Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:07, реферат
Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.
В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.
Введение
1. Основные понятия и история возникновения субкультур
2. Эмпирическое исследование молодежных субкультур
2.1 Методология исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложения
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы, панки и готы. Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами и диджеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, и реперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.
Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам - отрицательно? Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.
Многие, а точнее 70% опрошенных, считают, что субкультуры делятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако, не редко испытуемые затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Почему? Возможно, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляют деятельность каких-то объединений. А может у подростка есть знакомые, представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а к другому - плохо. Кроме того, вероятно, кто-то не мог разделить личные отношения к представителю, и деятельность этой организации. А часть респондентов могла просто полениться выполнить разделение.
И все же, как разделили неформальные объединения наши респонденты? Мы посчитали все положительные и отрицательные выборы по каждой субкультуре с учетом знака и путем их сложения получили для каждой индекс позитивности/негативности. Итак, по мнению, жителей города Полярного самым деструктивным поведением отличаются скинхеды (их индекс - 61), следующими в черном списке значатся панки (индекс - 43), далее готы (- 15) и т.д. Лидерами в позитивном списке стали экстрималы (+36), затем диджеи (+35), затем реперы (+26) и т.д.
В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными» (235 выборов, против 225-ти). Субкультур деструктивным поведением выделено меньше, и в основном все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах представленных на диаграмме. Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательные характеристики субкультур, которые анализировались выше.
Анализируя оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, в пределах от -7 до +7 баллов, я столкнулась с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0». (61 подросток, примерно каждый второй). Один класс продемонстрировал негативное отношение к представителям субкультур (- 19.5 баллов, ср.=-0,8).
В классах, где был высок процент неформальной молодёжи, обычные их сверстники, как раз оценивали своё отношение к тем, кто является представителем субкультур в основном положительно, хотя и выражали негатив по отношению к самим неформальным объединениям. Может кто-то просто не знает, что его одноклассник причисляет себя к той или иной группе неформалов, а, возможно, мы становимся более терпимыми по отношению к этим людям, когда больше общаемся с ними, лучше узнаем их и видим, что между нами больше сходств, чем различий. Подсчитав оценки, я увидела, что в среднем отношение к представителям неформальных объединений среди молодежи положительно.
Кроме того, сами представители молодежных объединений гораздо реже выражали свое безразличие к себе подобным. Значит, не смотря на то, что не все субкультуры живут в мире и согласии друг с другом, они, по крайней мере, не безразличны друг другу. Я проверила это предположение с помощью углового преобразования Фишера. Сначала я вычислила процентные доли молодых людей оценивших свое отношение к представителям субкультур в 0 баллов среди неформалов и среди обычных подростков. Затем вычислила угловое преобразование Фишера. Расчеты я проводила по следующей формуле:
, где
φ* - эмпирическое значение углового преобразования Фишера.
φ1 - угол соответствующий большей процентной доле.
φ2- угол соответствующий меньшей процентной доле.
n1 - колличество наблюдений в выборке 1.
n2 - колличество наблюдений в выборке 2.
φэмп = 2.6 φэмп > φкр. Полученное значение находится в зоне значимости. То есть гипотеза подтверждается статистически.
Затем я предположила, что представители субкультур склонны более позитивно относиться к себе подобным. С помощью процедуры описанной выше: φэмп = 2.1
Это значение соответствует зоне неопределенности, значит мы не можем с уверенностью утверждать, что члены молодежных субкультур лучше относятся к представителям молодежных неформальных объединений вообще, чем их обычные сверстники. Хотя сравнение на глазок несомненно привело бы к такому выводу (см диаграмму).Родители относятся к неформальной молодёжи положительно, ведь среди них есть и те, кто в юности был неформалом, таких 28%, а у кого-то дети, относятся к определённой субкультуре, и родители одобряют это, из 14%.
Среди учителей так же встретились те, кто когда-то считался неформальной молодёжью, их доля 37%. У 12% в классе были или есть неформальная молодёжь. 25% одобряют это, а 12%- нет. Учителя относятся к представителям субкультур также в основном положительно.
Выясняя с помощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, мы выделили со слов опрашиваемых восемь основных причин, которые предлагаем в нисходящем по значимости порядке.
Приобретение новых друзей с общими интересами.
От скуки.
Самовыражение.
Просто нравиться.
Скромные, непонятые ищут поддержки.
Мода, за компанию.
Ищут новые ощущения.
По глупости.
Таким образом, по нашим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе). Некоторые из выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление к защищенности, подражание, группирование, эмоциональная насыщенность общения), некоторые нет.
Многие исследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, что подростков в неформальные объединения толкают непринятие их формальными, классными коллективами. Для проверки этого утверждения мы провели в шести классах из всех школ города социометрическое исследование.
