Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа
Различие микро- и макросоциологии семьи можно пояснить следующим примером. Отдельная семья может строить свою жизнь совершенно несхожим с другими образом, но как бы уникально ни вела себя семья как мини-молекула, она тем не менее таит в себе черты, делающие ее сходной с другими молекулами, образующими в целом волны житейского моря. Семья как отдельная частица и семья как часть волны — изолированная молекула и капля, придающая мощь волне. Все сравнения условны, и, разумеется, социология семьи изучает нечто целостное, однако в целях научного упрощения возможно подобное различение семьи как объекта макро- и микроисследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1 ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ 5
1.2 РОЛЬ СЕМЬИ 8
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЬИ 10
1.4 ПРОЧНОСТЬ СЕМЬИ, ЕЁ КУЛЬТУРА 13
1.5 СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ 22
ГЛАВА 2 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 25
2.1 РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ 25
2.2ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КРИЗИСА СЕМЬИ 26
2.3 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
О масштабе этой проблемы говорит такая, например, выборочная статистика. Большинство беременностей у не рожавших женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29 лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков, заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с другой стороны - количество абортов и (как следствие их) случаев потери женщиной способности иметь детей.
Несомненно существует и прямая связь между добрачной сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых семей.
Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.
К сожалению, до сих
пор эти простые истины постигаются молодежью
чаще всего методом проб и ошибок.
По данным социологических
опросов, только около 10
процентов городских старшеклассников
получают информацию о взаимоотношениях
полов от учителей, примерно
столько же - от родителей, но зато
более одной трети (а среди учащихся
ПТУ - более половины) - от
старших товарищей. Другое исследование
(затем неоднократно повторенное)
установил прямую зависимость между
стабильностью брака и продолжительностью
предбрачного знакомства.
Статистика выявляет
также, что в настоящее время
больше всего (в расчете на
1000 женщин в возрасте 15 лет
и старше) рожают женщины,
не имеющие даже начального образования
(3433 ребенка), а также лишь с начальным
образованием (2718). Матери
же со средним и высшим образованием
дают стране соответственно 1167
и 1279 детей. Эта тенденция в условиях,
когда действует закон о всеобщем обязательном
среднем образовании, вызывает большую
тревогу. Она чревата опасностью
снижения качественных показателей
самого семейного воспитания.
Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться результатом не только наследственности, но и пьянства или наркотических увлечений родителей.
В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ межличностных отношений, включая отношения между юношами и девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем у человека чувства мужского или женского достоинства, гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью. Далее, нельзя делать курс практически бес проблемным, в то время как жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены, хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не занимать.
Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья. Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.
Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто «вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений, особенно изменений чисто психологических. А если мы их не учитываем, то н наши ответные поступки невольно порождают новые трудности...-И так мало-помалу отношения в семье начинают необъяснимо> ухудшаться.
Очень часто в оценках
поступков ближних мы полагаемся
на эмоции. Нам кажется, что между накалом
чувств и значимостью поступков
есть однозначная связь. Увы, она
именно однозначна; оказываясь
при таком способе восприятия во
власти эмоций, мы невольно сосредоточиваемся
только на каком-то одном аспекте взаимоотношений
с близкими, именно том,
который нас сейчас волнует,
и забываем о множестве
других сторон.
А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и друзьями, совместные развлечения, профессиональная взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность реально оценить ее весомость для всей системы отношений.
Для современного человека эмоции - ценность. Если их нет или их мало, человек начинает активно искать ситуации, события, людей, которые являются источниками эмоций, Причем ценностью обладают не только положительные эмоции. Мы предпочитаем волнующие фильмы и книги, но ведь волнуясь, мы испытываем и тревогу, и печаль, и горе. В отношении к жизненным, и в частности семейным, событиям человек часто ведет себя так же: самая худшая атмосфера в доме - это не чередование бурных ссор и примирений, а однообразное, холодное равнодушие, леденящее душу безразличие.
Может быть, именно
потому, что эмоции,
эмоциональная насыщенность
жизни стали ценностью,
мы так неохотно подвергаем
их анализу, с таким трудом
вносим «алгебру разума»
в «гармонию эмоций».
Увы, многим, имеющим опыт семейной жизни, знакома картина, ныне обстоятельно проанализированная психологами. Сначала в браке баланс положительных и отрицательных эмоций явно в пользу первых, велика и близость между супругами. Но идет время, восхищенное удивление своим спутником жизни сменяется привычкой. Все большое, значительное, драматическое, выявляющее любовь и преданность, имеет ту особенность, что происходит редко, а вот мелкое, раздражающее, досадное случается, увы, часто, и постепенно баланс эмоций смещается в пользу отрицательных. Близость все же сохраняется: партнер хоть и раздражающий, но все же свой. Но отрицательный баланс все нарастает - и вот уже и свой превращается в чужого. Эмоции сделали свое дело, привели к результату, которого мы вовсе не хотели. Эмоции распорядились за нас.
