Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:56, реферат
В философских течениях, обращенных к человеку, сформировалось во многом противоположное соединение жизни и пространства. Генрих Риккерт связывает пространство цивилизации с ценностями культуры. Он выдвигает категорию «жизнь» в качестве понятия для осмысления временных и пространственных структур. На переднем плане оказывается мир человеческих ценностей, структурирующий пространство, как центр жизненного пространства [1].
Корни философского анализа категории «жизненное пространство» заложены в поздней феноменологии Эдмунда Гуссерля, а точнее в его понятии «жизненный мир», именно он концентрирует немаловажный для человека мир, мир первоначальных допредикативных истин. В общем, трактовка «жизненного мира» заключается в изначально разомкнутом пространстве человеческого существования [2, с. 297-331].
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ
В философских течениях, обращенных к человеку, сформировалось во многом противоположное соединение жизни и пространства. Генрих Риккерт связывает пространство цивилизации с ценностями культуры. Он выдвигает категорию «жизнь» в качестве понятия для осмысления временных и пространственных структур. На переднем плане оказывается мир человеческих ценностей, структурирующий пространство, как центр жизненного пространства [1].
Корни философского анализа категории «жизненное пространство» заложены в поздней феноменологии Эдмунда Гуссерля, а точнее в его понятии «жизненный мир», именно он концентрирует немаловажный для человека мир, мир первоначальных допредикативных истин. В общем, трактовка «жизненного мира» заключается в изначально разомкнутом пространстве человеческого существования [2, с. 297-331].
Большое влияние на разработку категории «жизненное пространство» оказал психолог Курт Левин. Он ввел это понятие для того, чтобы показать, что истинной средой обитания человека являются те фрагменты физической реальности и социальной среды, которые отражены в сознании человека и на которых строится его поведение. Жизненное пространство человека, по мысли К. Левина, определяется не столько материальными благами, которыми он владеет, сколько знаниями и возможностями влияния на процессы, происходящие в мире.
К. Левин изображал жизненное пространство в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий внутренний мир человека. Жизненное пространство обрамляет две границы: внешняя и внутренняя. Внешняя грань является рубежом жизненного пространства в пределах реального физического и социального макромиров, внутренняя грань отделяет внутренний мир человека от его психологической среды в пределах жизненного пространства. Также К. Левин выделяет сенсомоторную область (оболочку внутреннего пространства), которая является своеобразным фильтром между внутренней и внешней средой.
К. Левин выделил пространство свободного движения, к нему относились те сферы жизни, в которых человек хорошо ориентировался (примером такой сферы может быть профессиональная деятельность). Специалист, знающий дело, чувствует себя комфортно и свободно в своей сфере, но оказываясь в чуждой ему профессиональной среде, ощущает себя новичком и нуждается в поддержке профессионала. Влияние эмоционального напряжения и утрата безопасности приводят к возникновению регрессии жизненного пространства. Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность[2*, с. 297-331]. Эта регрессия может быть временной или необратимой.
Отдельный срез жизненного пространства, проанализированный в конкретный момент времени К. Левин называет «полем». Жизненные ситуации, в которые попадает человек, предполагают его взаимодействие с определенным количеством людей и объектов, и проявление себя в каком-то одном образе, однако он имеет огромный багаж опыта, который нельзя исключить из его жизненного пространства. Следовательно, любая реакция в поведении содержит в себе заряд этого опыта, и досконально может быть понята только посредством этого опыта, или же как действие в осуществлении будущих планов. К. Левин подчеркивал, что в «поле» прошлое представляется человеку установками, знаниями и пережитыми чувствами в связи с теми факторами, которые оказывают влияние в данный момент, а также теми подструктурами внутреннего мира человека, которые были сформированы ранее. Будущее в «поле» представляется человеку в виде тех планов, целей и ожиданий, которые касаются происходящего в настоящий момент времени.
