Коллегии в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Вокруг имени Петра I сложилось немало легенд и стереотипов, прочно живущих в общественном сознании. Тем, кто читает о нём, пишет о нём трудно устоять перед готовыми клише, устоявшихся, давно ставших аксиомами суждений и определений типа: “царь-плотник”, “работник на троне”, который “прорубил окно в Европу”, “суровый, но справедливый и демократичный, не чета своим преемникам”. Петровское время принесло не только впечатляющие достижения, блестящие воинские победы, включило Россию в общеевропейскую семью народов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3
СОЗДАНИЕ КОЛЛЕГИЙ стр. 4 -12
РЕЕСТР И ШТАТ КОЛЛЕГИЙ стр.12 - 18
КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО стр.19 - 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 27 - 28
стр. 29 - 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

 

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального обучения

Центросоюза Российской Федерации

Российский университет кооперации

Факультет заочного образования

 

Факультет юриспруденции

Кафедра  гражданское право

 

Курсовая работа

По дисциплине «История государства и права»

на тему: «Коллегии в XVIII веке»

 

 

                                                                                                               Работу выполнила:

Студентка заочного отделения

1 курса юриспруденции

Малыхина Татьяна Витальевна

Научный руководитель:

Смирнов Владимир Александрович

 

 

 

 

 

                                                               

 

                                                             

Москва 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                     стр. 3

СОЗДАНИЕ  КОЛЛЕГИЙ                                                                                              стр. 4 -12

 

РЕЕСТР  И ШТАТ КОЛЛЕГИЙ                                                                                    стр.12 - 18

 

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ  ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО                                                          стр.19 - 26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                               стр. 27 - 28

 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                              стр. 29 - 34

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                                    стр. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Вокруг  имени  Петра I   сложилось   немало   легенд   и   стереотипов, прочно  живущих  в  общественном  сознании. Тем, кто  читает  о  нём,  пишет  о   нём   трудно   устоять   перед   готовыми   клише,  устоявшихся,  давно ставших   аксиомами   суждений   и    определений    типа:   “царь-плотник”, “работник  на  троне”, который  “прорубил  окно  в   Европу”,  “суровый,  но справедливый  и  демократичный, не   чета   своим   преемникам”.  Петровское время  принесло  не  только  впечатляющие   достижения,  блестящие  воинские победы,  включило   Россию   в   общеевропейскую   семью    народов.   Время петровских  реформ –  это   время   основания   тоталитарного   государства, внедрение  в  массовое  сознание  культа   личности,  это   время   создания нового  политической  системы, создание  новой  системы   управления, реформа всего   жизненного   уклада    русского    общества,   запуска    “вечного двигателя” отечественной  бюрократической  машины.

На протяжении XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после "дела Никона".

 

 

 

СОЗДАНИЕ  КОЛЛЕГИЙ.

При Петре I ещё ярче сказалась необходимость собрать всё управление страной и её хозяйством в определённые большие группы, строго ограниченных одна от другой характером дел. Но Петру, как и московскому правительству трудно было сделать это быстро и верно. Мешала война с её неожиданными поворотами, когда за быстрой и неожиданной сменой событий не было ни времени, ни возможности сосредоточиться, обдумать план реформы, и провести её неуклонно и последовательно. война не ждала требовала людей и денег. Вся сознательная деятельность Петра в то время имела своей исходной точкой интересы военного дела. Сначала эта была игра в солдатики, о том более серьёзные занятия новой организации армии и новой военной наукой. От Кожуховских манёвров Петру пришлось “идти играть под  Азов”, а там не замедлила Великая Северная война, задавшая Петру работы на всю жизнь.

Петру с его новым войском и незнакомым московскому времени флотом, при новых методах и способах ведения войны, приходилось, особенно в первое время, доставать деньги через старые учреждения, а поскольку последние не отвечали своей новой задаче, то они подвергались у него ломке, переделке, уничтожению, или возрождались под новыми названиями, то исчезали совсем.

Для новых нужд не только выдвигаются во главе старых учреждений новые люди  в государстве (стольник Ромодановский, стольник Апраксин, гвардии капитан Меншиков), но и сами старые учреждения изменяются на новый лад.

