Государство и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:00, лекция

Краткое описание

1.Казахстан - многоконфессиональная страна с устойчивыми религиозными традициями.
2.Светскость государства как отделение государства от религии.
3.Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011г.
4.Две основные модели религиозного законодательства. этих стран в соответствии с их особой ценностью для общества.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема 2 государство и религия.ppt

— 1.33 Мб (Скачать документ)
  • В мае  1942 г. в Уфе собрался съезд представителей мусульманского духовенства и верующих. Выступивший на нем  председатель Центрального Духовного управления мусульман муфтий Абдурахман Расулев, призывая выполнять заветы великого пророка Мухаммеда, подчеркивал, что любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры; что помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении, а мирный труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов равносилен участию в бою.
  • Представители мусульманского духовенства осудили  террор  немецко-фашистских войск  против  народов Советского Союза, в том числе и свершаемые оккупантами разрушения мечетей, аресты и  расстрелы духовенства и верующих мусульман. Одновременно они призвали мусульман, не жалея сил, «сражаться на поле брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев». А оставшихся в тылу мужчин и женщин призвали  приложить «все силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения».
  • В мае же  1942 г. с письмом-воззванием к верующим обратились руководители союзов баптистов и евангельских христиан. В нем говорилось: «В наши дни Европа содрогается под колесами военной машины гитлеровской Германии. На своем знамени гитлеризм начертал: «Завоевание мира! Порабощение человечества! Водворение на земле нового культа нацизма! Опасность для дела Евангелия велика…Дорогому для всех христиан имени Христа Германия хочет противопоставить имя кровавого фюрера. Да сохранит Бог человечество от этого! Три великие державы: наша родная Россия, Англия и Соединенные Штаты Америки объединили… свое оружие, чтобы дать отпор грозным силам… агрессии… и избавить Европу от нависшей над ней опасности порабощения. Пусть каждый брат и каждая сестра исполняет свой долг перед Богом и перед Родиной в суровые дни, которые мы переживаем. Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу! Любимая Родина должна остаться свободной»
  • В посланиях обновленческого митрополита  Александра (Введенского), распространяемых в августе  1942 г. на Северном Кавказе, где велись ожесточенные бои и где действовали многочисленные обновленческие общины, говорилось: «Братья и сестры! В этот час, когда враг грозит не только нашей свободе, но и всей жизни, своим безумием и надменностью уподобясь Сатане, мы не только должны молиться, но и действовать. Православные! Все, от священства и до малейшего мирянина, все способные братья, боритесь! Боритесь, побеждайте! Врагу не уступайте, священный пример великого Александра Невского, небесного покровителя нашей Родины, пусть воодушевляет всех вас. С мечом в руках, с огнем веры в сердце пусть верующие исполнят свой великий воинский долг. Те, кто работает в тылу, пусть самоотверженно, с полным напряжением сил исполняют свои обязанности перед Родиной».
  •   Старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иринарх в Рождественском (  1942 г.) послании призывал верующих оказывать всяческое противодействие врагу на оккупированной территории в рядах партизан,  и доблестно служить в отрядах Красной Армии.
  • Советское правительство, положительно воспринимая патриотическую позицию духовных центров, религиозных объединений и верующих, уже в течение первых месяцев войны сделало первые шаги для изменения своей прежней вероисповедной политики: разрешались общецерковные сборы средств; снимались ограничения на внекультовую деятельность; не чинились препятствия массовым богослужениям и церемониям; открывались, хотя и без юридического оформления, молитвенные здания; из заключения освобождались некоторые  религиозные руководители;  распространялись религиозно-патриотические листовки и воззвания; расширялась издательская деятельность церквей; признавались де-факто религиозные центры; разрешалось устанавливать связи с зарубежными религиозными организациями и т.д. На страницах центральных и региональных газет регулярно стали публиковаться материалы о патриотической деятельности Православной церкви и иных религиозных организаций.
  • К началу  1943 г. общая политическая обстановка в стране и положение на фронтах, широкая патриотическая деятельность религиозных организаций, а также причины внешние: стремление сузить возможности немецкой пропаганды по использованию религиозных проблем, желание снять в общественных кругах стран-союзниц предубеждение в отношении церковного курса советского правительства и, наконец, намерение сплотить все антифашистские силы, включая и религиозные организации, - предопределили шаги Верховного Главнокомандующего и председателя Совнаркома СССР И.В. Сталина по дальнейшей нормализации государственно-церковных отношений.
  •   Прежде всего, намечалось изменение политики в отношении самой крупной и авторитетной религиозной организации – Русской православной церкви. Среди  тех, кого Сталин допустил к  обсуждению этого вопроса, были - В.М. Молотов (заместитель  Председателя СНК СССР), Г.М. Маленков (секретарь ЦК ВКПб), Л.П. Берия (нарком внутренних дел), В.Н. Меркулов (нарком госбезопасности).
  • Первоначально намечалось поручить проведение новой религиозной политики только что воссозданному  в апреле  1943 г. Наркомату государственной безопасности СССР (НКГБ). Однако в дальнейшем было решено для связи правительства с Русской православной церковью создать самостоятельный специализированый орган. Тогда же родилась идея встречи Сталина с иерархами Русской православной церкви. К ней начали интенсивно готовиться. Органами госбезопасности были собраны обстоятельные материалы о состоянии церкви, сведения о ее здравствующих иерархах, патриотической деятельности духовенства и т.д. В конце августа  1943 г. митрополит Сергий возвратился в Москву из Ульяновска, где находился в эвакуации с октября  1941 г.
