Иван Грозный и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:45, доклад

Краткое описание

Двадцатилетний брак великого князя Московского Василия III с Соломонией Сабуровой был бесплоден. Винить в этом только Соломонию нет достаточных оснований. Известный оппонент Ивана Грозного - изменник князь Андрей Курбский написал, что отец его врага Василий III искал знахарок и колдунов, которые помогли бы ему приобрести мужскую силу. В конце концов великому князю с помощью митрополита Даниила и покорной части духовенства удалось отправить законную жену в монастырь против ее воли и жениться на юной обворожительной литовской княжне Елене Глинской.

Содержание

Происхождение
Венчание на царство
Правление
Опричнина
Причина
Цели
События
Террор
Последствия
Конец существования опричнины
Взгляды историков и современников
Семья
Смерть сына
Последние годы жизни
Итоги царствования
Смерть
9. Ссылки

Прикрепленные файлы: 1 файл

История в лицах.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

· Еще одним  последствием опричнины стало резкое усиление неограниченной власти царя. Проблема соотношения власти (государства) и общества была решена в пользу первой. И хотя Дума сохранялась как дань традиции, она была уже более подвластной царю. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени».

Конец существования опричнины

Опричнина продолжалась с 1565 по 1572 год. Долгих 7 лет на русской земле царил ужас и страх. От всего этого кошмара страну, как ни странно звучит, спас крымский хан Девлет-Гирей (1512-1577). В самый разгар Ливонской войны Ивану Грозному удалось замириться с крымскими татарами. В соглашении оговаривалось, что Девлет-Гирей не будет совершать набегов на русские земли. В связи с этим, войска, охранявшие южные границы Московского царства, были отправлены в Ливонию. Вся южная территория оказалась практически незащищённой.

Но коварный хан нарушил договор. Его конное войско прорвало жидкие вооружённые заслоны и подошло к Москве весной 1571 года. Жители заперлись за городскими стенами, а татары начали обстреливать город зажигательными стрелами. В результате возник пожар. Все постройки были в основном деревянными, поэтому город выгорел за каких-то 3 часа.

Бедствие и горе были колоссальными. Многие жители сгорели заживо в огне или задохнулись в дыму. Оставшиеся в живых лишились всего имущества. Иван Грозный бросил клич собираться всем, кто только может носить оружие. Основная его надежда была на опричников. Но «особые люди» в тяжелейшую для государства годину показали всю свою низость и мерзость.

Одни из них дезертировали, другие прикинулись заболевшими или немощными. Выражаясь языком XVI века, «объявили себя в нетях». Героями они были только с беззащитными людьми. А вот перед вооружёнными и сильными врагами оказались трусливыми овечками.

Сопротивление крымским татарам оказал боярин Михаил Воротынский. Он организовал оборону почти полностью сгоревшей Москвы, а затем преследовал неприятеля вплоть до крымских степей. Опричное же войско так и осталось в городе Серпухове, где находилось вместе с царём во время начала рейда крымских татар.

Грозный царь не простил своим «особым людям» трусости. Головы лидеров опричников, испугавшихся татарских сабель, дружно полетели на плахах. Были казнены: князья Михаил Черкасский и лютый Вяземский, Василий Грязной и Алексей Басманов. Фёдору, сыну Басманова, царь предложил сохранить жизнь, если тот сможет перерезать горло своему отцу. Федор согласился и убил отца. Грозный выполнил обещание. Фёдора не стали убивать. Его заковали в кандалы, отправили на север и посадили там в тюрьму, где он вскоре и умер.

В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину. Но это вовсе не означало конец бесчеловечной системы. Смертной казни подвергли лишь небольшую верхушку опричников. К примеру, тот же Малюта Скуратов, самый страшный из всех «особых людей», погиб на Ливонской войне уже после уничтожения своих соратников.

Большинство опричников уцелело. Часть из них была переведена без каких-либо привилегий в служилое дворянство, другая часть постриглась в монахи или устроилась в приказах. Остались у власти и бояре, связанные так или иначе с бесчеловечной системой. Примером тому может служить такая личность как Борис Годунов. Впоследствии он стал царём всея Руси, а Иван IV (Грозный) вошёл в историю как самый кровавый и страшный правитель, принёсший русской земле неисчислимое горе.

Взгляды историков и современников

Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием (Павлов-Сливанский, Платонов)

Прогресс утверждения начал  над родовыми (Соловьев)

Террор необходимое условие  самодержавия (Альшиц)

Деспотизм и насилие в отношении  всех слоев населения (Веселовский, Зимин)

Борьба удельного и централизованного  порядков (Кобрин)

Следствие болезни Ивана IV (Карамзин)

Аналогия выделения личного  домена государя в Европе (Довнар-Запольский)

Гипертрофированная централизация  государственной власти (Ключевский)

Семья

Периоды покаяния и молитвы сменялись  страшными приступами ярости. Во время  одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось два сына, Иван и Федор. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 года был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 году Анна Васильчикова, умершая в 1579, шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 года с Марией Нагой. 19 ноября 1582 года родился третий сын царя - Дмитрий Иванович, погибший в 1591 году в Угличе.

