Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 04:49, курсовая работа
Актуальность проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возрастает в виде уменьшения доходов всех уровней бюджетной системы, увеличения расходов, необходимых для финансирования правоохранительного сектора, дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно-кредитной политики.
Цель данной работы – выявить перспективные меры борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Введение 3
1. Понятие и формирование легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем 5
2. Теоретико-методологические основы организации борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма 8
2.1 Этапы отмывания денежных средств, полученных нелегальным путем 8
2.2 Новые тенденции в отмывании денежных средств и легализации доходов, финансировании терроризма 16
2.3 Роли таможенных органов в обеспечении мер, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансирование терроризма…………………………..19
3.1 Уголовная ответственность за легализацию денежных средств (отмывание) и финансирование терроризма 23
3.2 Меры по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Четвертая стадия - интеграция денежной массы. На этой стадии преступные сообщества инвестируют легализованные капиталы в высокоприбыльные сферы и отрасли бизнеса [2].
Четырехсекторная модель легализации денег предложена швейцарским специалистом К. Мюллером. В рамках этой модели выделяются сектора и связанные с ними стадии отмывания. Критериями для выделения являются: легальность/нелегальность операций и страна совершения основного преступления/страна "отмывания" денег.
Первый сектор - страна основного преступления/легальность. В этом секторе осуществляется внутреннее, предварительное "отмывание".
Второй сектор - страна основного преступления/нелегальность. В этом секторе происходит сбор прошедших предварительное "отмывание" денег в пул и подготовка их к контрабанде.
Третий сектор - страна "отмывания" денег/нелегальность. В этом секторе происходит подготовка к вводу денег в легальную финансовую систему.
Четвертый сектор - страна "отмывания" денег/легальность. Здесь производятся маскировочные действия в виде переводов, инвестиции [3].
Двухфазная модель. Согласно этой модели основными стадиями легализации являются Money Laundering ("отмывание" денег) и Recycling (возвращение в оборот).
П. Бернаскони относит эти стадии, соответственно, к отмыванию первой и второй степени.
Первая степень представляет собой "отмывание" денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. "Отмывание" первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства или другие виды валют. На этой стадии осуществляются краткосрочные операции.
Вторая степень представлена среднесрочными и долгосрочными операциями, посредством которых предварительно отмытым деньгам придается видимость полученных из законных источников и вводятся в легальный экономический оборот.
В соответствии с этим подходом П. Бернаскони различает страны совершения основного преступления, ставшего источником дохода, и страны "отмывания" денег.
Основная проблема отмывания денег сводится, таким образом, к переводу больших незаконно полученных наличных сумм или иного имущества в легко управляемые финансовые инструменты или другие виды имущества [7].
Таким образом, между правоохранительными органами и лицом, отмывающим деньги, образуется один слой банковской тайны, один слой корпоративной тайны и, возможно, дополнительный слой защиты, обеспечиваемый правом адвоката не разглашать информацию, полученную от клиента, если для учреждения и управления компанией в стране, гарантирующей корпоративную тайну, назначается адвокат. Кроме того, многие схемы отмывания денег предусматривают третий слой защиты - создание оффшорной компании. Такая компания на условиях доверительной собственности (траст) обычно защищена законами о коммерческой тайне и может обеспечить дополнительный уровень защиты в форме «оговорки о бегстве», которая не только разрешает, но даже вынуждает доверенное лицо изменять место регистрации компании, созданной на условиях доверительной собственности, если этой компании что-либо угрожает.
Легализация доходов способствует так же финансированию терроризма. Содействие террористической деятельности — деяние, являющееся преступным согласно статье 205.1 Уголовного кодекса РФ. Под содействием понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера (террористический акт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нём, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава,посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, вооружённый мятеж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), а также финансирование терроризма [5].
Финансирование терроризма — это предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения преступлений террористического характера, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения указанных преступлений [6].
На данный момент существует три финансовых источника и три составные части современного терроризма (рис. 3).
