения договора был посвящен раздел Декларации с перечнем «грехов» и злоупотреблений Георга III – большая часть была взята из ранней Декларации 1774 г.)

Свое  своеобразное прочтение Джефферсон внес и в идею о естественных и неотчуждаемых правах. Вместо привычной формулы Д. Локка «жизнь, свобода, собственность» было поставлено «жизнь, свобода и стремление к счастью». В этом проявился не только радикальный демократизм Джефферсона, но и его ориентир на привычные для Америки религиозные идеи: Декларация почти напрямую перекликалась в этом аспекте с договором отцов-пилигримов. Тем самым конституирующаяся на основе Декларации американская государственность становилась воспреемницей политических идей и государственного уклада, заложенного религиозными эмигрантами-колонистами.

В своем  идейном пафосе Декларация, несмотря на то что была официальным документом рождающегося государства, отмечена высокой степенью революционности: право народа на революцию обосновывалось в ней как главнейшее и неизменное. Это сделало Декларацию важным стимулом для общественной мысли европейского Просвещения – особенно в преддверии нарастающего в Западной Европе, во Франции, глубокого общественного и государственного кризиса.

Война за независимость 1774-1783 гг. завершила процесс  государственно-политического становления  американских колоний и положила начало новой американской государственности. Эта государственность стала  еще одним шагом в общем  пути формирования нового политического  и правового уклада Нового времени. Ее чертами и одновременно особенностями  стало признание принципа безусловной  избирательности исполнительной власти и, исходя из этого, однозначно республиканского устройства при высокой степени  демократии, которая обеспечивалась в том числе особыми, исторически сложившимися правами отдельных общин и территорий на самоуправление.

Одновременно  с провозглашением «Декларации  независимости» Второй Континентальный  конгресс принял основополагающие решения  о принципах образования межгосударственного  союза штатов. Союз этот в ходе Войны  за независимость уже сложился фактически: существовал объединенный законодательный  орган в лице Конгресса, штаты  совместно установили дипломатические  отношения с Францией, Франция  всем вместе предоставила денежную помощь для войны с Англией, образовалась единая армия с единым командованием  и единым финансированием. Конституирование этого союза как особого государственного объединения представлялось закономерным.

План  формирования такого союза впервые  был предложен Б. Франклином в  июле 1775 г. Однако ход он смог получить только с мая 1776 г., когда представители  штатов в целом одобрили и идею провозглашения независимости, и создание межгосударственного союза в  качестве единого политического  организма. Тогда же было принято, что объединение должно принять характер конфедерации. Никаких содержательных характеристик в этот термин тогда не вкладывалось. Единственным образцом подобного объединения для колоний (как и в планах XVII в.) были Нидерланды, и организация власти Объединенных провинций объективно повлияла на конституирование конфедерации (в частности, равенство голосов штатов в общем законодательном собрании при разном составе депутаций, отсутствие общей исполнительной власти). В отношении смысла предложенного союза и соответственно содержания конституционного акта единства мнений между представителями штатов и между лидерами Конгресса не было. Франклин и Д. Адаме выступали за тесное единство с сильной единой правительственной властью. Представители южных штатов – за конфедерацию, которая предполагала бы более координацию действий, чем единое государство. К сентябрю 1777 г. согласованный проект был выработан (не без давления унитариста Д. Вашингтона) и направлен на одобрение штатов. К ноябрю 1779 г. его ратифицировали законодательные ассамблеи 12 штатов, к 1781 г. под давлением внешнеполитических обстоятельств – и Мэриленд. 1 марта 1781 г. Второй Континентальный конгресс объявил о вступлении в силу «Статей конфедерации и вечного союза» (11 статей), которые стали первой конституцией североамериканского государства.

Несмотря  на слабость полномочий создаваемых  общих органов власти и управления, «Статьи» провозглашали бесповоротное  создание общего государства. За штатами  не предусматривалось права выйти  из союза. Решение большинства членов союза имело принудительную силу для других штатов. Формировалась  сфера исключительных полномочий союзного государства. В остальном сохранялся незыблемым суверенитет штатов, поскольку  он не был ограничен конкретными  нормами «Статей»: «Каждый штат сохраняет  свое верховенство, свою свободу и  независимость, равно как всю  власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией  Соединенным Штатам, собравшимся  на конгресс» (ст. 2). Для согласования этого внешнего противоречия в интересах  полноправного населения штатов вводился институт всеобщего межгражданства: жители одного штата, не переставая быть гражданами только штата, пользовались впредь привилегиями и льготами в других штатах наравне с их жителями в отношении права передвижения, торговой и финансовой деятельности, собственности. Штаты должны были «оказывать доверие» к юрисдикции других членов союза.

Для решения  общих дел конфедерации создавался конгресс штатов. Представителей в  него (числом от двух до семи) избирали в штатах соответственно собственным  правилам, на один год. Штат сохранял право  отзыва или замены в любое время  своих представителей. На конгрессе  каждому штату принадлежал только один голос. За конгрессом закреплялись полномочия, переданные в исключительное ведение Соединенных Штатов: решение  вопросов войны и мира, дипломатические  сношения и международные договоры, регулирование монетного обращения, мер и весов, торговли, почтовое дело, установление военных порядков и  назначение высших воинских чинов. Для  решения всех этих вопросов требовалось  согласие большинства – т. е. 9 штатов. Специально оговаривалось, что без  их одобрения все перечисленные  полномочия недействительны. Тем самым  создавалось важнейшее впоследствии правило конституционных порядков североамериканского государства: в важных вопросах предполагается политическое согласование с субъектами союза.

«Статьи»  формулировали не только делегированные полномочия союза, но и запретительные, т.е. которые налагали ограничения  на суверенитет штатов (такой прием  также стал важной чертой американской конституции). Штатам запрещалось вести  собственную внешнюю политику во всех проявлениях без согласования с другими штатами, создавать  значительные вооруженные силы.

Во время  прекращения заседаний конгресса  действовал комитет из делегатов (по одному от каждого штата). Это был  коллективный правительственный орган. Он вправе был назначать должностных лиц, вести текущую финансовую политику, устанавливать размер общей армии. Во избежание возможных злоупотреблений специально вводились ограничения на превращение комитета в полноценный исполнительный орган: ему не могли быть переданы полномочия конгресса и наиболее важные государственные дела.

Мертвой буквой осталась заключительная статья, которой определялся порядок  принятия в союз новых штатов (и  только для предполагавшегося присоединения  Канады заранее давалось полное согласие).

Союз, созданный  конституцией 1781 г., был декларативным  и преимущественно военно-политическим. Финансовые, торговые полномочия конгресса  и правительственных органов  союза были весьма условными (например, конгресс вправе был делать займы, но никак не предусматривалось, чем и на основании чего будет расплачиваться). Полное равенство штатов также далеко не соответствовало реальному весу крупнейших колоний и их вкладу в борьбу за независимость. Принятие «Статей» было объективным компромиссом. Его значение заключалось в том, чтобы придать временные правовые рамки формирующемуся политическомуа организму. Политические лидеры штатов так и расценивали первую конституцию: «Настоящее настроение штатов благоприятствует учреждению прочного союза, – отмечал Д. Вашингтон в 1781 г. – Нужно пользоваться случаем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыра. М., 2010.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2010.

3. Желудков А.В. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.

4. История государства и права зарубежных стран / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2010.

5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. С.А. Чибиряева. М., 2010.

6. История государства и права зарубежных стран. Часть 1, 2. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова М., 2010.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2009.

8. Хрестоматия по всеобщей история государства и права. Т. 1 - 2 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. М., 2009.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права зарубежных стран»