Социология Пьера Бурдье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 04:23, реферат

Краткое описание

Пьер Бурдье - один из крупнейших французских социологов, близкий по своим взглядам к неомарксизму. Его работы посвящены социологии власти и политики, социальной стратификации общества и «символических капиталов» различных групп, искусства и массовой культуры.

Содержание

Введение 2
Базовые понятия П. Бурдье: социальный агент и габитус 3
Общество как социальное пространство 5
Социальные поля П. Бурдье и их свойства 9
Заключение 12
Список литературы 13

Прикрепленные файлы: 1 файл

4. Бурдье.docx

— 31.67 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА «ПОЛИТИЧЕСКИЙ И БИЗНЕС PR И РЕКЛАМА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черных Анна Юрьевна

СОЦИОЛОГИЯ ПЬЕРА БУРДЬЕ

 

Реферат по истории социологии

студентки 2-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Романовский Н. В.

доктор исторических наук,

профессор

                                  


 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2012

Оглавление

  1. Введение 2
  2. Базовые понятия П. Бурдье: социальный агент и габитус 3
  3. Общество как социальное пространство 5
  4. Социальные поля П. Бурдье и их свойства 9
  5. Заключение 12
  6. Список литературы 13

 

 

Введение

 

Пьер Бурдье - один из крупнейших французских социологов, близкий по своим взглядам к неомарксизму. Его работы посвящены социологии власти и политики, социальной стратификации общества и «символических капиталов» различных групп, искусства и массовой культуры.

Многими учеными отмечается огромный вклад  Бурдье в понимание общества: для него характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые методы, в исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применял к изучению таких разнообразных социологических объектов как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука, литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык, жилище, интеллектуалы и государственная «верхушка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовые понятия  П. Бурдье: социальный агент и габитус

 

Для социологических  взглядов Бурдье характерны два основных, базовых понятия: социальный агент и габитус.

Понятие социального агента Бурдье вводит в противоположность субъекту и индивиду, чтобы отойти от структуралистского и феноменологического подходов к изучению социальной реальности. Он подчеркивает, что понятие «субъект» используется в широко распространенных представлениях о «моделях», «структурах», «правилах», когда исследователь как бы встает на объективистскую точку зрения, видя в субъекте марионетку, которой управляет структура, и лишает его собственной активности. В этом случае субъект рассматривается как тот, кто реализует сознательную, целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу. Агенты же у Бурдье «не являются автоматами, отлаженными как часы в соответствии с законами механики, которые им неведомы». Агенты осуществляют стратегии - своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. Бурдье предлагает в качестве основы для объяснения практики агентов не теоретическую концепцию, построенную для того, чтобы представить эту практику «разумной», а описывает саму логику практики через такие ее феномены, как практическое чувство, габитус, стратегии поведения.

Понятие габитуса позволяет Бурдье преодолеть ограниченность и поверхностность структурного подхода и излишний психологизм феноменологического. Габитус (habitus) - системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, то есть в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства. Проще говоря, габитус — это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Габитус - продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обусловливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действия, гарантирует «правильность» практик и их постоянство во времени более надежно, чем все формальные правила и открыто выраженные нормы. Такая система предрасположенностей - принцип преемственности и регулярности, который позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации.

Габитус, по Бурдье, есть порождающий принцип, в соответствии с которым объективно классифицируется практика, и принцип классификации практик в представлениях агентов. Отношения между этими двумя процессами определяют тип габитуса: способность продуцировать определенный вид практики, классифицировать окружающие предметы и факты, оценивать различные практики и их продукты. (то, что обычно называют вкусом), что также находит выражение в пространстве стилей жизни агентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество как  социальное пространство

 

По мнению Бурдье, социальное пространство имеет двойственную природу, оформляющие общество структуры существуют в двух ипостасях.

Во-первых, как «реальность первого порядка», данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей («виды капитала» по Бурдье).

Во-вторых, как «реальность второго порядка», существующая в представлениях, в схемах мышления и поведения, как символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений социальных агентов.

Таким образом, социология должна действовать, исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время  биологическими индивидами и социальными  агентами, конституированными как таковые  в отношении и через отношение  с социальным пространством (с полями). Как тела и биологические индивиды, люди помещаются в определенном пространстве и занимают одно место. Они не обладают физической способностью вездесущности, которая позволяла бы им находиться одновременно в нескольких местах. Место, может быть определено как  «локализация», позиция или ранг в порядке. Занимаемое место может  быть определено как площадь, поверхность  и объем, который занимает агент  или предмет, его размеры или  его габариты.

Физическое  пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его  частей, в то время, как социальное пространство — по взаимоисключению (или различению) позиций. Социальные агенты помещены в некое место социального пространства, которое может быть охарактеризовано через его релятивную позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. Социальное пространство стремится преобразоваться в физическое с помощью, например, искоренения или депортации некоторых нежелательных людей.

Социальное  деление, объективированное в физическом пространстве, функционирует одновременно как принцип видения и деления, как категория восприятия и оценивания, то есть, как ментальная структура. Именно посредством такого воплощения в структурах присвоенного физического  пространства, приказы социального  порядка и призывы к негласному порядку объективной иерархии превращаются в системы предпочтений и в  ментальные структуры.

Социальное  пространство, таким образом, вписано  одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры.  Социальное пространство как таковое  предрасположено к тому, чтобы  позволять видеть себя в форме  пространственных схем.

