Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа
Выполняя работу, ставятся, следующие, задачи:
изучить понятие, признаки и структура юридической деятельности;
выявить соотношение правовой и юридической деятельности;
рассмотреть все многообразие подходов к пониманию категории юридическая деятельность.
Целью курсовой работы является изучение особенностей юридической деятельности.
Введение 5
1 Понятие, признаки и структура юридической деятельности 7
1.1 Понятие юридическая деятельность 7
1.2 Признаки юридической деятельности. 11
1.2 Структура юридической деятельности. 22
2 Соотношение правовой и юридической деятельности 27
3 Многообразие подходов к пониманию категории юридической деятельности 31
3.1 Первый подход, выраженный Дюрягиным, Герлохом, Кнаппи 31
3.2 Второй подход, выраженный Алексеевым, Вильнянским 31
3.3 Третий подход, выраженный Братисем, Бабаеым и другими 32
Заключение 34
Список используемых источников 37
В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью который обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть практической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической «материи», вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением.
Все средства можно подразделить на общественные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы иинструменты). В своей совокупности они составляют юридическую технику (законодательную, судебную и др.).
Одни и те же средства могут быть использованы по-разному, различными способами. Так, важным средством фиксации материалов осмотра места происшествия является фотосъемка, позволяющая запечатлевать расположение предметов, их специфические черты, состояние, детали.
Способ – это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности. Способы накладывают отпечаток на выбор средств и характер их использования, в известной степени определяют стиль деятельности субъектов и участников. Интегрированные в единое целое родственные способы образуют тот или иной метод воздействия. Система способов и методов составляет в своей основе юридическую тактику (правотворческую, следственную и т.п.).
Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность.
Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора, селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической практики.
Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной практической деятельности. Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными рекомендательными.
Формы юридической деятельности – это способы организации, существования и внешнего выражения последней.
Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, то есть способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий и др.
Структура юридической деятельности – это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается генетическими и функциональными, внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и внеправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос энергии, информации, свойств, осуществляется взаимный обмен результатами различных видов деятельности, контроль, помощь в реализации разнообразных полномочий и функций. [12, 275-277]
Подводя итоги первой главы, стоит отметить: что понятие юридической деятельности однозначно не определенно, но многие правоведы склоняются к мнению, что юридическая деятельность - любой вид юридической практики, рассматривающийся в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта. Позволяет точнее определить природу юридической практики и основные элементы ее структуры, объективнее отразить диалектику прошлой (ретроспективной), настоящей (актуальной) и предстоящей юридической деятельности, понять значение социально-правового опыта в механизме правового регулирования.
Отметим, что основными признаки особенности юридической деятельности является: то - что она может рассматриваться как социальная деятельность, как вид социальной деятельности - правовая деятельность, наряду с другими формами нормативно регламентированной деятельности - моральной, религиозной, корпоративной, традиционной или как один из видов правовой деятельности или правовой формы социальной деятельности - юридическая деятельность, и, в конце концов, - как вид юридической деятельности - юридическое практическая деятельность; как вид социальной, правовой и юридической деятельности юридическая практическая деятельность характеризуется: общими признаками, присущими всем видам в соответствии социальной, правовой и юридической деятельности; особыми признаками, которые отражают своеобразие трансформирование общих признаков в свойства юридического практической деятельности; уникальными признаками, присущими только юридической практической деятельности. Как и любые другие виды социальной деятельности, юридическая практическая деятельность включает мотив, цель, планирование действий, обработки текущей информации, создание модели деятельности, принятия решения, непосредственные действия, проверку результатов, корректировка результатов и дальнейших действий или отдельные движения, операции, действия, деятельность в целом; юридическая практическая деятельность осуществляется в прямом или опосредованном взаимодействии, общении с другими субъектами права, осуществляется и в законных интересах других субъектов права, направленная на их правовую поведение; особенность ее определяется связью с правом, урегулированностью ним, направленностью на правовые явления, использованием правовых средств;
Структура юридической деятельности — это строение, расположение ее основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.
Итак, структура юридической деятельности включает в себя два основных элемента: юридическая практику — это динамичная сторона юридической деятельности, это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом. Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике; социально-правовой опыт — это статическая сторона юридической деятельности, где каждый индивид находится в определенном соотношении с другими объектами и субъектами.
Категория "правовая деятельность" необходима для фиксации всех деяний, признаваемых нашим обществом и государством правильными, справедливыми, какими бы субъектами они ни осуществлялись. Категория «юридическая же деятельность» должна осуществляться лишь на профессиональной основе, юристами, поскольку связана со специальными операциями по поводу правовых явлений, требует особых навыков и умений.
