Акты Конституционного суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Постановления Конституционного Суда могут содержать два вида специальных норм, признающих конституционность или неконституционность законов и иных нормативных актов или отдельных их положений.
Указанные итоговые выводы Конституционного Суда как специальные правовые нормы имеют общий характер (обращены ко всем субъектам общественных отношений, а не только к заявителям). Они обязательны для всех, действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда, выражающих специальные нормы, равна юридической силе самой Конституции, так как ни законодатель, ни другие органы публичной власти не могут отменить, или изменить выводы Конституционного Суда, содержащиеся в его итоговых решениях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

суд.власть.docx

— 34.03 Кб (Скачать документ)

Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда, выражающих специальные нормы, равна юридической силе самой Конституции, так как ни законодатель, ни другие органы публичной власти не могут отменить, или изменить выводы Конституционного Суда, содержащиеся в его итоговых решениях.

Особое положение, занимаемое Конституционным Судом в системе органов государственной власти, и присущее ему качество высшего судебного контроля в РФ, осуществляющего судебную власть в форме конституционного судопроизводства, предопределяют обязательность его решений, принятых в пределах его компетенции. Так, согласно ст.6 ФКЗ "О Конституционном Суде", решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Обязательность решений КС РФ подтверждается также и в его собственном решении от 16 июня 1998 года № 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ" где указывается, что только Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение. При этом подчеркивается, что решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой. Все это наводит на мысль о нормативном характере решений КС РФ, т.е. о судебном прецеденте. Судебным прецедентом признается, прежде всего, то судебное решение, которое устанавливает правовую норму, имеющую обязательное юридическое значение, а также которое является образцом для всех судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел. Васильева Т.А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права. Однако уже здесь наблюдаются существенные отличия решений КС РФ от судебного прецедента, а именно:

1) отсутствие тождественности  в процессе последующего применения  рассматриваемого вида решений  КС РФ, нет ни аналогичного  применения права, ни аналогичного  дела, поскольку КС РФ обладает  исключительной компетенцией лишения  норм силы;

2) решение КС РФ касается  не только судов, но и всех  правоприменителей;

3) при вынесении отказных  определений КС не применяет  свое первоначальное решение  как прецедент, в определении  он указывает на то, что данный  вопрос уже был рассмотрен, по  нему было принято решение, достаточное  для того, чтобы вновь оспариваемая  норма считалась утратившей силу;

4) судебный прецедент  возникает, как правило, в связи  с рассмотрением конкретного  дела.

Решения же КС РФ о неконституционности изначально направлены на изменение совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения. Хотя КС РФ и принимает жалобу (запрос) от конкретного лица, в данном случае не происходит ни установления фактических обстоятельств, ни разрешения спора об индивидуальных правах. В. В Захаров. Решения Конституционного Суда в системе источников российского права. Е. И Козлова полагает, что решения КС РФ нельзя считать прецедентами, поскольку они не могут заменить закон при решении конкретных дел, исключительно ими не могут обосновываться решения судов, как это имеет место при существовании института прецедента. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по своему юридическому оформлению решения КС РФ не могут быть названы судебным прецедентом. Однако содержание правовых позиций заставляет думать об обратном.

В.Д. Зорькин отмечает: "В российской юриспруденции существует взгляд на решения Конституционного Суда как на решения прецедентного характера. Действительно, некоторые существенные свойства решений Конституционного Суда, содержащих правовые позиции, сближают их с прецедентами. Так, его решения распространяются не только на конкретный случай, но и на все аналогичные случаи и имеют официальный характер, делающий их реализацию обязательной на всей территории страны. Поскольку можно говорить о самостоятельной правотворческой функции Конституционного Суда, следует признать, что его решения приобретают прецедентный характер и становятся источниками права". Зорькин В.Д. Россия и Конституция в 21 веке.

Отрицает прецедентный характер решений органов конституционной юстиции О.Е. Кутафин. По его мнению, судебный прецедент свойствен английскому праву. В России он никогда не признавался. Вводить прецедент в качестве источника права опасно, потому что мы никак не можем разобраться даже с законом, научиться его строго соблюдать. Прецедент - это настолько сложная вещь, что здесь требуется очень высокая квалификация юристов. У нас нельзя отойти от закона - а то будут такие прецеденты, что мы не будем знать, куда от них деться.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог всему исследованию, проведенному в рамках данной работы считаю необходимым сделать следующие выводы.

Конституционный Суд Российской Федерации на сегодняшний день является самостоятельным и независимым органом государственной власти, осуществляющий нормоконтроль по средствам конституционного судопроизводства.

Учреждение Суда стало проявлением стремления к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации, к обеспечению принципа разделения властей и создания сильной судебной власти, превращении Конституции РФ в непосредственно действующее право, которому непосредственно должны следовать органы публичной власти, другие субъекты права и на которое могли бы прямо опираться простые граждане при защите своих прав.