Социальное  пространство - это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться  в нем более или менее полно  и точно. Физическое пространство - это социальная конструкция и  проекция социального пространства, социальная структура в объективированном  состоянии, объективация и натурализация  прошлых и настоящих социальных отношений.

Социальное  пространство абстрактно, конституировано  ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.),  Реализованное физически  социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями  присвоения этих более или менее  значительных благ и услуг.

Способность господствовать в присвоенном пространстве, главным образом за счет присвоения (материально или символически) дефицитных благ, которые в нем распределяются, зависит от наличного капитала. Обладание  капиталом обеспечивает, помимо физической близости к дефицитным благам, присутствие  как бы одновременно в нескольких местах благодаря экономическому и символическому господству над средствами транспорта и коммуникации.

Бурдье пишет: «Прежде всего социология представляет собой социальную топологию. Так, можно изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированных совокупностью действующих свойств в рассматриваемом универсуме, т.е., свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме. Агенты и группы агентов, таким образом, определяются по их относительным позициям в этом пространстве».

Говоря  о позиции агентов в пространстве, Бурдье подчеркивает тот аспект, что социальное и физическое пространства невозможно рассматривать в «чистом виде»: только как социальное или только как физическое. Социальное пространство – это воплотившаяся физически социальная классификация: агенты «занимают» определенное пространство, а дистанция между их позициями - это тоже не только социальное, но и физическое пространство.

Таким образом, общество как «реальность первого  порядка» рассматривается в аспекте  социальной физики как внешняя объективная  структура. Субъективная же точка зрения на общество как на «реальность второго  порядка» предполагает, что социальный мир является «контингентным и протяженным  во времени осуществлением деятельности уполномоченных социальных агентов, которые  непрерывно конструируют социальный мир  через практическую организацию  повседневной жизни».

Бурдье предлагает для анализа социальной реальности социальную праксеологию, которая объединяет структурный и конструктивистский (феноменологический) подходы. Так, с одной стороны, он дистанцируется от обыденных представлений с целью построить объективные структуры (пространство позиций) и установить распределение различных видов капитала, через которое конституируется внешняя необходимость, влияющая на взаимодействия и на представления агентов, занимающих данные позиции. А с другой, вводит непосредственный опыт агентов с целью выявить категории бессознательного восприятия и оценивания (диспозиции), которые «изнутри» структурируют поведение агента и его представления о занимаемой им позиции.

 

Социальные поля П. Бурдье и их свойства

 

Социальное  пространство включает в себя поля, где агент может занимать позиции  одновременно в нескольких из полей. Поле, по Бурдье, - это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают.

Поле  есть место отношений сил и  борьбы, направленной на трансформацию  этих отношений и, как следствие, это место непрерывного изменения. Связность, которую можно наблюдать  в определенном состоянии поля, ее внешнее проявление как ориентации на какую-то одну определенную функцию  являются продуктами конфликта и  конкуренции.

Поле  не имеет частей, составляющих. Каждое субполе имеет свою собственную логику, свои правила, свои специфические закономерности. Каждое поле конституирует потенциально открытое пространство игры, ограничения которого есть динамические границы, являющиеся ставками в борьбе внутри самого этого поля.

При одновременном  рассмотрении поля представляют собой  структурированные пространства позиций, которые и определяют основные свойства полей. Анализируя такие различные поля, как, например, поле политики, поле экономики, поле религии, Бурдье обнаруживает неизменные закономерности их конституирования и функционирования: автономизация, определение «ставок» игры и специфических интересов, которые несводимы к «ставкам» и интересам, свойственным другим полям, борьба за установление внутреннего деления поля на классы позиций (доминирующие и доминируемые) и социальные представления о легитимности именно этого деления. Каждая категория интересов содержит в себе индифферентность к другим интересам, к другим инвестициям капитала, которые будут оцениваться в другом поле как лишенные смысла. Для того, чтобы поле функционировало, необходимо, чтобы ставки в игре и сами люди были готовы играть в эту игру, имели бы габитус, включающий знание и признание законов, присущих игре.

Как уже  было рассмотрено, в теории можно  сравнивать социальное пространство и  географическое пространство, внутри которого выделяются области. Это пространство сконструировано таким образом, что агенты, группы или институции, размешенные в нем, имеют тем  больше общих свойств, чем более  близки они в этом пространстве, и тем меньше, чем более они  удалены друг от друга. В реальности пространственные и социальные дистанции  не совпадают.

Социальное  пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или  соседние позиции, находятся в сходных  условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики. Представления агентов меняются в зависимости от их позиции (и связанных с ней интересов) и от их габитуса, взятого как система схем восприятия и оценивания. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные, но они воспринимаются непосредственно как таковые только теми агентами, которые владеют кодом, схемами классификации, необходимыми для понимания их социального смысла.

Восприятие  социального мира есть продукт двойного структурирования. Со стороны объективной  оно социально сконструировано, поскольку свойства, присущие агентам  или институциям предстают в  сочетаниях, имеющих неравную вероятность, например, у обладателей изящной  речи больше шансов быть увиденными в  музее, чем у тех, кто ею не владеет. Со стороны субъективной оно структурировано  в силу того, что схемы восприятия и оценивания, в особенности те, что вписаны в язык, выражают состояние отношений с символической властью.

Информация о работе Социология Пьера Бурдье