Психологический контакт в следственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего работы заключается в выявлении особенностей психологического контакта следователей в условиях проведения допроса.
В соответствии с поставленной целью. Ее достижение предполагало решения ряда следующих задач:
- проанализировать понятие психологический контакт в следственной деятельности;
- рассмотреть психологические и тактические особенности допроса участников уголовного процесса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психологический контакт в следственной деятельности 5
1.1 Психологический контакт в следственной деятельности 7
1.2 Пути установления психологического контакта 7
1.3 Логическое управление процессом допроса 10
ГлаваII. Психологические и тактические особенности допроса
участников уголовного процесса 15
2.1 Допрос свидетеля 15
2.2 Допрос потерпевшего 16
2.3 Допрос подозреваемого 18
2.4 Допрос обвиняемого 20
2.5 Допрос несовершеннолетних участников следственных действий 25
Заключение 29
Библиографический список 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

психологический контакт в следственной деятельности.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     Если в ходе допроса следователь обнаружит, что отдельные события допрашиваемым забыты, то надо помочь ему восстановить забытые факты, чему способствуют следующие тактические приемы.

1. Допрос в разных  планах.

Допрашиваемого просят рассказать об интересующем следствие  событии, подробно и последовательно  повторить показания, начать с середины излагаемого факта, с конца события  или вспомнить лишь отдельные  его эпизоды. Повторение показаний  с различных стадий повествования рассчитано на то, что допрашиваемый, напрягая свою память, при повторном рассказе вспомнит дополнительные обстоятельства и внесет уточнения в свой первоначальный рассказ.

2. Допрос о фактах, сопутствующих преступлению.

При этом проводится беседа с допрашиваемым об обстоятельствах, хотя и не имевших прямого отношения к делу, но смежных с ним по времени и месту происшествия. Здесь большую роль играют ассоциации: по сходству; по смежности, когда устанавливаются пространственные и временные отношения между предметами, явлениями; по контрасту - припоминание какого-нибудь факта, предмета, вызывающего воспоминание о другом факте или предмете, отличающемся прямо противоположными признаками; причинно-следственные, при которых факты и предметы вспоминаются как следствия или, наоборот, как причины следствий.

3. Предъявление вещественных  доказательств.

Процесс вспоминания  опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственные зрительные ощущения, в значительной степени оживляющие память. Допрашиваемый, узнав предмет, который видел в момент преступления, вспомнит детали, связанные с ним, а заодно и с данным событием.

4. Допрос на месте  события.

В этом случае допрашиваемому оказывается помощь в восстановлении и оживлении в памяти определенных событий путем, повторного их восприятия. Однако производство допроса на месте совершения преступления вызывает определенные организационные трудности.

5. Проведение очной  ставки.

Это способствует оживлению  памяти, заставляет вспомнить события, связанные с данной личностью. При решении вопроса о порядке и условиях проведения очной ставки следует принять меры к недопущению оказания психического воздействия ее участников друг на друга, так как вместо ожидаемого положительного результата может произойти обратное.

6. Ознакомление допрашиваемого  с показаниями других лиц.

Здесь нужно соблюдать  следующее правило: допрашиваемый  знакомится не со всеми показаниями  того или иного лица, а только с той их частью, которая будет  способствовать оживлению его памяти. С этой же целью допрашиваемому можно напомнить его прежние показания. Но это не должно принимать форму подсказки и делается лишь после того, как он дал новые показания, противоречащие предыдущим.

      Иногда допрашиваемые, чтобы заполнить пробелы в памяти, дополняют показания на основе логики и воображения в соответствии со своими обычными представлениями о нормальном ходе вещей. Следует также иметь в виду, что допрашиваемый, не припомнив факта, о котором его спрашивает следователь, может дать неверные ответы не из желания обмануть, а просто потому, что не в силах вспомнить забытое. Свидетель дает воспринимаемым событиям свою нравственную оценку, субъективно окрашивает их, в чем наглядно убеждаешься при допросе нескольких свидетелей, наблюдавших одно и то же событие. Их показания всегда различны в деталях.