Жизненное пространство человека начинает расширяться от детства к зрелости, и к старости сужается. Более широкая часть этого «предмета» попадает на пик жизненной активности человека, на то время, когда он достаточно сформирован по широкому кругу вопросов, когда у него много социальных контактов, a его o внутренний мир богат и хорошо структурирован. Возрастные пределы человеческой жизни предполагают отмирание целых областей жизненного пространства: профессиональную, творческую, политическую, родственную. Отмершие области могут представляться человеку только в виде воспоминаний из прошлого и не иметь никаких перспектив развития в будущем [4].
По представлениям современного исследователя A.A. Бодалева характеристика жизненного пространства проявляется в следующем:
- масштабность пространства, выраженная в том, что остается в памяти и актуализируется в сознании человека из окружающей действительности;
- уровень связанности содержательного наполнения жизненного пространства с настоящим, прошлым и будущим;
- прямая зависимость того, что содержит в себе жизненное пространство от сформированности личности человека [5, с. 26-29].
В роли факторов определяющих эти характеристики, по мнению A.A. Бодалева выступают: 1) возрастная категория, определяющая способности человека; 2) природно-социальное окружение, профессия, образованность, статус, образ жизни, личные особенности.
Л. П. Гримак разделяет жизненное пространство на две реальности:
- первая, содержит в себе информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающей действительностью;
- вторая, включает в себя субъективное моделирование внутреннего пространства личности, на основе которого строится взаимодействие с реальным миром [6, с. 81-90].
Основное воздействие на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего пространства, как величина и четкость границ. Восприятие человеком своего внутреннего пространства чрезмерно большим и незаполненным, приводит к ощущениям дискомфорта, и наоборот, чувство тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная модель жизненного пространства человека предполагает, что три временных компонента в равных пропорциях имеются в наличии и доступны для мысленного обозрения.
Под временными компонентами подразумевают прошлое, настоящее и будущее человека, и называют такое соотношение «линией времени».
П.И. Яничев занимался исследованием структурных свойств линии личного времени. Он выделил следующие свойства, которые сказываются на субъекте и переживаются им:
- непрерывность - прерывность. Восприятие человеком хода и неизменности времени, невозможности его остановить;
- объективность - субъективность. Объективность личного времени проявляет себя в независимости течения от действий человека. Поглощенность внутренними процессами у человека, уход в себя, создают ощущение собственного времени;
- необратимость - обратимость. Необратимость физического времени и обратимость психологического создают у человека иллюзии;
- универсальность - локальность. Подразумевается универсальное время, имеющее отношение для живых и неживых объектов. Наряду с ним существуют свои шкалы и масштабы времени;
- равномерность - неравномерность. Показывает темп течения времени, то есть фиксирует скорость течения времени в связи с его наполненностью событиями [7, с. 668-673].
К. Уилбер исследуя жизненное пространство сделал предположение, что проблемы возникающие у конкретной личности имеют прямую зависимость от того, где она проводит границу между собой и действительностью. Чем шире область самоотождествлсния человека, тем большее содержание мира человек признает своим. Он приводит четыре варианта прохода границы между «Я» и «не Я»:
- Уровень «маски» - самая узкая территория Я, приравненная только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим.
- Уровень эго - граница располагается между телом человека и его сознанием, при этом существует конфликт между духовной и телесной сферой.
- Организм в целом - граница проходит между внешним миром и телом, душа с телом находятся в состоянии единства и гармонии, но они противопоставлены миру.
- Увеличение пространства своею «Я» до бесконечности, отождествление себя со Вселенной [8].
По мысли К. Уилбера, любая граница есть источник конфликта, поэтому проблемные вопросы, возникающие в рамках жизненного пространства, должны быть направлены на расширение пространства Я, на осознание единства с другими людьми и миром в целом.
Интерсубъективный жизненный мир, как место, в котором человек обнаруживает себя в общении с другими, как пространство, изначально воспринимающееся индивидом в виде нечто объективного, постигаемого им и другими людьми мы можем обозначить как пространство повседневности.
Пространство повседневности как часть жизненного пространства человека включает в себя небольшой объем мира, микромир. Человек начинает осваивать его с первых дней жизни, в семье, в школе, в общении с друзьями. Приобретенные человеком, посредством тесных спонтанных контактов, навыки, знания и стереотипы поведения, в дальнейшем служат основанием для приобщения к социальному пространству и формирования на его основе собственного жизненного пространства. Многое из того что человек усваивает в детстве, он не изменяет в последствии, только пополняет свои знания и тем самым обогащает свой жизненный опыт.
