Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти.

Прикрепленные файлы: 1 файл

государственное устройство ТГП.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Понятие федерализма  возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное  функционирование крупного состава  как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельное государство или государственное образование [8].

В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. федеративное государственное устройство является уникальным, так как, оно неоднородно и разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этнического состава населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов, которые называются по-разному;
  • в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
  • основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.[6]

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.

Национальные  федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Ныне эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации, например, Российская Федерация.

По особенностям конституционно-правового статуса  субъектов федеративного государства  выделяют симметричные и асимметричные  федерации. В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Конфедерация

 

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для  обеспечения общих интересов. При  конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.[7]

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация  нередко рассматривается как  промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в СНГ. В качестве конфедерации нередко рассматривается и Европейский союз.

В отечественной и зарубежной юридической литературе конфедерация как форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время от времени возникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее природы и характера. Одними авторами конфедерация воспринимается исключительно как форма государственного устройства, другими - как международно-правовое объединение, как субъект международного права. В свое время Ф. Кистяковский, сравнивая конфедерацию с федерацией, задавался вопросом: чем же отличается союзное государство (федерация) от союза государств (конфедерации)?

При ответе на него ученый исходил  из следующих посылок. Во-первых, конфедерация основана "на международных взаимных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора", а федерация - на "объективном праве, установленном путем всеобщего соглашения и закона или обычая". Во-вторых, государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют его и подчиняются суверенной власти "сложного целого, которое они образуют". В-третьих, федерация есть государство, "юридическое лицо публичного права", тогда как конфедерация является субъектом права "лишь в международной жизни, но не обладает публичными правами власти". В-четвертых, за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет. Члены федерации, пояснял Ф. Кистяковский, "не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым. Отделение их рассматривается юридически как акт бунта или мятежа против федеральной власти и может повлечь за собой для них репрессии, помимо тех, которыми сопровождается война"1 .

Подобного взгляда на конфедерацию как на исключительно международно-правовое объединение придерживались и некоторые другие авторы, указывая на наличие у конфедерации признаков как союзного государства, так и союза государств.

Не только раньше, но и сейчас конфедерация определяется как "объединение независимых  суверенных государств, образованное на основе договора или пакта для  достижения вполне определенных, специфических  целей"2 . При этом подчеркивается независимость, суверенность государств - составных частей, членов конфедерации. Правда, в условиях федерации ее составные части, субъекты федерации тоже нельзя рассматривать в качестве обычных административно-территориальных единиц. В отношениях между собой и с федеральным центром каждый из них на соответствующей территории и в соответствующей сфере жизнедеятельности также неизменно выступает в качестве суверенного государственного образования1 .

Таким образом, в условиях конфедерации ее субъекты сохраняют  за собой полный суверенитет, точнее, почти полный, если иметь в виду передачу ими части своих полномочий в сфере предмета договора новому союзному образованию. В то же время у субъектов федерации сохраняется ограниченный (в ряде случаев весьма ограниченный) суверенитет.

Сходство между  федерацией и конфедерацией заключается  в наличии у их субъектов суверенитета, а различие - в степени (уровне) этого  суверенитета. Первое сближает федерацию  как форму государственного устройства с конфедерацией. Второе отдаляет их друг от друга, вынуждает рассматривать конфедерацию не как прототип союзного государства, а как некий перманентный союз государств.

0 сходстве федерации  как формы государственного устройства  с конфедерацией свидетельствуют  и другие признаки. В зарубежных  источниках указывается, например, на то, что в основе образования и функционирования федерации и конфедерации лежат некоторые общие принципы, в частности принцип совмещения воли (superimposition) субъектов федерации и конфедерации с волей образуемого ими целого, с одной стороны, и принцип автономии субъектов федерации и конфедерации - с другой.

Поскольку конфедерация во многих случаях рассматривается  как "отражение (выражение) федерализма" и поскольку конфедерализм отражает общность некоторых принципов федерализма, таких, например, как принцип совмещения воли и автономии, то можно говорить не только и даже не столько о различии федерации и конфедерации, сколько об их общности и сходстве. С той, однако, разницей, что в условиях федерации акцент делается на принципе согласования воли, тогда как в условиях конфедерации - на принципе автономии. Последнее вполне объяснимо, так как конфедерация предполагает гораздо большую самостоятельность своих составных частей - субъектов, их более широкую автономию по сравнению с федерацией2 .

Западные авторы указывают также на общность принципов  построения и функционирования федерации  и конфедерации как на факторы, объединяющие их3 . Нередко в утвердительной, констатирующей форме, а чаще в дискуссионном  плане обращается внимание на то, что в условиях существования как федерации, так и конфедерации центральная власть может иметь прямую связь с населением.

Сторонники  такой точки зрения относительно конфедерации рассматривают ее как  фактор, сближающий последнюю с федерацией, считают конфедерацию формой объединения, стоящей ближе к национальной, нежели к международной организации. Их оппоненты утверждают, что все обстоит как раз наоборот1 .

В качестве объединяющего, точнее, сближающего конфедерацию с  федерацией фактора рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как "чисто" международная организация, нередко с течением времени перерастает в федерацию, являющуюся по своей природе "сугубо" национальной организацией. Примерами могут служить конфедерация, существовавшая до перерастания ее в федерацию на территории США (1776-1789 гг.), конфедерация земель Германии (1815-1867 гг.), а также конфедерация, состоявшая из кантонов Швейцарии (1815-1848 гг.). Все эти государственные объединения, первоначально зародившись в форме конфедераций, в силу экономических, политических и иных причин постепенно трансформировались в классические федерации.

Имея в виду данное обстоятельство, многие западные исследователи отнюдь не случайно именуют конфедерацию сверхнациональной (super-national) организацией, "имеющей федеральный конец", или же рассматривают ее в качестве такого союза или ассоциации, которые "не вписываются" в сложившиеся представления ни о национальной, ни о международной организации.

Принимая во внимание сказанное, конфедерацию можно  условно, с учетом принципов ее организации  и перспектив развития, отнести к  формам государственного устройства, впрочем, как и к чисто классическим международным организациям.

 

 

3. Основные принципы государственного устройства РФ

 

Форма государственного устройства РФ закреплена в ст. 1 Конституции, которая гласит, что «Российская  Федерация ? Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». Таким образом, российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 87 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 8 автономных округов.

Неотъемлемым  элементом конституционно-правового  статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская  Федерация обладает высшей властью  в отношении своей территории (ст.4). Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Информация о работе Формы государственного устройства