      Если в деле имеются доказательства, то следует применить метод прямого логического убеждения в бесполезности ложных показаний. Для этого доказательства анализируют, устанавливают между ними связь, определяют их значение для дела. Этот тип доводов называют логическим. Он основан на доказательствах, факты здесь истинны, логика безупречна, выводы правильны. Задача следователя заключается в последовательном их предъявлении. Доказательства желательно предъявлять по мере нарастания их изобличающей силы, чтобы постепенно привести допрашиваемого к выводу о необходимости дать правдивые показания. Основное назначение вещественных доказательств на допросе - активизация ассоциативных связей у свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого с целью лучшего припоминания обстоятельств, по которым даются показания.

      Более трудно в тактическом отношении проводить допрос, когда имеются подозрения, основанные на косвенных уликах, есть определенная уверенность в виновности подозреваемого, но нет прямых доказательств, которые можно было бы использовать для изобличения. Тактическими приемами, основанными на логике, здесь будут: подробный допрос с последующим анализом показаний для выявления в них противоречий; повторный допрос в иной последовательности; косвенный допрос, постановка встречных и опережающих вопросов. 3

       По групповым делам хорошие результаты дают подробные допросы с сопоставлением показаний допрашиваемых для выявления и демонстрации в них противоречий. Допрашиваемого можно подвести к мысли о том, что в даче правдивых показаний его могут опередить соучастники, и тогда он предстанет перед судом в невыгодном свете. Этот прием эффективен, так как каждый из соучастников боится, что другой признается первым или переложит свою вину на других. Но, пользуясь этим приемом, надо говорить о действиях соучастников не как о факте, а лишь как о возможности их поведений. В противном случае это будет обманом, и допрашиваемый может потребовать очной ставки с соучастником или протокол его допроса.

      Также, если недостаточно прямых доказательств, могут применяться приемы, допускающие создание у допрашиваемого определенных представлений (например, убеждения в том, что у следователя достаточно доказательств, полностью изобличающих его, оставление допрашиваемого в неведении об объеме доказательств). Чтобы создать у допрашиваемого преувеличенное представление об осведомленности следователя, может быть использована информация о прошлом допрашиваемого и его поведении перед вызовом на допрос. Осведомленность следователя об этих фактах логически распространяется допрашиваемым и на обстоятельства совершенного преступления. Широко применяются и такие тактические приемы допроса, как контроль, уточнение, изменение темпа допроса, выжидание, постановка неожиданного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. Психологические и тактические особенности допроса участников уголовного процесса.

2.1 Допрос свидетеля.

      Подготовка к допросу свидетеля включает тщательный анализ материалов дела, уяснение специфики данного допроса, сбор сведений о личности свидетеля, о его отношении к обвиняемому, определение времени и места допроса, способа вызова, составление плана допроса, т.е. обеспечение всех условий, необходимых для его успешного проведения. Из числа выявленных свидетелей надо сделать правильный выбор. Важно тактически правильно определить последовательность допроса свидетелей. Сначала целесообразно допросить тех из них, которые в силу благоприятных условий восприятия события, жизненного опыта или профессиональной подготовки могут более полно рассказать о фактах, интересующих следствие.

      Свидетелей в зависимости от того, дают они правдивые показания или заведомо ложные, принято делить на добросовестных и недобросовестных. Это деление условно, ибо один и тот же свидетель при допросе может дать по одному факту правдивые показания, а по другому - ложные. Кроме того, добросовестный свидетель может заблуждаться и давать показания, не отвечающие действительности. Непроизвольные ошибки - явление частое и подчас незаметное для самого свидетеля.

      Тактические приемы допроса добросовестного свидетеля, искренне желающего дать правдивые показания, направлены на то, чтобы помочь ему как можно правильнее и полнее рассказать то, что он лично наблюдал или слышал, помочь вспомнить забытое. Его показания проверяются и сопоставляются с теми, которые он давал ранее, и со сведениями, имеющимися в других материалах дела.

      Иные тактические приемы избирает следователь для получения правдивых показаний от свидетелей, дающих ложные показания или вообще не желающих их давать. Эти приемы преследуют цель изобличения лжесвидетеля.