Рисунок 3 - Три финансовых источника и три составные части современного терроризма.
Традиционный источник помощи для террористов – это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть и совершенно чуждыми. Ранее оказанием помощи «идеологически близким» террористам не гнушались и великие державы, но в современном мире это не единственный источник. Как отмечали в 2000 авторы «Доклада Совета национальной безопасности США», часть террористических организаций получают помощь от таких государств как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея и Куба. Что касается Северной Кореи и Кубы, то их спонсорские возможности по отношению к «левым» террористам весьма малы и отнюдь не бесспорны. Все остальные страны-изгои относятся к миру ислама и, соответственно, поддерживают связи лишь с исламскими экстремистами и палестинскими группировками [8].
Более важный источник финансирования террористов – это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д. Дело в том, что хотя многие в «третьем мире» яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать «западный» капитализм и наживать капитал. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии, начинавший как спонсор афганских моджахедов, а затем и сам вставший в их ряды. Впрочем, арабский миллионер-террорист – это не совсем типичная фигура. Гораздо больше тех, кто щедро жертвует на «дело ислама», но отнюдь не горит желанием лично браться за автомат. В результате возникает парадоксальная картина: Саудовская Аравия – надежный союзник США, но многие ее граждане спонсируют антиамериканский терроризм и лично участвуют в терактах в Америке. Известно также, что ирландские боевики получали активную помощь от ирландских землячеств США (примерно 20% доходов Временной ИРА), хотя официальный Вашингтон всегда категорически осуждал террористов-католиков Ольстера. Этот источник подпитывает религиозные и националистические террористические группировки [7].
В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы – наркобизнес, нелегальная миграция, контрабанда ценных ископаемых и т.д. Чтобы «отмывать» криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний [3]. В результате подобной коммерциализации терроризм приобретает черты мафии, и борьба «за идею» частично вытесняется борьбой за «длинный доллар». С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с «идейными» террористами можно искать и находить какие-то компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Мафиозизацией сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма [8].
Адаптируясь к принимаемым контрмерам, преступники изыскивают все более изощренные методы легализации доходов. Зафиксировано как минимум две новые тенденции в этом вопросе.
Первая - растущая профессионализация данного рода деятельности. Фактически речь идет о создании своего рода «гильдии» специалистов в области отмывания, в которую входят бухгалтеры, юристы, экономисты и банкиры. Эти работники не связаны с преступным миром, они лишь выполняют функции по сокрытию источников доходов для последующего вложения их в легальный бизнес (ранее первая и вторая части операции проводились, как правило, разными лицами).
Вторая - интернационализация процесса легализации, вызванная интеграцией финансовых рынков и стремлением преступников скрыть свою незаконную деятельность за счет ее перехода в области деятельности тех стран, где финансовый контроль либо отсутствует, либо имеет существенные пробелы в валютном законодательстве (например, в ряде государств требования к банкам сообщать правоохранительным органам о крупных подозрительных сделках не распространяется на пункты обмена валюты) или же соответствующие возможности правоохранительных органов являются крайне ограниченными [8].
Таким образом, борьба с отмыванием денег изначально рассматривалась не как самоцель, а как одно из наиболее эффективных средств борьбы с серьёзными видами преступлений, включая организованную преступность и коррупцию. Национальная террористическая угроза требует глобальных ответных мер. Лишь согласованные действия, по нашему мнению, позволят снизить вероятность совершения террористических актов и преодолеть их ужасные последствия.
Основой успешного отмывания денег является стремление в максимально возможной степени имитировать законные сделки. В результате фактически используемые при легализации преступных доходов приемы являются незначительными вариациями тех методов, которые постоянно используются в рамках законных коммерческих операций.
