Исторические и современный типы взаимодействия государства и церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

История почти всех государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы.
Проблема понимания сущности церковно-государственного взаимодействия нашла отражение в различных культурно-исторических формах и принципах их взаимодействия:
- Папоцезаризм
- Цезаропапизм
- «Симфония властей»
Рассмотрим их более подробно.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Исторические и современный типы взаимодействия церкви и государства.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

 

Исторические и современный типы взаимодействия церкви и государства

 

Как уже упоминалось выше, история  почти всех государств включает в  себя взаимоотношения светской и  церковной властей, государства  и религиозных организаций. Взаимоотношения  религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы.

Проблема понимания сущности церковно-государственного взаимодействия нашла отражение  в различных культурно-исторических формах и принципах их взаимодействия:

- Папоцезаризм

- Цезаропапизм

- «Симфония властей»

Рассмотрим их более подробно.

 

2.1 Папоцезаризм

 

Папоцезаризм – такой принцип  взаимодействия церкви и государства, когда центральная государственная  власть практически отсутствует, а  главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.

Такая форма взаимодействия характерна для католических государств, в которых  Папа римский, первосвященник, является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также  для ряда исламских государств, где главный священнослужитель выше светских властей).

Папоцезаризм подрывал значение императора в смысле верховной власти.

Церковь строила «civitas Dei» - град Божий, но фактически развивалась лишь политическая власть папы, росло политическое его  влияние. Здесь были налицо принципиальный уход от нормальных отношений церкви и государства, т. е. усвоение первосвященнику Рима, папе, светской власти.

Папизм приобрел такое исключительное значение на Западе потому, что Римской  Церкви долгое время пришлось заменять государство и нести государственные функции.

Принцип этой модели взаимодействия церкви и государства довольно полно  осветил профессор Н. Суворов: «В представлениях западного христианства,- говорит он1 - Церковь мыслилась, как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским, по правилу omnia spiritualia digniora sunt temporalibus2. Клир есть высшее сословие Церкви, учащее, освящающее и управляющее. Миряне суть низшее, повинующееся клиру. Поэтому Церковь есть общество неравное (Societas inegalis). Лица коронованные, короли и императоры, суть миряне и как таковые не могут иметь никакой правительственной власти в Церкви. Даже и в светских делах они должны покоряться высшему духовному руководству церковной власти. По знаменитой булле Unam Sanctam(Одна вера), Папы Бонифация VIII, 1302 года, в руках Папы находятся два меча, о которых говорится в Евангелии, и под которыми нужно разуметь духовный и светский. Непосредственно осуществляется Папой власть духовного меча. Материальный же меч и светская власть должны находиться в подчинении духовной власти. Подчиненность всякого человеческого создания Папе есть догмат веры.

Из этих посылок делаются такие  выводы:

1) Папы имеют Верховную власть  над всем миром и от них  император и короли получают свои территории на ленном праве, как вассалы Апостольского престола, так что они подчинены Папе и в светских делах.

2) напротив того, светская власть  не имеет права вмешиваться  в духовные дела, например созывать  соборы и т. п. 

3) власть государственная получает оправдание и освящение только служа духовной.

4) законы, издаваемые светской властью  в противоречии с церковными  требованиями, могут быть кассированы  папой. 

5) светская власть, в случае неисполнения  требований Папы, может быть им  смещаема, с передачей другому лицу3».

Таким образом, при этой точке зрения, монархическая власть совершенно лишается значения власти верховной. Поэтому  монархия в Европе не могла бы и  развиваться, если бы это зависело только от папистической государственной  теории.

 

    1.  Цезаропапизм

 

Цезаропапизм - такой принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.

Система цезарепапизма получила осуществление  впервые в Византии при Феодосии II, затем аналогичные отношения возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов (summus episcopus). Некоторые историки усматривают нечто подобное и в отношениях, установившихся в России со времени уничтожения патриаршей власти между монархом и Православной Церковью в т.н. "Синодальный период" 1700 - 1917 гг.

В светских государствах, опирающихся на принцип  отделения государства и церкви, сформировались две модели цезаропапизма: сепарационная и кооперационная.

Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского  государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; правовое регулирование создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений, регистрация религиозных объединений, контроль за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений. Такая модель исторически сложилась во Франции, Нидерландах, Ирландии.

Кооперационная  модель предполагает сотрудничество государства  и ряда религиозных организаций  в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными конфессиями. Например, такая модель существует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии, Швеции. Кооперационная модель оптимальна для России, поскольку она полностью выражает дух нашей истории и цивилизационную специфику сферы отношений государства и религиозных организаций.

Кооперационная  модель государственно-церковных отношений  жизнеспособна в том и только в том случае, если ведущая конфессия  делает однозначный выбор в пользу свободы вероисповедания, не стремится  использовать свое влияние на государство  и на население для ущемления прав религиозных меньшинств.

В сегодняшнем  мире цезарепапизм в христианских государствах наиболее ярко проявляет себя в протестантских странах (Великобритании, Швеции, Дании, Греции), где сохраняют одну или  более государственных церквей.

 

    1.  «Симфония властей»

 

«Симфония властей» - идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку  в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Суть симфонии - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность  без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. Принцип симфонии есть принцип взаимной свободы, однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе не означает какой-то всецелой их отдельности.

Принцип симфонии сформировался в Византии в 6 веке н.э. Классическая византийская форма взаимоотношений заключена в Эпанагоге4 и звучит следующим образом: «Мирская власть и священство относятся между собой как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства».

Безусловно, византийская симфония была лишь идеалом  и никогда не была осуществлена в  идеальной форме. Ее нарушение чаще всего происходило со стороны  государства. Как правило, правители, цари, главы государств всегда претендовали на решающее слово в устроении церковных дел.. Отметим, что и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать независимостью ради протекции государства. От идеи сосуществования двух форм власти христианство в дальнейшем переходит к прямой апологии государственной власти.