       Следователю надо установить причины лжи и запирательства, изобличить такого свидетеля во лжи, получить от него полные и объективные показания. Если он отказывается давать показания, следователь разъясняет вредность такого поведения как для него самого, так и для лиц, проходящих по делу, убеждает дать правдивые показания, объясняет, что правдивые показания способствуют выяснению обстоятельств и в совокупности с другими доказательствами помогают установлению истины по делу. Преодолеть молчание свидетеля и выявить ложь в его показаниях можно путем предъявления ему собранных по делу доказательств, в том числе и оглашением показаний других лиц, а также проведением очных ставок между свидетелями, свидетелем и обвиняемым, чистосердечно раскаявшимся в содеянном. Если свидетель не дает показаний из-за боязни мести со стороны обвиняемого, его родственников, необходимо рассеять эти опасения и принять меры, направленные на охрану свидетеля от постороннего влияния и приведения угроз в исполнение.

2.2 Допрос потерпевшего.

      Показания многих потерпевших перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различно и отношение потерпевших к установлению истины. Наряду со стремлением содействовать установлению истины могут быть и другие мотивы в поведении отдельных потерпевших - от безразличия до прямого противодействия следствию.

При взаимодействии следователя с потерпевшим следует учитывать негативно-эмоциональное состояние последнего, возникшее в результате преступления и его последствий.

      Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги его отражательно-регуляционной сфере.

       В конфликтных ситуациях сужается сознание потерпевшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в 2-3 раза). Грубые физические воздействия, являясь сверхсильными раздражителями, вызывают нарушение психической деятельности. Однако это не означает, что потерпевшие способны лишь дезориентировать следствие. Многие действия, совершенные до преступления, в подготовительной его стадии, запечатлеваются в их памяти. Во многих случаях потерпевшие запоминают приметы и действия преступника. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражении венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.

      Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого - дестабилизация личной психической активности, нарушеность социальной адаптированности, адекватности поведения. Повторное обращение к аффектогенным обстоятельствам может вызвать напряженное психическое состояние, непроизвольный уход от психотравмирующих обстоятельств. Все это требует особой чуткости, тактичности и внимательности со стороны следователя.

      Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших может непроизвольно сформироваться механизм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. 4

       Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предложениями следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняемого и его родственников и друзей. Особенно тщательному психологическому анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекращении дела, которые часто вызываются психическим давлением со стороны заинтересованных лиц. О переходе потерпевшего от правдивых показаний к ложным свидетельствуют, как правило, его психическая напряженность, замкнутость, формальность речевых построений. В этих ситуациях следователь должен понять, кто и каким образом мог оказать психическое давление на потерпевшего, воспроизвести возможный ход рассуждений заинтересованных лиц, показать их несостоятельность.

       В необходимых случаях следователь преодолевает негативное психическое воздействие на подозреваемого со стороны заинтересованных лиц, вызывая их на допрос и предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство потерпевшего к даче ложных показаний или понуждение к даче им ложных показаний.

2.3 Допрос подозреваемого.

       Подозреваемый, задержанный по «горячим следам», психологически не готов к допросу. Нередко подозреваемый допрашивается сразу же после совершения преступления, когда еще не продумана линия поведения. Фактор внезапности при допросе лишает его возможности придумать ту или иную версию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств. Подозреваемый должен быть обыскан и здесь же допрошен о принадлежности найденных у него вещей, предметов, содержании записей. Выяснение этих обстоятельств способствует установлению личности задержанного, раскрытию преступлений, которые не были известны.

Перед допросом следователь  должен уяснить, о каких фактах пока нецелесообразно допрашивать подозреваемого, в отношении каких подробностей следует оставить его временно в  неведении. Это в большинстве  случаев способствует уличению допрашиваемого во лжи. Оставление подозреваемого в неведении не следует смешивать с сообщением ему какой-нибудь неправды. Следователь должен попытаться оценить показания подозреваемого, определить, насколько они соответствуют действительности. Как правило, непричастное к преступлению лицо не только дает развернутые показания по обстоятельствам, послужившим причиной его задержания и подозрений, но и указывает пути их проверки. Подозреваемый же, причастный к преступлению, пытаясь уйти от ответственности, нередко опровергает подозрения с помощью наивных аргументов либо вовсе отказывается давать показания.

Информация о работе Психологический контакт в следственной деятельности