Взаимодействие природы и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:54, реферат

Краткое описание

В данной работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть взаимодействия природы и общества, а именно:
– дефиниции общества;
– экология и экологический детерминизм;
– естественные и исторические условия жизнедеятельности общества;
–демография и демографический детерминизм;
– технология и технологический детерминизм;
– рассмотреть что значит человек – социальное;
– основные социологические подходы к решению вопроса о соотношении природного и социального;
– географические условия социальной жизни;
– особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни;
– начало социальной жизни.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат из социологии.docx

— 69.47 Кб (Скачать документ)

Взять хотя бы известные  тезисы – человек как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей. Ведь в этом случае социальная жизнь предстает как некий «театр теней», как передвижение своеобразных символов, в которых пересекаются кем-то навязанные функции, отношения. В результате личность уподобляется бездумному роботу, автоматически реагирующему на требования какого-то неодушевленного монстра. Подобная личность-робот не способна ни сомневаться, ни выбрать собственный, никем не проторенный путь своего движения в социуме и т.д. В рамках этой традиции, но в других ее вариантах, («социологизм») из социального бытия человека стремятся выхолостить плотское, чувственное, социальное предстает как некая неживая действительность, подчиняющаяся особым законам особой природы.

«Социологизм» с особой последовательностью  проявился в позиции Э.Дюркгейма, который, в частности, сделал любопытную попытку найти чуть ли не основной фактор социальной жизни в демографической структуре. Он оперирует понятиями объема и плотности населения. Их изменения порождают изменения и во взаимосвязях людей, идет разделение труда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нельзя отрицать оригинальность и глубину такой постановки вопроса. Как и то, что, например, организация политической власти, эволюция и отбор эффективных институтов демократии тоже меняются в зависимости от объема плотности и территориальной расселенности населения. Но, на наш взгляд, это лишь иллюзия, что в этом случае удается выделить химически чистое социальное бытие без каких-либо «примесей» живого начала человеческого существования.

Если бы можно было социальные процессы анализировать крайне формально, сугубо математически, отвлекаясь от того, что это процессы взаимодействия живых, наделенных чувствами, разумом людей, – то почему бы не создать математическую формулу поведения людей? В этой формуле, если следовать логике Э.Дюркгейма, можно было бы рассчитывать траекторию человеческих деяний на основе соотношения, например, количества людей и величины территории. Но, к сожалению, а скорее, к нашей радости, таких формул нет и вряд ли будут. Все практические формы устройства социальной жизни органически пропитаны чувствами, желаниями людей, учитывают их как данность. Возьмем, к примеру, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Разве не возможные человеческие «грехи», в том числе «жадность» человека до власти, субъективизм и т.д. побудили к утверждению данного цивилизованного принципа политических сдержек и балансов.

В чем же существо, на наш  взгляд, социологического видения человека? Речь идет не о поиске «золотой середины» между билогизаторской и социологизаторской тенденциями, а об акценте на биосоциальной природе человека. Говоря словами К.Яспёрса, в качестве чувственного существа человек – «высший из животных, в качестве духовного – низший из ангелов, но он не животное и не ангел, хотя и родственен обоим частью своего существа; перед обоими у него есть преимущество, поскольку он обладает тем, чего лишены те и другие.

Биосоциальность создает  особый мир, особую целостность, с одной стороны, способную чувствовать, переживать, хотеть, быть неодолимой, иметь силу жизненной необходимости. А с другой стороны, действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость, не только (и не столько) от утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного, в нем навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа. Социальное, чему мы специально посвятим один из ближайших разделов, – это качественно новое состояние жизни, ее регуляции.

Для анализа социального  требуется ответить на вопрос; как социальное вырастает и связано с природными, живыми началами человека? Выявляется несколько аспектов изучения проблемы: первый из них, если так можно выразиться, внешний, он акцентирует наше внимание на сопряженности социальной жизни с условиями внешней природно-географической среды. Ведь, будучи частью природы, человек, его социальное бытие, оказываются зависимыми от природных условий. В чем эта зависимость, как сна проявляется?

Два других фиксируют наше внимание на внутренних, внутричеловеческих природных предпосылках и началах развития социального[3, C. 69].

 

2.2 Географические  условия социальной жизни

 

Проанализируем различные аспекты влияния природно-географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни, на формы организации последней.

