Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 19:59, реферат
Фаянс до открытия фарфора, а также и после пользовался большим спросом в различных странах. Он широко использовался как строительный материал - санитарно-технические изделия, облицовочные плитки, художественно-декоративные изделия. Большую популярность при сервировке стола завоевали майоликовые и фаянсовые чайные и кофейные сервизы, столовая посуда по-настоящему современная, простая и удобная.
Преимущества фаянса безусловны.
Но самая высокая степень развития приходится между XIII и XV столетиями. В это же время получает большое развитие Гончарное производство в Италии, а в особенности после изобретения там непрозрачной глазури (майолики). Особенною славою пользовался художник Лука дела Робиа, произведения которого по высокой художественности ценятся весьма дорого и по настоящее время и составляют гордость Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной гончарной глины, смешанной с песком и мергелем, известка которого увеличивала способность плавления. Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, зелёный - медью, фиолетовый - марганцем. Все его изделия подвергались двойному обжигу: перед глазурованием и после покрытия их глазурью.
Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дают начало новой отрасли Гончарного производства, а именно выделке фаянса. Все подобные Гончарные изделия сначала обжигались слабым огнем, потом покрывались белою поливою, на ней делались живописные рисунки и изделия подвергались вторично обжигу, но уже очень сильному. Из майолики выделывались не только архитектурные украшения, но и разного рода домашняя утварь, вазы, статуэтки и пр.
Во Франции Гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи в особенности покровительствовала развитию этого производства во Франции, и ее стремления в этом направлении увенчались успехом. Бернар Палисси открывает собою новую эпоху Гончарного производства во Франции. Этот неутомимый труженик, несмотря на все неудачи в первое время своих опытов, достиг, наконец, до получения в изобретенной им обжигательной печи эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской. Специальностью его была посуда плоская, с изображением на ней растений, раковин, насекомых, рыб и т.д. Не менее замечательными мастерами этого дела были Кустод, Яков де Санлис и др.
В Голландии и Германии гончарное производство ограничивалось выделкою архитектурных украшений; в этом отношении отличались произведения из Нюрнберга в смешанном готически-итальянском стиле. Немецкие и фламандские Гончарные изделия XVI и XVII века, известные под названием Gris, пользовались большою славою как произведения художественные, но уступали изделиям итальянским и французским.
Гончарное производство в Англии в средние века было очень малоразвито, но в конце XIX века достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, вследствие религиозных преследований изгнанные из своего отечества, дают начало гончарному производству Англии. В начале XVIII столетия уже совершенствуется выделка изделий; но главною эпохой должно считать время появления Веджвуда, который был тем, же для Англии, кем Лука дела Робиа для Италии и де Палисси для Франции. Веджвуд в 1730 г. изобрел способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал изделия каменные и фаянсовые. Изделия его выделывались по образцам форм древних. Способов состава глиняной массы было очень много, а потому и разнообразию в выделываемых предметах не было конца.
У славянских народов гончарное производство тоже берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности. Между найденными предметами встречаются:
- урны, или пеплохранилища, высотою от 1 до 2 фт. (от 30 до 60 см);
- горшки и жбаны с ушами и без них, а также миски в форме чашек;
- блюда и подставки, нередко до 2 фт. (60 см) в диаметре;
- сосуды дырчатые, вероятно, кадила;
- игрушки детские, в форме птиц, груш и пр.
Масса, употребляемая для их выделки, обыкновенно состоит из глины, находящейся на месте, смешанной с мелко истертым гранитом, от примеси которого всегда на поверхности видны блестки слюды. Способ выделки бывает различный, от самой простой, с шероховатой поверхностью, выделанной, видимо, в руках, до очень гладкой поверхности и правильной формы, которая возможна при употреблении гончарного круга.
Изображения на поверхности их встречаются очень редко, в особенности изображения человеческого лица; цвет имеют чёрный, а некоторые как бы были чем-то покрыты и походят на изделия из чёрного мрамора. Надписей не встречено нигде. Урны с пеплом, в которых попадаются бронзовые и железные предметы, следует отнести ко времени первого десятка столетий: те же урны, в которых попадаются монеты арабские, относятся к IX или X ст., то есть упадку язычества. Гончарные изделия, находимые в гробах, высеченных в камнях, старше последних, по крайней мере, на тысячу лет. Казалось бы, поэтому, что техника гончарного производства конца X ст. должна была быть несравненно выше техники каменной эпохи; но в действительности разницы этой не найдено; напротив, изделия из эпохи каменной очень часто, гораздо лучше, старательнее и изящнее изделий X ст.
В средние века, когда глиняная посуда заменена была оловянной, серебряной или золотой, гончарное производство ограничивалось выделкою самого простого сорта её для беднейшего класса населения. К этому времени относится начало выделки изразцов, - которые выделывались в особых формах с выпуклым изображением монограмм, гербов, окрашенных в разные цвета и т. п.