 В 1701 году приказы иноземный  и рейтарский соединяются в  один  приказ  военных  дел; стрелецкий  приказ, вследствие  уничтожения  стрельцов, переименовывается  в приказ земских дел и начинает ведать полицией страны, что было только одной из обязанностей стрелецкого приказа. Для новых дел появляются новые приказы - морской, артиллерийский, рудокопных дел, провиантский, богадельный. Кроме приказов организуются присутственные места меньшего объёма и значения - разные канцелярии: мундирная, банная, ижорская, которая, как и казанский приказ, ведала делами завоёванной у шведов Ингерманландии.

В создании всех этих учреждений Пётр действовал по старому. Занятый войной, он старался всякую нужду выдвинутую событиями и требованиями  войны, удовлетворять сейчас же, создавая для этого новое ведомство, которое порой вносило беспорядок в работу старых. Вместе с тем в стране назрели определенные предпосылки:

1. Приказы, на данном этапе развития Российского государства уже плохо справлялись с возросшим объемом задач, оперативность их рассмотрения отставала от реалий времени.

2. Внутренняя структура  приказов, их взаимодействие между  собой не были четко разграничены, что в свою очередь дублировало функции.

3. Штатный состав приказов  состоял из недостаточно обученных  служащих, обязанности дублировались, контроль за  исполнением осуществлялся  не в полной мере и как  следствие задачи решались крайне  медленно.

4. Возросшая активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства, остро требовала образованных  людей по западному образцу. Участие России в войнах конца 17 начала 18 веков требовало изменения в военном искусстве, что возможно было только образованными, грамотными офицерами армии и особенно зарождающегося флота.

5. Интенсивное развитие  торговых отношений с зарубежными  странами.

6. Необходимость реформирования  и совершенствования финансовой  и налоговой систем в целях  пополнения государственной казны.

7.  Развитие мануфактурного  производства с использованием  элементов наемного труда и  механизмов, развитие горно-рудного  дела;

8. Необходимость оформления  общегосударственного законодательства  с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута.

 В этой суетливой  замене одних учреждений другими  старые приказы теряли свой  прежний статус и приобретали  новые черты, менялся круг вопросов  отдельных приказов, изменялись  и сами приёмы приказного хозяйства  в сторону большей подчинённости судей центральному учреждению, их большей подотчётности и регламентации самой деятельности приказа: из поручения государя выдать N-ое дело такому-то лицу приказы становятся всё более государственными учреждениями, каждый со своим определённым кругом дел, которые поручаются не лицу, а исполнителю воли государя, обязанному действовать не ”какъ ему Богъ вразумитъ”, а по правилам и регламентам, учреждённым монархом. Но всё это только намечалось и было мечтой. На деле господствовала ещё большая путаница дел, чем в Московском государстве. Но вся эта перетасовка приказов и их ведомств указывало на одно - на необходимость преобразований в этой области государственного строя.

 Твёрдо решив ввести  в своём государстве “порядочное”  и “регулярное” управление, Пётр  обратился за образцами туда же, откуда взял образцы для своей армии и флота, то есть на Запад. Ещё в 1698  году, находясь в Англии, он много думал о переустройстве управления во всей стране по иностранному образцу и тогда же разговаривал со знающими людьми. Некто Френсис Ли по личной просьбе царя составил и подал ему “предложения о правильной организации Его правительства”, в которых намечалось создать семь “комитететовъ и коллегiй”. В манифесте 1702 года о вызове в Россию иностранцев Пётр сообщает о своём решении учредить “порядочное тайной воинской думы коллегiум или собранiе” с коллегиальным составом, в который входили бы президент, советники, секретари и другие канцелярские чины. Ведая всё, что касается военной службы иностранцев, тайная военная коллегия должна была обеспечить иностранцам суд “по   законам божескимъ, jure civili romano и иным обыкностямъ populorum moraliorum”.1

 

 

Образование Сената в 1711 году стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. В него вошли 9 человек. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. Ему предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государственном учреждении вводилась личная присяга.

От имени царя Сенат контролировал вначале (с 1715г.) обер-секретарь, с 1721г. — офицеры гвардии, а с 1722г. — генерал-прокурор (П.И.Ягужинскй), которому подчинялись другие прокуроры. Генерал-прокурор присутствовал на всех заседаниях Сената. Практически одновременно с Сенатом был основан новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов (1711) для выявления всех неправедных действий, наносивших ущерб государству. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе.