Последние годы жизни

При прямой поддержке ногайских мурз князя Уруса вспыхнуло волнение волжских черемисов: конница численностью до 25 000 человек, нападая со стороны Астрахани, опустошала белевские, коломенские и алатырские земли. В условиях недостаточного для подавления мятежа количества трёх царских полков прорыв Крымской орды мог привести к очень опасным для России последствиям. Очевидно, желая избежать такой опасности, русское правительство и приняло решение перебросить войска, временно отказавшись от наступления на Швецию.

15 января 1580 в Москве был созван церковный собор. Обращаясь к высшим иерархам, царь прямо говорил, сколь тяжело его положение: «бесчисленные враги восстали на русскую державу», потому он и просит помощи у Церкви.

В 1580 г. царь разгромил немецкую слободу. Француз Жак Маржерет, много лет проживший в России, пишет: «Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там публично службу; но в конце концов из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы… были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими и в чём мать родила, они не могли винить в этом никого, кроме себя, ибо… они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды — столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс… Основной барыш им давало право продавать водку, мёд и иные напитки, на чём они наживают не 10 %, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда».

В 1581 г. иезуит А. Поссевин направился в Россию, выступая как посредник между Иваном и Польшей, и, в то же время, надеясь склонить Русскую Церковь на унию с католической. Его неудачу предсказал польский гетман Замойский: «Он готов присягнуть, что великий князь к нему расположен и в угоду ему примет латинскую веру, а я уверен, что эти переговоры кончатся тем, что князь ударит его костылем и прогонит». Сам посол отмечает, что «русский Государь упорно уклонялся, уходил от разговора на эту тему». Таким образом, папский престол не получал никаких привилегий; возможность вступления Москвы в лоно католической церкви оставалась столь же туманной, как и раньше, а между тем посол папы должен был приступить к своей посреднической роли.

Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году и взятие им столицы Сибирского ханства — Искера — положили начало обращения местного населения в православие: войска Ермака сопровождали четыре священника и иеромонах. Однако данная экспедиция была совершена вопреки воле царя, который в ноябре 1582 г. выругал Строгановых за то, что они призвали в свою вотчину казаков-«воров» — волжских атаманов, которые «преж того ссорили нас с Ногайской ордою, послов ногайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили». Царь Иван IV велел Строгановым под страхом «большой опалы» вернуть Ермака из похода в Сибирь и использовать его силы для «оберегания пермских мест». Но в то время как царь писал свою грамоту, Ермак уже нанес Кучуму сокрушительное поражение и занял его столицу.

Итоги царствования.

Разделение страны пагубно сказалось  на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 года царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном.

Смерть

Исследование  останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет  жизни у него развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить — его носили на носилках. Обследовавший останки М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями и пр., привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.

В августе 1582 года А. Поссевин в отчете Венецианской синьории заявил, что «московскому государю жить недолго»]. В феврале и начале марта 1584 года царь ещё занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол «в связи с государевым недугом»). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло «из-за разложения крови».

Достоверно выяснить, была ли смерть царя вызвана естественными причинами или была насильственной, затруднительно.

Существовали упорные  слухи о насильственной смерти Грозного. Летописец XVII века сообщал, что «царю дали отраву ближние люди». По свидетельству дьяка Ивана Тимофеева Борис Годунов и Богдан Бельский«преждевременно прекратили жизнь царя». Коронный гетман Жолкевский также обвинял Годунова: «Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами». Голландец Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в царское лекарство. Горсей также писал о тайных замыслах Годуновых против царя и выдвинул версию удушения царя, с которой согласен В. И. Корецкий: «По-видимому, царю дали сначала яд, а затем для верности, в суматохе, поднявшейся после того, как он внезапно упал, ещё и придушили»]. Историк Валишевский писал: «Богдан Бельский со своими советниками извёл царя Ивана Васильевича, а ныне хочет бояр побити и хочет подыскать под царем Федором Ивановичем царства Московского своему советнику (Годунову)».

Версия об отравлении Грозного проверялась при вскрытии царских гробниц в 1963 году: исследования показали нормальное содержание в останках мышьяка и повышенное содержание ртути, которая, однако, присутствовала во многих лекарственных препаратах XVI века и которой лечили сифилис, которым предположительно был болен царь. Версия убийства осталась гипотезой.

В то же время, главный археолог Кремля Татьяна Панова совместно с исследовательницей Еленой Александровской сочли выводы комиссии 1963 года некорректными. По их мнению, допустимая норма мышьяка у Ивана Грозного превышена более, чем в 2 раза. По их мнению, царь был отравлен «коктейлем» из мышьяка и ртути, который давался ему в течение какого-то времени.

 

Ссылки:

http://rulers.narod.ru

http://www.referat.ru

http://istoriirossii.ru/


Информация о работе Иван Грозный и его реформы