В связи с проводимым разграничением правовой и юридической деятельности становятся понятными разногласия, проявившиеся в юридической литературе по поводу предметного характера правовой деятельности. Ряд авторов достаточно долго придерживались мнения о том, что "практическая правовая деятельность не имеет своего самостоятельного предмета, отличного от деятельности в области производства (вещный характер предмета), в области политики (предметом которой являются учреждения), в области социальной жизни (предметом которой является уровень биосоциальной жизни и многое другое. Не все были согласны с этой позицией: "В данном случае упускается из вида предметный характер правовых норм и других нормативно-логических конструкций. Срабатывает привычный стереотип об идеальном, "прозрачном" содержании норм. Между тем в действительности нормативно-логические конструкции имеют предметную, чувственно воспринимаемую знаковую (прежде всего речевую, устную или письменную) оболочку. Знаковые предметы (например, нормативные акты, иски, судебные решения, сделки) являются продуктом деятельности, "опредмеченной" в них. Эту деятельность, которая несет в себе информацию и волеизъявления субъектов по поводу другой деятельности (т.е. той, которая регулируется), следует рассматривать как правовую разновидность социальной деятельности.
В ходе правовой деятельности создаются, закрепляются, защищаются нормы, постоянно "воссоздается" право" В данном споре не будет победителей, если признать правовую деятельность в качестве деятельности практической, а деятельность, о которой, называя ее юридической, пишет А.П. Вершинин, рассматривать как теоритическую. Тем более что и те ученые, которые отказывают правовой (практической) деятельности в предметной самостоятельности, не делают этого в отношении деятельности по изданию нормативных и индивидуальных актов, относя ее к деятельности интеллектуальной, теоретической, и даже именуют ее "чисто юридической", как бы имеющей своим предметом только право. В этом случае различие между теоретической (духовной) и практической деятельностью рассматривается с философских позиций.
В отечественной науке в прежние годы часто приводились слова К. Маркса: «законодательная» функция есть воля не в ее практической, а в ее теоретической энергии. воля не должна здесь утверждать себя взамен закона: ее роль в том именно и заключается, чтобы открыть и сформулировать действительный закон" Думается, что такое противопоставление помогает понять, почему юридическая деятельность как деятельность теоретическая осуществляется предпочтительно профессионалами-юристами (либо профессионалами-политиками).
Правовая деятельность как деятельность практическая представляет собой определенный вид социальной активности, мотивированно осуществляемой субъектами в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их разнообразных потребностей способом, признаваемым обществом и государством правильным, справедливым, а также, в случае необходимости, - и юридически значимым.
Правовая деятельность в современном обществе не может обходиться без деятельности юридической, обеспечивающей первой необходимую степень "признания". Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых официальные эталоны правовой деятельности возводятся в ранг обязательных (в том числе и для самой юридической деятельности, и для политико-правовой).
Рассматривая виды правовой деятельности, следует помнить, что под деятельностью в философской и социологической литературе часто понимается не только индивидуальное, но и массовое поведение людей, когда говорится о всей совокупности различных общественных мероприятий, коллективных действий.
Вполне обоснованным представляется выделение следующих типов правовой деятельности, а именно материально-правового и процессуально-правового; международно-правового и национально-правового; публично-правового и частноправового.
Видимо, имея это в виду, некоторые ученые-юристы утверждали, что правовая деятельность имеет сложную структуру и включает в себя, по крайней мере, такие магистральные направления, как: общее (нормативное) и индивидуальное правовое регулирование общественных отношений, нуждающихся в юридическом упорядочении со стороны государства; "обслуживание" такого регулирования путем толкования правовых актов и норм; координации деятельности правотворческих и правоприменительных органов;
организации исполнения принятых решений общего и индивидуального порядка;
надзора и контроля за правомерностью всех юридически значимых действий, бездействия и решений;
предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений;
изучения, обобщения, объективации и внедрения в повседневную практику положительного опыта правотворчества и правоприменения;
правовые мероприятия сугубо культурно-воспитательного характера;
"результативное" правомерное поведение самих непосредственных участников регулируемых правом общественных отношений, ведь, эта тонкая грань между правомерным и неправомерным поведением постоянно изменяется вместе с изменением социальных ценностей в обществе, защищаемых нормами права, именно означающее, по существу, саморегуляцию, то есть согласование ими собственного поведения с существующими нормами права и индивидуальными правовыми решениями компетентных органов и должностных лиц, если требовалось вынесение таких актов. [13,80-81, 87]
Таким образом, на основании выше изложенного, можно подвести итоги - юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная и т.д.), будучи в основной своей массе в современном обществе также "правовой", организованной посредством процедурных или процессуальных норм, осуществляется путем принятия государственно-властных решений, как общего, так и индивидуального характера.
Значительную роль при этом играет профессиональная и теоретико-прикладная составляющая. Ведь выполнение поставленных задач, порою, на прямою зависит от материально-технической базы, который владеют структуры, ведомства, подразделения, которым велено обеспечивать права, свободы человека и гражданина, а также их защита.
А любая правовая деятельность неотделима от фактической, ее нельзя свести к юридическим формам, лишенным живого содержания, или, наоборот, - к фактическим действиям, оторванным от правовых форм.
Правовая деятельность сложна и включает в себя регулятивные, организаторские и идеолого-психологические способы воздействия на общественные отношения.