  • Параллельно в органах власти шли поиски того, кто  мог быть назначен на пост вновь создаваемого государственного органа по связям с Московской патриархией. Днем 4 сентября  1943 г. на своей ближней московской даче в Кунцево И.В. Сталин провел короткое совещание с участием Г.М. Маленкова и Л.П. Берии. Участникам совещания был представлен полковник Госбезопасности Г.Г. Карпов, намечаемый на пост председателя вновь создаваемого Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР.
  •  
  • Поздним вечером того же дня в Кремль для встречи со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич).
  •  
  • В начале беседы Сталин сказал о том, что ему известно о проводимой церковью патриотической деятельности, что советские люди (верующие и неверующие) в письмах, поступающих в правительство с фронта и из тыла, одобряют позицию церкви и что он сам и правительство дают деятельности церкви положительную оценку. После этого вступления Сталин предложил иерархам высказаться.
  • В мае  1944 г. Совнарком СССР принял решение о создании еще одного государственного органа - Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществлять связи «между Правительством СССР и  руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения Правительства СССР». Председателем Совета был назначен И.В. Полянский, в недавнем прошлом сотрудник ВЧК-НКВД. С первых месяцев основное внимание Совета было приковано к вопросам регистрации религиозных обществ и открытия культовых зданий. Предусматривалось, что руководители религиозных центров и их представители могут поддерживать или отклонять заявления граждан. Совет активно поддерживал многие ходатайства духовенства и верующих об организации паломничества за рубеж, образовании религиозных центров, возвращении «святых мавзолеев», открытии культовых зданий, проведении съездов и соборов, открытии монастырей или духовных учебных заведений, издании религиозной литературы. Совет оказывал содействие представителям религиозных организаций в их обустройстве на освобождаемых советскими войсками территориях.
  • С первых дней войны Русская православная церковь заняла патриотическую позицию. Уже 22 июня  1941 г. митрополит Сергий написал свое первое обращение-воззвание к пастве. «Жалкие потомки врагов православного христианства, - говорилось в нем, - хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может, тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».
  • В  1942 г. в Советском Союзе широко  развернулось движение по сбору  средств на строительство танковых колонн. В 1942-1943 гг. на деньги советских граждан построено было более сотни танковых колонн.  Митрополит Сергий 30 декабря  1942 г. призвал верующих жертвовать средства на сооружение  особой танковой колонны имени Дмитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске  были выстроены 40 танков, которые в марте  1944 г. от лица Церкви передал Красной Армии митрополит Николай. Танковая колонна участвовала в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии. Многие офицеры и солдаты были отмечены за свой ратный подвиг государственными наградами – орденами и медалями. Одновременно продолжался сбор средств на авиаэскадрилию имени Александра Невского.
  • Патриотическая деятельность Русской церкви приобретала столь значимые масштабы, что к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось осенью  1943 г. в Ленинграде, когда медалями «За оборону Ленинграда» награждена была группа духовенства. Спустя год, в  1944 г., медалями «За оборону Москвы» награждены были представители московского и тульского духовенства. Практика награждения православного духовенства и иерархов государственными наградами за патриотическую деятельность в годы войны продолжалась и в 1945-1946 гг.
  • В апреле  1945 г. И.В. Сталин вновь принял делегацию Русской православной церкви во главе с патриархом Алексием. На ней обсуждались вопросы патриотической и внутрицерковной деятельности Церкви, а также ее возможное участие в укреплении международных отношений в послевоенный период. Все свидетельствовало о том, что  характер государственно-церковных отношений, складывавшийся после  сентябрьского конкордата  1943 г., приобретал устойчивость и определенность. Видимым знаком тому было и присутствие патриарха Алексия на трибуне мавзолея В.И. Ленина во время проведения на Красной площади Москвы 24 июня  1945 г.
  • К концу  1945 г. на территории  СССР, по  данным И.В. Полянского,  действовали свыше 5 тысяч религиозных обществ, в том числе: римско-католических - 1704, мусульманских - 500, евангелическо-лютеранских - 433, старообрядческих - 415, иудейских - 105. Безусловно, сведения эти носили предварительный характер и включали в себя далеко неполный перечень фактически действовавших объединений. Многие из них, особенно в западных областях СССР, воссоздавались буквально заново, ибо ряд культов немцами был стерт с лица земли, либо была дезорганизована их иерархическая структура и разорваны организационные связи.

На фоне погружения  в начале XXI века всего мира  в конфликт цивилизаций Запада  и Востока, где на смену идеологическому  противостоянию пришли не менее  острые столкновения на почве  религии,

Иоан Павел II предложил  принцип межконфессионального диалога . Если учесть, что по состоянию  на 1 января 2011 года, в Казахстане  действовали 4479 религиозных общественных  объединений, в том числе 2756 - мусульманских, 1256 - протестантских, 303 - православных, 87 - католических, 27 - иудейских и 5 буддийских, - наши достижения впечатляют.

  • Комплексная программа формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения  и толерантности в поликультурной среде представляет собой структурированную и целостную парадигмальную систему, отражающую механизмы взаимосвязи и взаимодействия основных ее структурных компонентов: социально-перцептивных способностей, духовной культуры личности, личностно-ценностных ее качеств.

Информация о работе Государство и религия