В руках преступников метод трансфертных цен, используемый в отношениях между филиалами транснациональных корпораций, превращается в процесс выставления фиктивных счетов; межфилиальные сделки с недвижимостью становятся операциями по приобретению собственности с одновременной продажей; фондовые операции по хеджированию, страхованию или сделки с опционом - в двойные или перекрестные сделки, а гарантийные суммы - в так называемые подпольные банковские операции. Внешне такие законные и незаконные операции практически невозможно различить. Их различие становится очевидным только в том случае, если ведется расследование конкретного преступления и начинается последовательное прослеживание этапов продвижения денег [8].
Мошенники используют в настоящее время множество способов для отмывания денег, и выбор их во многом зависит от следующих критериев.
Непосредственная экономическая обстановка. Хотя для отмывания денег могут использоваться любые прикрытия и любые формы, на практике выбираются те из них, которые наиболее близки к профилю обычных предприятий в том регионе или государстве, в которых отмываются деньги.
Масштабы. Методы для периодического отмывания небольших сумм используются иные, чем для отмывания крупных сумм.
Временной фактор. Выбор метода во многом зависит от операции, которая может иметь единовременный (или единичный) характер или же постоянную основу, а также от того, насколько срочно необходимо провести операцию [7].
Степень доверия участвующим в отмывании денег учреждениям и лицам. Она зависит от оценки того, чем рискуют потенциальные партнеры (соучастники) при сотрудничестве или предательстве и каково их место на условном графике, характеризующем взаимозависимость таких параметров, как страх и алчность.
Репутация правоохранительных органов. Отмывание денег требует времени и средств. Количество энергии и средств, которые необходимо затратить, чтобы создать многоярусное прикрытие и запутать след, зависит от оценки того, насколько серьезно и эффективно работают следственные органы в тех местах, где происходит отмывание денег.
Перспективные планы распоряжения легализованными средствами. Применение различной практики отмывания денег может зависеть от того, предназначены ли они для немедленного расходования, для сохранения в видимой или невидимой формах или для реинвестирования. Технология легализации преступных доходов постоянно совершенствуется. Эксперты отмечают, что отмыванию способствует появление «электронных кошельков», активное использование сетей Интернета (в том числе и анонимных платежных карточек в электронной торговле). Появилось программное обеспечение, позволяющее одновременно дробить до 40 тысяч банковских проводок с целью сокрытия перемещения крупных сумм грязных денег [8].
В последнее время эксперты отмечают факты отмывания преступных доходов через опционы, форвардные контракты (особенно на валютном рынке). Активно стала использоваться для легализации покупка фирм или их акций при помощи механизма выкупа предприятий за счет заемных средств преступного происхождения [4].
Отмывание грязных денег активно идет через операции с недвижимостью и произведениями искусства за счет резкого завышения цены. Отслеживание операций затруднено, так как, по мнению экспертов, преступники эффективно используют методы защиты информации в Интернете и при мобильной связи. По мнению ряда специалистов, организованная преступность уже подготовила пути отхода из оффшорных зон. Одним из таких способов признается использование Интернета. Через Интернет могут оказываться самые различные финансовые услуги в интересах организованных преступных группировок. Кроме того, Интернет в ряде случаев позволяет применять усовершенствованные схемы отмывания, которые считаются даже более прозрачными, чем «классические» способы.
В процесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, министерства финансов, налоговые, таможенные, правоохранительные, судебные органы.
В задачи контролирующих финансы организаций входит:
- обеспечение наличия
у поднадзорных организаций
- осуществление сотрудничества
с судебными и
- наличие полномочий по
регулированию деятельности в
сфере борьбы с отмыванием
денежных средств не только
по отношению к поднадзорным
финансовым учреждениям, но и
к прочим профессиональным
- выработка основных
- оказание помощи финансовым
организациям в выявлении
- принятие необходимых
правовых и административных
мер против установления
Таможенные органы обеспечивают проведение совместно с иными уполномоченными органами исполнительной власти мероприятий по ветеринарному, фитосанитарному, экологическому контролю. Они отвечают на новые вызовы международной безопасности и в качестве органов, контролирующих перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу, активно участвуют в мероприятиях по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.