Нечто подобное происходит
и в отношениях родителей с
детьми. Сначала все радует:
беспомощность, ласковость, привязчивость,
неуклюжесть. Но идет время, и вот
уже беспомощность и неуклюжесть
вызывают не симпатии, но раздражение
и досаду; а выросший ребенок
либо замыкается в себе, либо
ищет компанию, где его оценят
иначе, где баланс эмоций для
него вновь будет в пользу
положительных.
Получается, что
в современной семейной жизни,
где все держится прежде
всего на эмоциях, на «люблю - не люблю»,
«нравится - не нравится», все же не
обойтись без какого-то регулятора,
ослабляющего действие негативных
эмоций. Такая регуляция возможна,
конечно же, лишь на основе разума,
ясного интеллектуального понимания
причин тех или иных событий,
суровой честности перед собой
и умения «видеть насквозь»
и себя, и близких - видеть реальность,
а не наши представления о ней.
Как правило, мы не ограничиваемся лишь констатацией явления, породившего то или иное чувство, но строим свою «модель» происходящего. Казалось бы, все очень просто: надо понять, нем это чувство вызвано, почему оно для нас важно и какая есть возможность изменить ситуацию. Однако в реальной жизни все оказывается намного сложнее.
Важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человеческих ценностей. "Все возвращается на круги своя" — этой библейской мудрости суждено было еще раз подтвердиться в нашем отечестве, где долгие годы за взращенными большевистскими садоводами деревьями ложных приоритетов мы не замечали леса по-настоящему острых и волнующих людей проблем.
Одной из них была и остается вечная проблема семьи, семейных отношений. Выходя на столбовую дорогу человеческой цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и начать с малого, т.е. возрождения первоосновы человеческого общества — семьи.
В целом люди понимают, так сказать, философскую или социальную значимость института семьи. По их мнению, семья — это спасение от одиночества, от того, что великий Пушкин называл "плодами сердечной пустоты", это домашний очаг, дарящий человеку мир, радость и покой, это наши дети, наши наследники, в которых мы вкладываем всю нашу душу, наконец, семья — это некая психологическая опора, без которой трудно обойтись в наше смутное время.
О тревожных тенденциях в традиции брачно-семейных отношений многие ученые и публицисты писали и раньше, задолго до перестроечных лет. Констатировались и снижение рождаемости, особенно в крупных городах, и высокий уровень разводов при некоторой стабилизации в 80-х годах, и возросший процент одиноких людей, и трудности с воспитанием детей и подростков. Однако тотальная цензура предперестроечного общества не оставляла без своего пристального, ревнивого внимания и сферу семейных отношений, и из поля зрения ученых, не без помощи бдительных идеологических аргусов, ускользали многие серьезные проблемы жизнедеятельности семьи.
Свобода личности в целом
и эмансипация женщины в
В результате если с 1980 по 1990 г. уровень брачности на 1000 человек населения уменьшился на 1,7 пункта, то с 1990 по 1992 г. — на 1,8. То есть всего за два года брачность сократилась больше, чем за последние 10 лет. Что касается разводов, то в расчете на 1000 человек населения их количество немного снизилось к 1990 г. (одни авторы объясняют это успешной демографической политикой, другие — структурно-демографическими изменениями). Однако начиная с 1990 г. количество разводов стало резко возрастать, и за два года прирост составил 0,5 пункта.
Очевидны крайне неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни большинства российских семей, зависимость молодых супругов от их родителей, чрезмерная занятость женщины домашней работой, неустроенность семейного быта, высокий уровень пьянства и алкоголизма. Все это оказывало самое негативное влияние практически на все аспекты жизни семьи в эпоху "торжества социализма", в особенности же на такой основополагающий показатель ее функционирования, как рождаемость. Коэффициент ее постоянно падал с 2,8 детей на женщину в 1958—1959 гг. до 2,4 в 1969— 1970 гг. и до 2,2 в 1980-1981 гг.
Более скрытые, но и более весомые противоречия связаны с определенной системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе. Это — низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности религиозной, на повседневную жизнь в семье, на решение сложных этических и моральных проблем рождения и воспитания детей, формирования у них оптимальных человеческих и социальных качеств.
Произошло стремительное падение уровня жизни, а вместе с ним и резкое имущественное расслоение семей. Появились семьи обеспеченные и даже богатые и семьи, находящиеся на пороге голодной смерти. Между ними существуют различные градации, но все-таки, как считают многие эксперты, жизненный уровень большинства семей весьма и весьма низок.