Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:53, реферат
Страхование – древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.
Первоначальный смысл страхования связан со словом "страх". В частности, выражение "страхование" (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо и т.д. В настоящее время данный термин все чаще употребляется в значении инструмента защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
1. Введение.
2. Страхование на Руси.
3. Страхование в царской России.
3.1. Акционерное страховое общество.
3.2. Общество взаимного страхования.
3.3. Земские общества.
4. Заключение.
8. Список литературы.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Реферат.
Дисциплина: страхование.
Тема: «Появление страхового рынка в России».
Работу выполнил
Студент 3 курса
Специальность 0608
Волошко Людмила Михайловна
Проверил преподаватель _______
Санкт-Петербург
2011 г
Содержание
1. | Введение. | 3 |
2. | Страхование на Руси. | 4 |
3. | Страхование в царской России. | 7 |
3.1. | Акционерное страховое общество. | 7 |
3.2. | Общество взаимного страхования. | 11 |
3.3. | Земские общества. | 12 |
4. | Заключение. | 18 |
8. | Список литературы. | 19 |
1. Введение
Страхование – древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.
Первоначальный смысл страхования связан со словом "страх". В частности, выражение "страхование" (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо и т.д. В настоящее время данный термин все чаще употребляется в значении инструмента защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. По дошедшим до нашего времени источникам, еще в рабовладельческом обществе были соглашения, в которых можно усмотреть черты договора страхования. Эти соглашения касались недвижимого имущества, торговли, ссудных сделок, а также морского судоходства. Основной смысл этих соглашений состоял в стремлении распределить между лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба судам и грузам при морских перевозках. Например, на острове Родос в 916 г. до н.э. был принят ордонанс, в котором представлена система распределения ущерба в случае общей аварии. Принципы, примененные в данном документе, сохранились до наших дней.
2. Страхование на Руси.
Первые сведения о наличии страхования на Руси во взаимной его форме исследователи связывают с памятником древнерусского права Х-ХI веков «Русская правда» (сборник законодательных установлений древнерусского государства), который дает интересные сведения о законодательстве того времени.
Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: «Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен» (ст. 3).
«Если убийство совершено не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру также с помощью округи» (ст. 6).
«Если кто откажется от участия в уплате дикой виры, тому округа не помогает в уплате за него самого, и он сам за себя тогда платит» (ст. 8).
В ст. 6 и 8 «Русской правды» можно обнаружить все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договора и обязательна не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество.
Задачи страхового обеспечения носили некоторые государственные мероприятия, организуемые центральной или местной властью с разнообразными целями.
Примеры государственного страхования давала и Московская Русь. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписания на этот счет содержаться в 72 главе «Стоглава» (1551 г.) «О искуплении пленных». В ней предусматривались три формы выкупа из плена. Во всех случаях выкуп финансировался из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения. «Сколько годом того пленного окупу из царевой казны разойдется, – говорилось в «Стоглаве», – и то раскинути на сохи по всей земле, чей кто ни буди всем ровно». Раскладка, таким образом, строилась на уравнительных началах.
В последствии от системы последующей раскладки реально израсходованных на выкуп пленных сумм совершился переход к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных. Такой порядок закреплен в Соборном уложении (1649 г.) царя Алексея Михайловича, которое предписывало в отличие от «Стоглава» в зависимости от социального положения плательщика три размера «полоняничных» платежей.
Минимальный размер 2 деньги – был установлен для служилых людей, стрельцов, казаков, пушкарей и т.д.; средний – 4 деньги – для крестьян и самый высокий – 8 денег – для городских и посадских жителей, а также крестьян, приписанных к церковным и монастырским вотчинам.
В уложении были определены и размеры сумм, предназначенных для выкупа, которые зависели от социального положения пленника. Так, на крестьян и боярских людей отпускалось по 15 рублей, на посадских людей – по 20 рублей; на стрельцов и казаков по 25 рублей. Самый высокий выкуп был установлен в отношении московских стрельцов – 40 рублей. Особый порядок финансирования выкупа был предусмотрен в отношении дворян и боярских детей. Он определялся не поголовно, а в зависимости от величины поместий, и, кроме того, размер суммы выкупа отличался в зависимости от обстоятельств пленения.
Сущность норм указанных нормативных актов в отношении выкупа пленных по-разному оценивается в научной литературе. Одни авторы полагают, что мероприятия по выкупу носили чисто налоговый характер и ничего общего не имели со страхованием.