Конституционный суд в известном смысле и известных пределах творит право, определяя направления развития законодательства, снимая неопределенность в понимании конституции, в силу того устанавливает с конституционных позиций условия действия законов и иных нормативных актов. Тем самым конституционный суд идет дальше простой интерпретации конституционным норм, по существу создает "живое" конституционное право, конституционный суд одновременно развивает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений.

Особую роль Конституционный Суд играет в обеспечении принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов. Указанный принцип означает как самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, так и их согласованность, сотрудничество в общей системе государственной власти, решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, конституционный суд выступает как орган компромисса, примирения, как орган политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционных ценностей.

Несмотря на достаточно обширную практику деятельности Конституционного Суда, на сегодняшний день в работе главного органа нормоконтроля остаются проблемы.

Наиболее слабым местом во всем механизме функционирования Конституционного Суда является проблема исполнения решений, принимаемых им. Несмотря на то, что в законодательстве четко прописан механизм исполнения, предусмотрены меры конституционной ответственности за неисполнение, в практике работы правоприменителя все еще встречаются случаи неисполнения решений, причины которого кроются во многих факторах.

Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.

Решения Конституционного Суда могут быть одновременно (с учетом предмета запроса по конкретному делу) источниками отраслевого законодательного нормирования более конкретных отношений в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах. Тем самым акты конституционного правосудия как бы обеспечивают "сцепку" собственно конституционно-правовых норм и норм отраслевого законодательства, создают нормативное единство, основанное на выявленной в процессе рассмотрения дела объективной взаимосвязи, переплетения конституционных и отраслевых правоотношений. Основу такого единства составляет выявляемый Конституционным Судом баланс конституционных ценностей, что способствует, в свою очередь, конституциализации не только отраслевого законодательства, но и соответствующей сферы социальной действительности.

Именно в признании решений Конституционного Суда в качестве нормативно-доктринальных источников права - ключ к преодолению крайних позиций, которые, с одной стороны, определяют их значение лишь как носителей теоретически значимых идей, принципов, конституционных доктрин как источников науки конституционного права и, с другой стороны, рассматривают решения Конституционного Суда исключительно в нормативно-правовой плоскости, причем чаще всего - лишь как источников конституционного права. Конституционные изменения и дополнения направлены на ограничение власти, рассеивание политической, экономической и административных сил и одновременно на усиление гарантий и расширение возможностей институтов самоуправления;

последовательно конкретизируются функциональные полномочия институтов государственной власти, и они приводятся в соответствие с функциями ветвей власти, а также укрепляются гарантии независимого осуществления этих полномочий;

приобретает системный характер сбалансированность функциональных, противовесных и сдерживающих полномочий;

функционирование институтов государственной власти больше базируется на принципах сотрудничества и взаимодействия;

усиливаются механизмы внутриконституционной самозащиты, укрепляются гарантии конституционной стабильности;

закрепляется целостный конституционный механизм выявления, оценки и восстановления нарушенного функционального конституционного баланса институтов власти;

углубляется процесс конституционализации общественных систем, основные конституционные права и свободы человека и гражданина приобретают непосредственно действующий характер, укрепляются конституционные гарантии их защиты;

принцип верховенства права приобретает реальное содержание, приводятся в соответствие основные конституционные принципы и конкретные механизмы конституционных правоотношений, укрепляются требования к усилению конституционной ответственности;

параллельно с углублением правовой глобализации наблюдается устойчивый поиск механизмов сочетания универсальных ценностей с национальными особенностями;

международное право приобретает возрастающую роль в национальных правовых системах.

Функциональные и институциональные аспекты совершенствования системы конституционного правосудия в новом тысячелетии, должны базироваться именно на эти тенденции и стать определяющим звеном полноценной иммунной системы общественно-государственного организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики/ Н.В. Витрук. - М.: Городец-издат, 2001. - 432с

2. Гаджиев Г.А. Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М. 1998. С.58.

3. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. N 3. С.81 - 85.

4. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права - 2005,№3, с38

5. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в 21 веке. Взгляд с Ильинки. М.; Норма, 2007г. С.116-117.

6. Зорькин В.Д. Интернет - интервью с председателем Конституционного Суда РФ/СПС Консультант Плюс

7. Захаров В.В. Решения Конституционного Суда в системе источников Российского права /Журнал российского права, 2006, №11, с.27

8. Козлова Е. И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2002. - С.30

9. К. Н Коротеев. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: элемент процесса или норма права? // Закон, 2009, №9. с.64.

10. Кутафин О.Е. Ответы на вопросы РЮЖ // Российский юридический журнал, 2008г. №6. С.119

11. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное. Пособие / В.А. Кряжков, JI. B. Лазарев. - М: БЕК, 1998. - 462с

12. Кряжкова О.Н. к вопросу о возникновения понятия "правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации" Право и политика. - 2003. № 1 с.29

13. Несмеянова С.Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) / Конституционное и муниципальное право. 2010г. №7. С.5-9

14. Страшун Б.А. Судебный конституционный контроль в России: проблемы, уроки, перспективы М., 2000., С.97

 


Информация о работе Акты Конституционного суда Российской Федерации