В 1711 году “рудокопный офицеръ” Иоганн Фридрих Блигерь подал Петру проект, в котором для правильного развития горного дела предлагалось “определить коллегiумъ, который состоитъ въ искусныхъ сему художеству особахъ, которому полную дирекцию сего дела поверить”.

 В начале 1712 года Пётр  вновь заинтересован предложением  неизвестного немецкого офицера  учинить “коммерцъ-коллегiумъ и  ревизiонъ-коммиссiонъ”. Коммерц-коллегию  предлагалось создать так : “взять изъ Амстердама, изъ Англiи и изъ Гамбурга по два человека меконтантныхъ* купцовъ, которымъ бы в тамошнихъ местахъ* - недовольных кривда учинена была; къ нимъ же умнаго мужа придать въ презиты и несколько асессоровъ изъ своихъ природныхъ подданныхъ”*; ревизион-коллегия по проекту пересмотрительный приказ, “который бы во всемъ государстве на вся годы все приходы и расходы свыше всехъ приказовъ считать могъ подробно, ибо оттого, что въ приходахъ и расходахъ не всюду счетъ бывает, к воровству много случай даетъ, и надлежитъ въ такихъ делахъ президентомъ знатному и весьма верному быть, и въ чемъ на кого о какихъ неисправностяхъ донесено будетъ, надлежитъ въ ономъ же приказе разыскивать”*

12 февраля 1712 года, согласно  с предложением, Пётр издал указ “учинить коллегiум для торговаго дела исправления, чтобъ въ лучшее состоянiе привесть”*. Согласно указу, “взяты были къ Москве иноземцы нарвскiе жители” два человека и один дерпский купец, к ним присоединили несколько человек знатных московских купцов и шестерых слободских жителей, и всем им поручили выработать правила работы коллегии коммерции. Комиссия эта проработала около двух лет, сочинила правила для коллегий и занялась пересмотром таможенного устава. Однако  этим кончаются все сведения о работе этой комиссии. Так понемногу обозначался характер и само название учреждений, которыми будут заменены приказы.

С 1715 года уже наметилось успешное окончание Северной войны и Пётр пристально начинает интересоваться делами внутреннего благоустройства. 23 марта 1715 года царь рассматривает ещё одно предложение о переустройстве системы государственного аппарата. Автор проекта (к настоящему времени утеряны его данные) предлагал ввести в России семь коллегии, семь отделов, в которых сосредоточилось бы всё управление государством. Этот автор указывал, как пример на Швецию, где уже было такое государственное устройство, считавшееся лучшим в Европе.

По проекту намечалось семь коллегий: юстиц-коллегию, канцелярию иностранных дел, коллегию адмиралтейскую, кригс-коллегию, камер-коллегию, штатс-коллегию, коммерц коллегию. Управление предлагалось разделить между отдельными сенаторами. Этот проект Пётр решил положить в основу предпринятой реформы государственного аппарата. Но на одном этом он не остановился.

Рассматривая эту реформу как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса степени заимствования им западно-европейского опыта. Одни историки считают, что Пётр лишь приспособил, адаптировав, шведскую систему под русские условия, другие - исходят из оригинальности преобразований. Несомненно, что заимствование у Европы её испытанного опыта существенно способствовало укреплению государственности России. И вообще, обращение Петра к опыту западных стран характерно для всей его реформаторской деятельности. Но почему же всё-таки именно Швеция, а не другие страны? По мнению историка Евгения Анисимова это связано не столько с некоторыми сходствами двух стран в социально-экономических условиях, сколько с личными пристрастиями Петра I высоко ставя шведскую военную и государственную организацию, Пётр стремился превзойти Швецию как на поле боя, так и в мирной жизни.

Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, кригс – от  нем. Слова der Krieg – война, эквивалент министерства обороны получившем распространение в Европе  XVI-XVII веках.

Камерализм содержал ряд особенностей, очень привлекательных для  Петра.

Во-первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо одной сфере деятельности.

Во-вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, чёткой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единых штатов и жалованья.

В начале апреля 1715 года Пётр приказывает русскому резиденту при датском короле князю Долгорукову достать печатные или письменные уставы датских коллегий, “ибо  мы  слышали, - писал Пётр, - что и шведы от них взяли”*.

Информация о работе Коллегии в XVIII веке