1.2. Художественный фаянс и фарфор
Культура керамики стояла в Китае очень высоко еще на заре нашей эры. Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV—V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны — бледно-зеленые, слегка просвечивающие чаши и пиалы. К VI в. в Китае появились уже фарфоровые изделия в современном понимании — твердая полупрозрачная посуда со спекшимся черепком, получаемая в результате обжига особой массы, состоящей из каолина, полевого шпата и кварца.
В Европе секрет выделки фарфора долгое время был неизвестен. Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод. Секрет изготовления фарфора после долголетних, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер, работавший под руководством известного математика Вальтера фон Чирнхауза. Бётгер совершенно случайно наткнулся на каолин, так называемую «шноровскую землю», которой в Саксонии пудрили парики. И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства. Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730—1760-х гг. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью. Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.
Фактически случайно набрел на нужные глины и купец Афанасий Гребенщиков, первооткрыватель русского фаянса. Его сын Иван был своего рода учеником-самородком, обладавшим исключительным природным чутьем в области керамического производства. Но когда Гребенщиковы получили первые удовлетворительные образцы фарфора, их фабрика в Москве внезапно сгорела. В это же время — в 40-х гг. XVIII в. над открытием секрета фарфора работал ученый-химик, друг М. В. Ломоносова Дмитрий Виноградов. Виноградов работал как истинный ученый, настойчиво, целеустремленно, ставя опыт за опытом, и наконец, нашел требуемые составы, температуру (около 1300°), выяснил режим обжига и медленного остывания горнов, после чего из каолина, кварцевого песка и шпата получались изделия с тонким, белым, полупрозрачным, насквозь спекшимся звонким черепком — фарфор.
В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод «Невская порцелиновая мануфактура», здесь Виноградов в 1747 г. получил первые удовлетворительные образцы фарфора. Но открытие «порцелинового секрета» не принесло ему, ни славы, ни чинов, ни денег. Черкасов хотел, чтобы налаживание фарфорового производства в России считалось только его заслугой. Виноградова отставили от любимого дела, подвергали арестам, унижениям и оскорблениям. Один из лучших его живописцев по фарфору — Иван Черный работал в сыром подвале, закованный в цепи. Виноградов умер в 1758 г., и никто не знает, где его могила. Трагическая судьба была и у Бётгера — он сошел с ума и умер в тюрьме. Везде первые шаги фарфорового производства были связаны с людскими трагедиями.
Зато, когда эти шаги были сделаны, производство фарфора стало быстро развиваться. В России вслед за Императорским возникли фарфоровые фабрики Ф. Гарднера, А. Попова, С. Батенина, Н. Юсупова, М. Корнилова и многих других. Всего в каталогах приводится до 700 марок русского фарфора, но многие из заводов действовали очень недолго, не выдерживая конкуренции. К концу XIX в. большинство заводов перешло во владение к крупному капиталисту-промышленнику М. С. Кузнецову, создавшему своего рода «фарфоровую империю». Кузнецов делал посуду на самые разнообразные вкусы и поставлял ее всюду, от царского двора до ямских придорожных трактиров. Для подготовки художников по фарфору он учредил специальные стипендии в Строгановском художественном училище.
В настоящее время в СССР работают как давно возникшие заводы — Ломоносовский, Дулевский, Дмитровский, Рижский, Песоченский, так и вновь построенные — Ташкентский, Дружковский, Владивостокский, Самаркандский и др. Они выпускают более 1 млрд. штук изделий в год. Фарфоровая посуда давно перестала быть роскошью, превратившись в обыденные бытовые изделия. Но вместе с тем фарфор остался высоким искусством. Многие художники по фарфору удостоены почетных званий, награждены орденами, являются лауреатами Государственной премии, а двое из них — В. Городецкий и П. Леонов были избраны членами-корреспондентами Академии художеств СССР.
Фаянс производят из тех же белых глин — каолинов, что и фарфор, но обжигают при более низкой температуре (около 1000°). Поэтому фаянсовый черепок не спекшийся, а мелкозернистый, легче бьющийся. Он непрозрачен и не может быть таким тонким, как фарфор.
Если роспись по фарфору обычно бывает тонкой, четкой, напоминающей графику, то роспись фаянса выполняется крупными, кистевыми мазками.
В XV—XVI вв. фаянс мало отличался от майолики — керамических изделий, политых глазурью или эмалью. Он выделывался из более светлых серо-белых глин, покрывался белой эмалью, обжигался при сравнительно низкой температуре и расписывался яркими, чистыми красками. Производство фаянсовых тарелок было особенно развито в небольших итальянских городах Урбино, Деруте, Кастель-Дуранте, Фаэнце. Имя последнего города и дало собирательное название всей этой продукции — фаянс.
В ленинградском Эрмитаже есть довольно большая коллекция старых итальянских фаянсов. На большинстве тарелок изображены молодые женщины, причем часто с маленькой собачкой. В то время существовал обычай: жених дарил невесте тарелку с ее портретом и каким-либо изображением, символизирующим те добродетели, которые он хотел бы видеть в своей будущей супруге. Так вот, собачка олицетворяла собой верность. Некоторые фаянсовые тарелки украшены копиями с картин или портретов великих итальянских художников, в частности Рафаэля.