Профессиональные футурологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 00:17, реферат

Краткое описание

Профессиональные футурологи — люди, которые зарабатывают деньги, прогнозируя будущее. Это серьезная профессия, особенно востребованная в наше время.
Предсказывать будущее — на самом деле интересное занятие. Задумываясь о судьбах мира, пытаясь понять, в каком направлении двигается развитие человечества, можно в полной мере проявить творческие способности и талант провидца, тем более что никто не ограничивает вашу фантазию. В наши дни многие люди занимаются этим на профессиональной основе, пишет Wired.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 54.18 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

Введение

Профессиональные футурологи — люди, которые зарабатывают деньги, прогнозируя будущее. Это серьезная профессия, особенно востребованная в наше время.

Предсказывать будущее — на самом деле интересное занятие. Задумываясь о судьбах мира, пытаясь понять, в каком направлении двигается развитие человечества, можно в полной мере проявить творческие способности и талант провидца, тем более что никто не ограничивает вашу фантазию. В наши дни многие люди занимаются этим на профессиональной основе, пишет Wired.

По данным Ассоциации профессиональных футурологов, основанной три года назад, прогнозы будущего становятся все более востребованными по мере того как ускоряются темпы научно-технического прогресса. Сейчас некоторые коммерческие компании и государственные агентства не только обращаются к услугам футурологов, но зачастую даже имеют их в собственном штате. Кое-где работают целые отделы, которые занимаются прогнозированием будущего. Известно, что такие отделы имеются в компаниях British Telecom и IBM, а также в ЦРУ. Многие фирмы нанимают футурологов на должность консультантов.

Поскольку в этой области пока не сложилось никаких профессиональных стандартов, сейчас кто угодно может назвать себя «футурологом». Прогнозы, хотя и делаются на основе реальных статистических и демографических данных, но основаны на их субъективной интерпретации.

Степень разработанности темы: элементы науки о будущем - футурологии - получили свое развитие еще в древнем мире (например, предсказание Фалесом солнечного затмения в 585 году до н.э.). По мере обогащения знания все чаще и чаще предсказывались (и сбывались) события или явления, которые неминуемо состоятся.

Исследование проблем будущего рассматривалось в трудах таких ученых, как З.Бзежинский, Г.Кан, Р.Арон, Б. де Жувенель, Ж.Фурастье, Д.Белл, Э.Тоффлер, Ю.Гальтунг, Дж.Форрестер, Д.Медоус, Р.Хейлбронер, Э.А.Араб-Оглы, И.В.Бестужев-Лада, А.М.Гендин, В.В.Косолапов, В.А.Лисичкин и др.

Цель данной работы: Изучить историю и особенности отечественной школы футурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие футурологии

Футурология (от лат. Futurum – будущее и греч. Λόγος – учение) – прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. 

Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм (Ossip K. Flechtheim) в 1943 году, в письме к Олдосу Хаксли, который с энтузиазмом его принял и ввел в оборот.

Футурология – это изучение истории будущего. История занимается рассмотрением причин и истоков нашей сегодняшней ситуации, а футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.

Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть – рассуждения о том, как «должно быть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки футурологии

Термин «футурология» был предложен в середине 1940-х годов немецким профессором Осипом Флехтхаймом, а как научная дисциплина она сформировалась к 1960-м годам, благодаря усилиям Германа Кана из корпорации RAND и ряда других ученых. Однако будущее интересовало людей задолго до этого, и первые предсказания, которые дошли до наших дней, были сделаны еще в античные времена.

В Античности (VIII в. до н.э. — V н.э.) и в Новое время (XVII– XIX века) основным жанром «футурологии» были утопии в духе «Государства» Платона или «Утопии» Томаса Мора. Они представляли собой проекты идеальных обществ, довольно оторванные от реальности и не привязанные к конкретному месту или времени. Утопии не показывали пути достижения желаемого результата. Их авторам казалось, что достаточно описать идеальное будущее, чтобы оно по этому описанию создало себя само.

В промежутке между Античностью и Новым временем о будущем писали в рамках христианской традиции — в жанре пророчеств и откровений, носивших антиутопический характер и часто предвещавших конец света. Яркий пример пророчеств — предсказания Нострадамуса, основная тема которых — политическое будущее Европы, вплоть до начала астрологической эры Сатурна (2242 год), а откровения — Апокалипсис — второе название последней книги Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова», которая среди прочего описывает многочисленные катаклизмы, которые произойдут перед вторым пришествием Христа. Поэтому часто «апокалипсис» употребляется в качестве синонима конца света или катастрофы планетарного масштаба.

Однако постепенно накапливался опыт не реализации заявленных

катастроф. Трансцендентальное предвидение будущего через откровения дает настолько аморфные предсказания, что их можно привязать к любому событию, но невозможно превратить в конкретный прогноз.

Таким образом, метод откровений оказался несостоятельным в предвидении будущего. Однако у него, как и у утопий, до сих пор есть свои сторонники. Обычно им чужда идея критического анализа источников, а также другие важные составляющие научного метода, при этом свойственны более высокая внушаемость и вера в авторитет. [3;69]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения футурологии

Зарождение футурологии связано с возникновением идеи государственного экономического и политического планирования, прежде всего, в Советском Союзе в 1920-е годы.