По мнению других, можно констатировать, что организация финансирования выкупа пленных, несмотря на ее налоговые формы, имела все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения, поскольку имеют место и обязательные ежегодные, по твердым ставкам, страховые платежи, образующие специальный страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа – хранителя и распорядителя страховых средств.
Официально страховая деятельность в России начинается в период правления Екатерины II. В 1781 г. императрица издает Устав купеческого пароходства, который включает постановление о морском страховании. Страхование от огня вводится также при Екатерине II. Ее манифестом от 28 июня 1786 г. учреждается Государственный заемный банк, страховой экспедиции которого повелевается производить во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в названном банке. Начиная с 1786 года, в России устанавливается государственная монополия на страхование. Вслед за Государственным заемным банком создается Государственный ассигнационный банк, проводивший страхование на дожитие и страхование ренты.
Заканчивая рассмотрение докапиталистических типов страхования, необходимо отметить, что, несмотря на некоторые особенности его проявления в различных социально-экономических условиях и регионах мира, общим является то, что оно было взаимным, то есть члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов.
3. Страхование в царской России.
Первая российская самостоятельная публикация по страхованию «Нечто о страховании» вышла в «Журнале Министерства внутренних дел» в 1832 году, а через два года там же вышла уже полноценная теоретическая статья «О застраховании жизни человеческой». С этого времени начинается отсчет периода активной работы российских ученых в области страхования.
Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами.
3.1 Акционерное страховое общество.
В 1827 г. с образованием Первого российского страхового общества акционерная фирма компаний распространилась и на страхование. С этого времени акционерные страховые общества стали также активно участвовать в операциях на фондовом рынке.
Но в отличие от других акционерных компаний, которые были только эмитентами, при нормальном порядке ведения операций эти общества являлись еще и инвесторами, так как имели значительные денежные резервы, которые необходимо было размещать в те или иные активы. Такими активами выступали, прежде всего, недвижимость (для долгосрочных вложений) и ценные бумаги (для краткосрочных инвестиций).
В 1898 г. по инициативе Страхового комитета при Министерстве внутренних дел был принят закон «О порядке помещения и хранения средств акционерных страховых обществ и о покрытии их обязательств», который регламентировал инвестиционные операции страховых компаний. Средства, которые страховые компании могли обращать в наличные деньги, движимое имущество и счета дебиторов, не должны были превышать 40% страховых капиталов. Такой же норматив был установлен для вложений в недвижимость. Высший размер активов в виде срочных вкладов и остатков на текущих счетах в частных кредитных учреждениях и выбор последних утверждались для каждого акционерного общества в отдельности министрами внутренних дел и финансов по взаимному соглашению. Поэтому свободные капиталы размещались в облигации государственных займов, в гарантированные правительством облигации железных дорог, в акции коммерческих банков. Также выдавались краткосрочные кредиты под твердое обеспечение, например, под залог полисов по страхованию жизни.
В результате подобной регламентации на счетах страховых компаний находилось принадлежавших им ценных бумаг: в 1901 г. — на сумму около 15,5 млн руб., в 1912 г. — около 122 млн, в 1915 — 138,5 млн. На 1 января 1916 г. структура активов российских страховых компаний выглядела следующим образом: ценные бумаги — 32,0%, собственная недвижимость — 23,4%, средства, помещенные в кредитные и страховые учреждения, — 13,9%, ссуды под залог полисов — 6,7%, ипотеки — 3,7% прочие статьи — 20,3%. Если перевести проценты в денежное выражение, то в ценные бумаги было помещено 147 млн. руб., в недвижимость — 107,8 млн. руб.
Активная инвестиционная деятельность страховых компаний приносила им высокий доход и позволяла выплачивать своим акционерам большие дивиденды. Так, дивиденды Российского страхового общества за 25 лет (1877-1901 гг.) достигли суммы 18,9 млн руб., т.е. в среднем за год — 757,6 тыс. руб., или 18,9% годовых на акцию. Это достигалось за счет удачного размещения активов. В 1912 г. капиталы общества инвестировались в ценные бумаги (39,9%), недвижимость (33,8%), банковские вклады (19,6%), различные ссудные операции (6,7%), что и обеспечивало стабильную прибыль. В конце XIX в. Акции Первого Российского страхового общества номинальной стоимостью 400 руб. Котировались на Петербургской бирже по цене 1500 руб. И выше. В то же время на Московской бирже эти бумаги обращались слабо. Одним из самых доходных страховых предприятий страны являлось Московское страховое от огня общество, которое было учреждено в 1858 г. В начале XX в. капиталы общества инвестировались в государственные и гарантированные правительством ценные бумаги (в 1912 г. — 59,2%), недвижимость (22,7%), во вклады и текущие счета в банках (13,6%). Акции общества котировались на Петербургской и Московской биржах. Наивысшей биржевой цены они достигали в 1896-99 гг., при номинальной стоимости 200 руб. Цена за акцию поднималась до 700-800 руб.