В результате социометрии выяснилось, что среди неформальной молодежи не только не больше процент отверженных (10% неформалов, против 15% их сверстников). Но и выше процент лидеров (17% неформалов и 11% их сверстников). Правда, проверив эти различия математическим путем, я выяснила, что они не достигают уровня статистической значимости. То есть мы не можем утверждать, что членами субкультур становятся лидеры формальных коллективов.
Но и гипотеза о непонятности и отверженности тех, кто вступает в неформальные субкультуры, на выборке города полярного не подтвердилась. Возможно потому, что исследования которые мы изучали, были сделаны несколькими годами раньше, а с тех пор ситуация могла измениться. Вероятно, сначала в неформальные объединения действительно отпочковывались, непонятые и не признанные обществом люди, к которым относились как к чудакам. Но сегодня отношение к представителям субкультур более позитивное и в их состав входят яркие, неординарные люди, не боящиеся выражать себя.
Одной из целей нашего исследования было сравнение уровней агрессивности у подростков, относящих и не относящих себя к субкультурам. Для диагностики агрессивности я использовала опросник Басса Дарки, который включает в себя восемь шкал, а так же измерение индекса враждебности (сумма индексов обиды и подозрительности) и индекса агрессивности (сумма индексов физической агрессии, раздражительности и вербальной агрессии). Он состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает да или нет. Из всех испытуемых я выделила две группы по восемь человек (первая группа - это представители различных субкультур: панки, меломаны, эмо, рэперы, готы, экстремалы; вторая - обычные подростки).
Высчитав средние баллы групп по каждой шкале, я получила следующие результаты.
Названия шкал |
Средний балл группы неформальных подростков |
Средний балл группы подростков, не причисляющих себя к субкультурам. |
Физическая агрессия |
9 |
6 |
Косвенная агрессия |
5 |
6 |
Раздражительность |
7 |
7 |
Негативизм |
4 |
4 |
Обида |
5 |
5 |
Подозрительность |
6 |
6 |
Вербальная агрессия |
9 |
10 |
Чувство вины |
5 |
7 |
Итого |
50 |
51 |
Индекс враждебности |
11 (высокий) |
11 (высокий) |
Индекс агрессии |
26 (высокий) |
24 (крайняя норма) |
По большинству шкал обе группы набрали равные баллы или имеют незначительные различия. Индекс агрессивности незначительно выше у неформалов. Кроме того, в этой группе преобладает индекс физической агрессии. Однако статистически достоверных различий по этому показателю обнаружить не удалось (использовался критерий Манна-Уитни, Uэмп.>Uкр.). Следовательно, мы можем только предположить, что члены субкультур более склонны к физической агрессии, чем их сверстники. Индекс враждебности оказался завышенным у обеих групп. Что говорит о том, что подростки склонны критически и негативно оценивать все происходящее. Однако у первой группы ниже показатели по чувству вины.
Это может означать, что подростки первой группы вероятно менее склонны ощущать угрызения совести или считать, что поступают неверно, являются плохими людьми. Возможно, принадлежность к субкультурам позволяет нивелировать чувство вины подростков. М. В. Розин полагает, что демонстративное поведение позволяет участникам субкультуры воздействовать на свое собственное сознание: уменьшать остроту внутренних конфликтов, совершать замещающие действия по реализации тех или иных мотивов.
Однако, отмечает Розин, многие ребята, приходя в молодежную субкультуру, эффективным образом удовлетворяют свои нормальные потребности - после выхода из движения они, как правило, уже не страдают подростковыми комплексами: не "бунтуют" по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поток приключений - все это остается в прошлом.
Затем в тех же группах я раздала вопросник Г.Н. Казанцевой «Общая самооценка», так как предполагала, что молодые люди могут тянуться к неформальным молодежным объединениям, чтобы повысить свою самооценку. Самооценка измерялась в диапазоне от -10 до +10. Средний балл и в той и в другой выборке находился в пределах средней самооценки. Однако количественные показатели у группы неформалов несколько выше (средний балл первой группы - 2,38, средний балл второй группы - 1,75 балла). Таким образом, можно говорить только о тенденции к росту самооценки и представителей молодежных субкультур.
Итак, сформулируем ряд выводов:
В целом отношение общества к представителям молодежных субкультур снисходительно безразличное.
В настоящее время подростки больше осведомлены о субкультурах, больший интерес мои вопросы вызывали и у учителей. Многие родители отвечали на вопросы анкеты формально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.
Стереотипы отношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомых людей. Если мы не знаем человека, но видим что он относится к определённой субкультуре, мы, имея негативное отношение к именно этой субкультуре, будем относиться негативно, и непосредственно к этому человеку, а не зная того, что он причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к нему положительно.
Принадлежность подростков к субкультурам может способствовать повышению их самооценки.
Вступление подростков в субкультуры не зависит от их статуса в формальных группах (в классах).
Заключение
Присоединение к неформальной группе - нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.
Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.