Есть  иллюстрирующий отношения Симфонии принцип «двух мечей», который  у православных и у римских  католиков прочитывается по-разному. С римско-католической точки зрения, два меча, символизирующие духовную силу и светскую, находятся в руках Папы Римского. И, таким образом, в полной мере легитимным государем является только тот, кто признает главенство Рима. Это довольно трудновыполнимо в наше время, но такова была трактовка Симфонии.

С православной точки зрения, Церковь  действительно обладает по праву  обоими мечами в силу того, что глава  Церкви - сам Христос, но оставляя в  своих руках меч духовной власти, вручает меч светской власти государю и далее не вмешивается в его  дела, однако сохраняет право нравственного суждения по любому поводу, по любому действию, совершенному государством.

Симфония Властей, императив отношений  Церкви и Государства, должен сохраняться  при любой форме внутреннего  государственного правления. Государство  — это суверенная система общественной организации. Сущностью Государства остается его абсолютный суверенитет, и именно это требуется от него Церковью, прежде всего, а не форма его организации. С точки зрения Церкви, задача Государства в первую очередь это обеспечить максимальные условия для сохранения, утверждения и распространения православной традиции. Каким образом Государство будет обеспечивать эти условия — это вторичный вопрос и Церкви напрямую не касается. Поэтому не существует никаких форм государственного правления, которые бы были признаны Церковью "богоданными" и никаких других форм правления, которые бы отрицались Церковью как порочные. Любая форма правления, кроме прямой теократии, которая возможна только и только в самой Церкви, — дело рук человеческих. Поэтому распространенная в консервативной среде точка зрения о том, что единственно "богоданной" формой правления является монархия, не имеет никакого оправдания в христианской перспективе.

 

 

Особенностью современного положения  церкви и ее взаимодействия с государством является кардинальное изменение ее роли и статуса в структуре современного российского общества.

Русская Православная Церковь пытается выступать в роли «миротворца» в  политической сфере. Церковь не только призывает политиков к благоразумию и противоречащим миру и нравственности действиям, но и сама активно пытается искать пути к взаимному сотрудничеству всех политических сил страны, сглаживая социальные противоречия. В этом плане весьма показательны встречи с ведущими политическими деятелями. РПЦ патронирует такие политические движения, как Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), Российское Земское Движение (РЗД), на съездах которых присутствуют представители разных политических сил. По инициативе Московского Патриархата был создан Союз Православных Граждан (СПГ), куда также вошли различные политические деятели.

В августе 2000 г. состоялся Юбилейный  Архиерейский Собор, на котором была принят исторический документ - "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ".

В документе, рассматривается широкий круг проблем, которые нашли свое выражение в разделах: Церковь и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; Церковь и проблемы экологии; светские культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные отношения; проблемы глобализации и секуляризации.

Русская Православная церковь заявляет о своем отделении от государства  и о необходимости дистанцироваться от любого государственного строя, партий, властных структур. Церковь провозглашает  идеальной моделью государственно-церковных взаимоотношений византийскую модель "симфонии", когда государство и Церковь отделены лишь в юридическом плане, тогда как в плане цели (приведение людей к спасению через обеспечение общественного устройства, строящегося на принципах нравственности, любви, сострадания, милосердия, почитании Церкви и божественных заповедей) они едины. Провозглашается принцип "кесарю - кесарево, а Божие – Богу", когда Церковь заботится о делах духовных, а государство - о земном благополучии людей и содействует Церкви в деле спасения своей волей и материальными ресурсами. "Государство как необходимый элемент жизни в испорченном греховном мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом… Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства" 5. Тем не менее, Церковь выступает против абсолютизации власти и форм государственной власти, сходных с тоталитарной диктатурой.

"Государство ни в коем  случае не должно превращаться  в самодовлеющий институт. Мы  знаем, что такая тенденция  неоднократно проявлялась в истории,  знаем и то, к каким опасным  последствиям она может приводить"6.

Итак, Церковь поддерживает государство, но отстаивает позицию независимости от него. "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным делам, Церковь должна отказать государству в повиновении"7.

Документ "Основы социальной концепции" важен, помимо формулировки концептуального видения мира Церковью, тем, что он ставит Церковь в государственно-церковных взаимоотношениях совершенно на новый уровень. Она становится институтом, который должен существовать независимо от государства (при сохранении совместной социальной деятельности), опираясь на общественность, так как Церковь - часть гражданского общества. Более того, "Основы" дают право Церкви выступать в качестве гаранта духовности и нравственности общества. Она видит себя заступницей народа в деле его нравственного совершенствования, поэтому и может указывать государству на его небогоугодные действия.

"Основы социальной концепции", в разделе посвященном государственно-церковным  взаимоотношениям, весьма противоречивы  и неоднозначны. Так, с одной стороны Церковь молится за власть, но может призвать к неповиновению против нее своих последователей; утверждает, что монархия одна из наиболее "религиозно укорененных" форм государственности, однако замечает, что для Церкви какого-либо предпочтительного государственного строя нет; принцип свободы совести для нее - одна из причин падения нравственности и бездуховности в обществе, но все же - необходимость, обеспечивающая ее существование в современном секулярном мире; Церковь отвергает всякое участие в политике, однако постулаты "Основ" оставляют возможности ее участия в делах если не равных, то очень близких к политике, да и конкретные факты общественной деятельности доказывают это8. Такая неоднозначность возникла вследствие компромиссного характера документа. "Основы" - это золотая середина, призванная удовлетворить запросы внутрицерковных кругов 9.

Информация о работе Исторические и современный типы взаимодействия государства и церкви