Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования:
- Изучение категории «форма государственного управления», как важнейшего составляющего формы государства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
Изучить становление Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1. Государственное устройство как составляющее формы государства 6
Понятие государственного устройства 6
Виды государственного устройства 9
Глава 2. Федеративное устройство РФ 16
2.1. Становление и развитие Российской Федерации 16
2.2. Юридическая природа российского федеративного государства 21
2.3. Особенности и современные проблемы российского федерализма 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.
Национальная:
В настоящее время национальной федерацией является Индия.
Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующей главе моей работы.
Различия между унитарной и федеративной формами устройства:
Главное различие между обеими
формами заключается в том,
что при унитарной форме
территория государства состоит
из политико-административных
или административных
единиц, тогда как при
федеративной форме высшие
территориальные единицы представляют
собой государствоподобные
образования или даже государства
- субъекты федерации.
Слово "штат", входящее
в официальное название
ряда федеративных государств
и обозначающее субъект
федерации (США, Мексики,
Бразилии и др.) означает, не
что иное, как "государство".
Соответственно для федеративной
формы характерно конституционно
установленное разграничение
компетенции между федерацией
в целом и ее субъектами,
существование и границы которых
обычно гарантированы конституцией,
тогда как в унитарном
государстве компетенция территориальных
единиц, как и нередко само
их существование и границы, устанавливаются
текущими актами центральной
власти. Можно сказать, что
субъекты федерации всегда обладают
государственной автономией.
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией.
Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.
3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).
Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.
4.
Ассоциативная форма
Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются.
Глава 2. Федеративное устройство РФ
2.1. Становление и развитие Российской Федерации
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) Федерализм в России
возник и развивался по
Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы понимаем ее сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерация всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.
На собственно российской территории
начался хаотичный процесс
Процесс создания автономий, изменения
их границ и полномочий продолжался
и после принятия в 1925 г. новой
Конституции РСФСР. Принятая за год
до этого Конституция СССР закрепила создание
союзного государства, в котором РСФСР
стала одной из равноправных республик;
статус ее автономий и административно-
Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное. Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождала дискриминацию других национальностей, поскольку в руководящие органы назначались или "избирались" преимущественно лица титульной национальности.
После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной политики партии и лично И. В. Сталина.
2). Ко времени принятия
Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР
(1937 г.) государство стало уже по
существу унитарным. В
Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась под руководством коммунистической партии в масштабе всей страны. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. — калмыков и карачаевцев, в 1944 г. — чеченцев, ингушей и балкарцев. С мест проживания были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды и др. В послесталинский период (в конце 50-х гг.) автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.
Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления "национального гнета" и утверждения "национальной государственности" служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Интернационализм и "дружба народов", которыми так гордились коммунистические лидеры, держались на страхе и насилии, федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства. В то же время идея национальной государственности пустила глубокие корни, многие народы видели в ней некую гарантию национального самосохранения.
3). Мощная демократическая
волна, вызванная перестройкой
и последующими реформами,
В 1990—1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина "автономная", они приобрели конституционный статус "республика в составе Российской Федерации".
В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Самое же важное состояло в том, что Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации. Эти акции не решили всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.