1) прежде всего, обратим внимание на то, что есть определенный минимум природно-географических условий, необходимый для успешного развития человека. За границами этого минимума, этих рамок социальная жизнь как таковая или вообще невозможна или же носит вполне определенный характер (малые народы Севера), как бы замерев на определенном этапе своего развития, соответствующим образом организованы и социальные связи, (социальные структуры). Цивилизованные формы жизни человека, например, в условиях глубокой мерзлоты почв, возможны (и пока неизвестно, на сколь длительный срок) лишь за счет использования современных орудий труда, транспортных средств и т.д., изобретенных и произведенных человеком, но в иной природно-географической среде.

2) характер занятий, тип хозяйственной деятельности, то, что производит, чем питается человек, какие усилия требуются ему, чтобы обеспечить себя необходимым, – все это существенно зависит от того, живет ли человек в бескрайней тундре Севера Евразии или в степях Украины, в пустынях Африки или плодородных долинах Луары. Давно обращалось внимание на то, как влияет климат на работоспособность, энергичность людей. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат, наоборот, требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни.

Или возьмем почвы. Их плодородие (тем более в сочетании с благоприятным климатом.) создает условия для прогресса народа, на них проживающего, что влияет на темпы развития экономики, общества в целом; зажиточность опосредованно сказывается на традициях, обычаях, менталитете народа. И наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, по крайней мере, оно достается в этом случае гораздо большей ценой, эффективность прилагаемых усилий снижается.

Не меньшее значение имеет  рельеф местности. Он не только в достаточно глубоких и опосредованных формах влияет на восприятие человеком пространства, на ощущения ритма жизни. (Последнее проявляется, в частности, в быстрых и стремительных плясках горцев, проживающих на берегах бурных рек и среди высоких гор). Географический рельеф, наличие гор, рек, пустынь могут стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я.Щепаньский, вслед за П.Сорокиным, считал, что «можно утверждать, что демократические системы развились в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная абсолютистская власть».

3) вместе с тем, что в пределах географической зоны, благоприятной для социальной жизни, обнаруживаются новые связи. Нередко народы, живущие в менее благоприятных условиях (но в пределах зоны, благоприятной для социальной жизни), вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Культура этих народов выгодно отличается трудолюбием, настойчивостью, сплоченностью и т.д. В качестве природного фактора, создающего внешнее принуждение к развитию аккуратности, настойчивости, бережливости может стать отсутствие свободных земель, что ощущалось в Западной Европе еще с XIII века. (Затем эти качества как культурные ценности проявились в протестантизме). И наоборот, немало народов, проживающих в благоприятных условиях, оказываются «изнеженными», в их традициях в меньшей степени делается акцент на настойчивости, сплоченности.

4) таким образом, можно сказать, что природно-географические условия сыграли и играют немалую роль в социальной жизни. И не только в смысле возможности ее возникновения. На этапе в особенности первоначального развития различных социумов географическая среда наложила достаточно ощутимый отпечаток на культуру того или иного народа как в ее хозяйственно-экономических, политических аспектах, так и духовно-эстетических.

Данные элементы культуры – своеобразные духовные «отпечатки» географической среды - переплетались и с другими «отпечатками» природы, прежде всего, генетическими. Последние объясняются, в частности, тем, что у различных народов, подрас, рас по-разному могут распределяться, например, типы темперамента, другие нейродинамические характеристики. Вырабатывавшиеся нормы культуры, образцы поведения так или иначе, но привязывались к доминирующим типам нейродинамических процессов, выражали их и соответствовали им. У народов, представители которых, как правило, обладают высокой степенью эмоциональной возбудимости (вспыльчивости), вполне естественно будут определенное своеобразие в критериях вспыльчивости и, соответственно, в формах социального контроля за поведением.

Тем самым природно-географические и природно-генетические факторы, взаимодействуя друг с другом, подчас причудливо, сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Причем, природные «отпечатки» в культуре, переплетаясь с «отпечатками» исторического опыта, сотрудничества с другими народами и т.д., впоследствии получат ощутимую автономность, способность к воспроизводству независимо от географических условий. Обретя свойство культуры, а вместе с тем свойство устойчивости развития как целостности, способность к передаче от поколения к поколению, географические отпечатки в культуре могут проявляться через много поколений и в совершенно другой, казалось бы, природной среде.

