Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 20:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе их взаимодействия, носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.
Итак, в основу классификации юридических фактов могут быть положены различные критерии.
2.2 Сложные юридические факты и фактические составы
Отражение в праве общественных отношений – далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы». В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты – такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков).
Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент – «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент – возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов – факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «волевой критерий», согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то, и другое – сложные юридические факты.
Закрепление сложных юридических фактов в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (например, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно.
Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий – возникновения, изменения, прекращения правоотношения.
Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.
От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов – юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления» в фактическом составе.
Например, для признания предпринимателя банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно.
Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения не исчерпываются юридическими фактами. При внимательном рассмотрении выясняется, что они включают более широкий круг фактов, имеющих юридическое значение – юридические условия.
Юридические условия – это обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев. Например, для увольнения рабочего или служащего необходимо, помимо прочего, существование трудового правоотношения. Если правоотношения нет, его нельзя и прекратить. Но следует ли из этого, что все правообразующие факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический состав?
Думается, что нет. Правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему иначе – в качестве юридических условий.
Это хорошо видно на следующем примере. Право собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью – вступления в правоотношения мены, дарения, купли-продажи и т. д. Юридические основания приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия.
К числу юридических условий следует отнести также гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство и др. Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе эти факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния.
В отличие от юридических фактов юридико-фактические условия создают возможность возникновения правоотношений, образуют правовую среду, в которой могут возникать и развиваться разнообразные правовые связи, конкретизация юридических фактов.
В механизме правового регулирования функции юридических фактов тесно переплетаются с функциями актов индивидуального регулирования. В механизме правового регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов.
Появление индивидуального акта – необходимое условие для завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт – не рядовой элемент фактического состава. Он как бы «аккумулирует» юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений.
Но взаимоотношение юридических фактов и актов индивидуального регулирования имеет и другую сторону. В юридической практике их нередко рассматривают как различные и даже противоположные части фактического состава. Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального регулирования, выступить по отношению к нему в качестве своеобразного «противовеса». Например, гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. может быть предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Предшествующие юридические факты («признание в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий») не только создают предпосылку для принятия решения о выдаче субсидии, но и устанавливают для него известные рамки. В некоторых ситуациях стороны вынуждены «дожидаться» всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. В данном случае, по нашему мнению, можно говорить еще об одной дополнительной функции юридических фактов: с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов.
Данная сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается – они рассматриваются исключительно как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных лиц. Думается, это – односторонний подход. Юридические факты призваны не только «формализовать» деятельность государственных органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении социально-юридических ситуаций, обеспечивать своевременность и точность правовой реакции.
Индивидуальное регулирование приводит к тому, что в процесс правового регулирования «подключаются» фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной отчетливостью в нормах права. Эту группу фактических обстоятельств можно назвать индивидуально-определяемыми или относительно-определенными фактами.
Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий – возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается в том, что они требуют не только установления, как любые юридические факты, но еще и конкретизации со стороны правоприменительного органа.
3. Дефектность юридических фактов
В процессе установления юридических фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях эти дефекты связаны с содержанием юридического факта (отсутствие необходимого стажа и т.п.), в других – с внешней формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж).
Уже в римском праве можно найти немало суждений по поводу дефектов воли и волеизъявлений при заключении сделок. Одновременно римское право требовало строжайшего соблюдения установленного порядка при совершении юридических действий.
Различают абсолютную и относительную дефектность юридического факта. Абсолютная означает, что социальное обстоятельство вообще теряет юридическое значение, не может использоваться как юридический факт. Относительная — это дефектность только данного правоотношения. Она не исключает юридической роли факта в других правоотношениях. Так, непризнание стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, не исключает использования этого юридического факта для назначения пенсии в общем порядке.
Необходимо разграничивать дефектность самого юридического факта и дефектность доказательств о нем. Суд или другой правоприменительный орган вправе отвергнуть доказательство, если оно отягощено теми или иными дефектами и вызывает сомнения в истинности. Заключение эксперта, например, не может быть принято как доказательство, если оно неполно и противоречиво, не содержит глубокого анализа объективных данных. Однако дефектность одного из доказательств не исключает, как правило, представления иных доказательств, не свидетельствует о дефектности самого социального обстоятельства (юридического факта), доказываемого в правоприменительном процессе.
Дефектность юридического факта не следует смешивать также с его неправильной юридической оценкой (квалификацией). Если первое – недостаток самого юридического факта, то второе – дефект правоприменительного процесса.
Дефектность юридического факта имеет в своей основе дефектность социально-юридической ситуации. Дефектной следует считать такую ситуацию, в которой отсутствуют некоторые, необходимые признаки либо наличествуют иные, не предусмотренные законодательством.
Дефекты в юридических фактах и составах можно классифицировать по нескольким основаниям.
В зависимости от их юридического значения выделяются следующие разновидности:
• несостоятельность. Этот тип дефектности выражается в том, что фактическая предпосылка не состоялась, ее нет. Социальные факты лишь имитируют некоторые юридически значимые обстоятельства, не будучи таковыми по существу. Примером несостоятельного факта служит заключение брака в церкви или с лицом, не способным понимать своих действий; Юридически несостоятельный факт не может вызвать правовых последствий (если он одновременно не является правонарушением);
• недействительность. Этот тип дефектности заключается в том, что фактическая предпосылка возникает с существенными нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий. Например, недействительным служит фиктивный брак. Несостоятельность и недействительность факта близки по юридическому значению, но не тождественны. Для наступления их правовых последствий предусматривается неодинаковый процедурно-процессуальный порядок. Законодательство допускает в известных ситуациях возможность исправления недействительных фактических предпосылок и придания им юридической силы. Так, брак не может быть признан фиктивным, если лица, зарегистрировавшие фиктивный брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью. Что касается несостоявшихся юридических фактов и составов, то они ни при каких условиях не могут быть признаны действительными;
• частичная дефектность. Данный тип дефектности означает, что в фактической предпосылке можно разграничить «здоровую» и дефектную части. Правовое значение таких предпосылок различно: они могут повлечь возникновение дополнительных прав и обязанностей, связанных с устранением нарушения, наступление правовых последствий в «усеченном» объеме, наконец, после устранения нарушения – полное наступление правовых последствий;
• Малозначительное нарушение. Этот тип дефектности связан, как правило, с процедурой установления юридических фактов, их документальным оформлением.
Классификация дефектов в юридических фактах и составах может быть проведена, по признаку их исправимости:
• исправимые – нарушения, которые можно исправить, восстановив полноценность фактического обстоятельства. Исправление нарушений может быть достигнуто путем совершения действий, которые не были ранее совершены, совершением повторных действий, аналогичных уже совершенным и другими способами. Исправимым дефектом фактического состава является, например, пропуск срока;
• частично исправимые – такие нарушения, которые можно исправить лишь в некотором объеме. Частично исправимыми могут быть административный акт, гражданско-правовая сделка, трудовой договор и др.