Наиболее оригинальным инвестиционным портфелем обладало крупнейшее страховое общество страны «Россия», учрежденное в 1881 г. в Петербурге. К 1913 г. в этом портфеле, кроме 45 наименований российских государственных, городских, железнодорожных и ипотечных облигаций, на общую сумму почти в 34 млн руб., находились и государственные ценные бумаги США, облигации железных дорог и муниципальных займов городов США, на сумму почти 10 млн руб. Общее распределение выглядело следующим образом: ценные бумаги (30,7%), городская недвижимость (30,6%), ссуды под залог собственных полисов, недвижимости, ценных бумаг (20,9%), текущие счета и вклады в банках (17,8%).
Интересно, что иногда страховые компании получали главную прибыль не от основного вида деятельности, а от удачного размещения активов. Именно такая ситуация сложилась у одного из старейших и наиболее крупных страховых акционерных общество «Жизнь», которое было учреждено в Петербурге в 1835 г. Несмотря на убыточность операций по страхованию жизни, общество постоянно получало высокую общую прибыль. Это достигалось благодаря активной инвестиционной деятельности. До начала 1890-х гг. деньги вкладывались главным образом в облигации государственных и железнодорожных займов (в 1887 г. — 80% инвестиций) и в ссуды под залог собственных полисов (12%). Позднее были начаты выдачи ссуд под залог государственных и гарантированных правительством ценных бумаг и операции с недвижимостью. К 1913 г. было помещено в государственные ценные бумаги 36,1 % от всех инвестиций, в недвижимость — 35,5%, в ссуды под залог полисов — 18,49%, под залог недвижимости — 4,18%, на вклады и текущие счета в банки — 3,13%, под залог ценных бумаг — 2,61%. К 1913 г. обществом было накоплено свыше 44 млн руб., при этом собственные средства (акционерный и облигационный капитал) составляли только 1,2 млн руб. Из иностранных страховых компаний наиболее активно действовали в России американские общества «Нью-Йорк» и «Эквитебл». Их деятельность в России началась в 70-е гг. XIX в. еще до официальной аккредитации. Формальное разрешение на проведение операций эти компании получили только лишь в 1885 и 1889 гг. соответственно.
Обе компании начали с того, что нарушили российские законы, выдавая страховые полисы до официального утверждения страховых договоров правительством и вопреки правилам отчетности и контроля резервного фонда. В первые годы своей работы в России общество «Нью-Йорк» без особого стеснения подавало ложные сведения о своей деятельности и доходах, а конкуренция против российских страховых компаний велась весьма нечистоплотно. Такое начало, а также сообщения о крупных аферах в Америке и Европе с участием страховых компаний обусловили достаточно жесткие условия допущения американских страховых обществ к операциям в России. В особенности это касалось компании «Нью-Йорк», которой правительство трижды (в 1896, 1897 и 1898 гг.) изменяло условия деятельности, всякий раз ужесточая их больше и больше. «Окончательные» условия предусматривали три вида гарантий: внесение в Государственный банк залога в 500 тыс. руб. для каждого общества, образование резервного фонда в виде депонированного в Государственном банке пакета облигаций, достаточного для покрытия 30% сумм всех полисов в России, и страхового капитала, образуемого для дополнительного обеспечения операций из отчислений 10% прибыли. Уже в конце XIX в. среди зарубежных отделений компании «Нью-Йорк» российское отделение занимало второе место и сохраняло его до завершения деятельности общества в России. По объему своих операций «Нью-Йорк» уступал только страховому обществу «Россия». Отчасти это объясняется активной рекламной кампанией, отчасти изменениями в порядке распределения прибыли среди держателей полисов. В 1911 г. держатели полисов «Нью-Йорка» получили из кассы общества больше, чем клиенты всех российских страховых компаний, вместе взятых.
Несмотря на большой размах своих операций, американские страховые компании не стали ведущей силой ни на страховом, ни на фондовом рынке России. Хотя размеры обязательных резервов в ценных бумагах увеличивались год от года, это было лишь выполнением необходимых условий и частью организации самого процесса функционирования, а не «сознательными» инвестициями. Напротив, все свободные средства поскорее вывозились из страны и инвестировались в самих США и Канаде.