5) по мере развития человека как социального субъекта способность географического фактора непосредственно влиять на социальную жизнь существенно ослабевает (хотя опосредованно, через культуру, сохраняется в большей мере, чем мы думаем). Человек создает собственную нишу, которая, благодаря науке, технике, культуре и, самое главное, благодаря таким социальным изобретениям человека как социальные институты, существенно усиливают свою автономию от географической среды.

Доказательств этому множество. Как часто социальное устройство, культура народов-соседей, живущих в аналогичных природно-географических условиях, имеющих единые этнические корни, существенно, а подчас и принципиально, отличаются. Наглядным свидетельством тому являются социокультурные различия двух семитских народов: арабов и евреев. Подобное можно обнаружить и у тюркских, славянских народов. Ощутимые различия вызваны как историческим опытом этих народов, приобщением к той или иней социальной суперсистеме, так и в способности народов выделять из своей среды лидеров, ведущих свой народ вперед, и поддерживать их, и в готовности народов объединиться вокруг социальной (национальной) идеи и т.д.

Все это – свидетельства собственного социального творчества людей – решающего фактора развития социума.

6) но не следует абсолютизировать роль социокультурной автономии социума от географической среды. Она всегда будет ограничена, ее границы пролегают в рамках ниши, которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушать ее основных экосвязей. И один из важнейших критериев жизнедеятельности культуры, системы социальных институтов общества в том, насколько они позволяют проявиться активности, автономности человека, не «выпустив» их за рамки этой ниши. Насколько общество устроено таким образом, чтобы люди не могли нарушить гармонию человека как биосоциального существа с природой. Это особенно важно сегодня, в условиях нарастающего экологического кризиса[3, C. 71].

 

2.3 Особенности  биологии человека как предпосылка  социальной жизни

 

Биологические особенности  человека проявляются в двух аспектах:

– как биологические особенности человечества, сделавшие возможной (и необходимой?) социальную жизнь;

– как биологические особенности конкретного человека, индивида, влияющие на индивидуальность личности.

В данном случае мы остановимся  на первом аспекте, анализе непосредственных предпосылок возникновения особого типа живых существ – человека как социального субъекта, – создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущим поколением, т.е. предпосылок социализации, культуры и т.д.

1 прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая лучше охватить взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда; не говоря уже о цепких руках с противопоставленным большим пальцем, которые могут выполнять сложные и тонкие операции и функции. Сюда же надо отнести и взгляд, направленный вперед, а не со стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи, произнесению определенного количества дифференцированных звуков.

2 можно отметить и еще одну группу биологических специфически человеческих свойств. К ним следует отнести длительную зависимость от родителей, а, следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и полового созревания, что делает возможным негенетическую передачу большого объема знаний, навыков, накопленных предыдущими поколениями людей. Значение этой предпосылки трудно переоценить. Социальный опыт, достижения не фиксируются в генах. Человек «топтался» бы на одной из самых примитивных ступеней эволюции, ибо каждое новое поколение людей начинало бы сначала. Достаточная длительность срока опеки взрослых, имея в своей основе биологическую причину, становится условием социальной преемственности, преемственности культуры.

Устойчивость сексуального влечения на формы семьи, ее стабильность, что создает дополнительные благоприятные  условия передачи опыта от поколения  к поколению на основе кровнородственных  связей.

3 и еще одна очень важная, как представляется, группа биологических особенностей человека. Новорожденный младенец существенно отличается от детенышей животных: его органы чувств достаточно развиты, вес мозга и тела значительно больше, чем у обезьян. И при всем том его можно считать едва ли не преждевременно родившимся, настолько он беспомощен. Он не может ни стоять, ни бегать. В течение первого года жизни человека созревают те функции, которые у сосунков животных формируются еще до рождения. Человек живет в первый год своей жизни уже в мире, хотя если сравнивать его с детенышами животных, он как будто должен был бы еще формироваться в утробе матери. Так, его спинной хребет обретает форму только тогда; когда он научается прямо держаться и стоять. Можно сказать, что тогда как животные рождается с уже сложившимся, жестко функционально ограниченными способностями, инстинктами, импульсами, потребностями, человек обретает свойственную ему форму существования (в социальном мире) а открытом взаимодействии с самими людьми.

Информация о работе Взаимодействие природы и общества