Пространство повседневности - это область общедоступных, понятных каждому человеку знаний и навыков, получаемых из трех источников: 1 ) общение в малой группе (семья, родня, ровесники); 2) обучение в школе, получение общего образования; 3) средства массовой информации (на радио и телевидении помимо коммерческой информации существует социальна реклама, типа «Позвоните родителям», «Города как дети, и нуждаются в опеке», «Берегите близких») [11, с. 196]. Пространство повседневности, представляет «сферу эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым и слабым» [12, с. 167]. В повседневном пространстве человек на максимальном уровне соблюдает культурные условности и стремится выглядеть лучше, чем он есть на самом деле.
Такая способность индивида, как осваивание содержания компонентов и связей, присутствующих в жизненном мире, определяет его жизненное пространство. С индивидуальной позиции, жизненное пространство выступает для человека, как поле актуальных возможностей. Это та область бытия, которая поддается сознательному изменению, в которой возможно конструирование мира, в соответствии с теми или иными установками и ориентирами признанными и принятыми человеком ранее.
Диалог человека с жизненным миром постоянен. Языком этого диалога выступают две плоскости, жизненные ситуации и деятельность человека. По ходу жизни человек решает задачи, которые перед ним ставит мир. Подобная трактовка близка теории Дж. Келли, согласно которой человек постоянно занят принятием или отвержением выдвигаемых им самим гипотез [13, с. 131]. Этот диалог никогда не прекращается, он необходим человеку для развития и составляет суть его жизни. Результатом направленной на себя деятельности человека, является изменяющийся окружающий мир.
Жизненное пространство - это не то что я думаю, представляю в своих мыслях, а то чем я живу. Жизненное пространство является для человека средством самоосуществления. К. Роджерс в своей теории личности, говорит об уникальности, субъективности переживаний личности. Он считает, что интерпретации событий собственной жизни детерминируют поведение человека. Подлинным индивид может считать то, что существует в пределах его внутренней системы координат или субъективного мира, в содержание которого входит все осознаваемое человеком в любой данный момент времени [13, с. 152].
Каждый человек сам созидает свой мир, и независимо от того каков этот мир (грустный или радостный, адекватный или неадекватный), интерпретация этого мира будет определена тем образом, который сформировался у человека в течении жизни, и объяснения происходящего будут основываться только на собственном опыте.
Присутствие человека в разных сферах сю мысле- и жизнедеятельности интегрируют ценностные структуры, которые объединяют его с видимым единством повседневности, проявляющимся в предметном и знаковом окружении человека. Это единство культивирует приспосабливаемое^ человека к знаковым условностям и предметным условиям наличною образа жизни.
Проанализировав понятия «жизненный мир» и «жизненное пространство» можно сделать следующие выводы. Чувствуя практическую наличность жизненного пространства, человек вступает в социальное взаимодействие, которое является потребной основой коммуникации и ориентации, в данное время в конкретной точке жизненного пространства. Жизненные ориентиры человека, между тем. постоянно модифицируются и влияют тем самым на само- и мироощущение индивида, который осваивает жизненные ситуации, актуализируя прошлый жизненный опыт.
Жизненное пространство человека, представляет собой динамичную систему, внутренняя структура которой содержит различные уровни включенности человека в социальную реальность: уровень телесной организации, идентификационный уровень, уровень повседневности.
Конструируя и структурируя жизненное пространство, человек осваивает прежде всею свой жизненный мир, который представляется областью потенциально возможного, перемещая то что содержит жизненный мир в сферу актуального человек создает свое жизненное пространство. Этот процесс, по сути, постоянный и диалогичный, человек ведет диалог со своим жизненным миром. Жизненное пространство предоставляется человеку как пространство для его самоосуществления.
Путь преобразования потенциального содержания жизненного мира в актуальное содержание жизненного пространства дает человеку возможность конструировать альтернативы личностного саморазвития, ориентируя ресурсы на поддержание существующих границ жизненного пространства или на их изменение (сужение, расширение).