Выделение футурологии в отдельную дисциплину произошло после второй мировой войны, когда Советский Союз, страны Европы и получившие независимость страны Африки и Азии начали масштабные проекты восстановления и развития экономики. Для этого им были необходимы методы изучения будущего, постановки общественных целей, экономического и научного планирования. В США футурология стала результатом успешного применения практических методов и инструментов системного анализа и планирования в армии во время войны. И по сей день футурологи в США менее склонны к широким прогнозам, связанным с будущим всего человечества и планеты. [8;90]

В конце 1960-х в мире сформировалась критическая масса футурологов и начался международный диалог о долгосрочных целях человечества. В 1972 году внимание общественности привлёк отчёт Римского клуба «Пределы роста», предупреждающий о последствиях роста населения, увеличения использования ресурсов и экономического роста. Были созданы международные организации футурологов – Всемирная федерация изучения будущего (World Futures Studies Federation) и Всемирное общество будущего (World Future Society).

Футурология начиналась с прогнозирования, попытки предсказать, предвидеть будущее, выявляя тенденции и экстраполируя их, либо используя статистические методы. Но крупные футурологические прогнозы в области энергетики, выполненные подобными методами, не смогли предсказать нефтяной кризис 1973 года.

Из-за этой серьёзной неудачи футурологи перешли от прогнозирования к составлению сценариев, учитывающих, как принято говорить, «мультивариантность будущего», а также стали учитывать не только технологические аспекты, но и, например, более широкую информацию о рынках. Расширение сферы применения методов предвидения (в такие области как образование, медицина, урбанизация, демография, правоохранительная деятельность) привело к необходимости учитывать социальные аспекты, например, влияние технологий на общество.

Футурологи имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики, а некоторые писатели воспринимаются как футурологи или даже выступают с футурологическими статьями (например, Артур Кларк, Станислав Лем).

Разумеется, не все авторы ставили перед собой цель представить возможное будущее человечества. Но если рассматривать авторов «твёрдой НФ», таких как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Олаф Стэплдон, Александр Беляев, Генрих Альтов (Альтшуллер), Станислав Лем и т. д., то количество новых идей и количество сбывшихся предвидений окажутся очень высокими. В 60-е годы Генрих Альтов (создатель ТРИЗ и сам научный фантаст) опубликовал результаты предвидений фантастов: Ж. Верн: 108 прогнозов, из них 10 ошибочных. Г. Уэллс: из 86 прогнозов верными оказались 77. А. Беляев: только 3 ошибки на 50 прогностических фантазий.

Фантасты, зная о тенденциях, предвидят именно качественные скачки в развитии и потому чаще футурологов оказываются правы. [5;218]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История и особенности отечественной футурологии

Первая российская утопия, которую можно назвать социально-технологической, была создана в 1835 году Владимиром Одоевским. Он описал  события 4338-го года в одноименном романе.

Вот как выглядит это будущее. Россия занимает оба полушария

мира, Москва слилась с Петербургом. Люди питаются газами, недостаток ресурсов восполняется поставками с Луны. Лошади вымерли, основным транспортом являются аэростаты. Земле угрожает падение кометы, тепло закачивается на экваторе и по трубам пересылается в более холодные районы. Изобретена «книга, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг», ученые страдают от информационной перегрузки. Описан даже аналог современного «Живого Журнала» — онлайн-дневника.

            Владимир Одоевский как бы предсказал появление Интернета и блогов:  «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

    Ницше высказывал идею о сверхчеловеке, которая стала одним из источников современного трансгуманизма. Альтернативой идеям Ницше стала позиция русских ученых-космистов, в первую очередь Циолковского. Он создал метафору-утопию «лучистого человечества» — людей, осваивающих просторы космоса в новых телах, а также описывает принципы реактивного движения, необходимые для начального этапа развития ракет, тем самым проложив путь к желаемому будущему. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать илы тяготения и распространять жизнь во Вселенной. Циолковского, высказавшего мысль: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!», вдохновляли идеи русского мыслителя Н. Ф. Фёдорова, сформулированные в труде «Общее дело». Именно Фёдоров, мечтающий воскресить всех людей, когда-либо живущих на Земле, впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства.

В 1950-е годы развивается жанр техноапокалипсиса, связанный с осознанием рисков ядерной войны. В 1957 оду И. А. Ефремов написал научно-фантастический роман «Туманность Андромеды», в котором показана впечатляющая панорама будущего на объединенной Земле. Ефремов нарисовал общество, населенное принципиально новыми людьми. Они решили большинство социальныхи технических проблем, перестроили планету, превратив ее в цветущий сад, вышли к звездам, влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость «межзвездной связи».  

А через два года братья Стругацкие ответили ему фантастической

утопической повестью «Полдень, XXII век». Обе эти книги являют собой один из самых привлекательных образов идеального завтра. Повесть «Полдень, XXII век» стала первой в цикле книг, описывающих так называемый мир Полудня. Пожалуй, это одна из немногих утопий, в которой было бы приятно и интересно жить. Здесь разрешен конфликт между потребностью человека в приключениях и созданием идеальной утопии. Однако даже в этой утопии есть КОМКОН-2 (Комиссия по контролю науч-ных достижений), ограничивающий технологии и убивающий людей. И в завершение наступает сингулярность — торжество сверхчеловеческого разума люденов — следующей ступени развития Homo sapiens.

Характерно, что позднее и Ефремов, и Стругацкие перешли к более пессимистичному взгляду на будущее человечества. Яркое проявление этих изменений — роман Ефремова «Час Быка», написанный в 1968 году.«Час Быка» — своеобразная антиутопия, предупреждающая мир об опасностях, таящихся в стремительном прогрессе бездуховной цивилизации. Обесчеловеченный разум рождает чудовищ — так возникает мир инферно — непрерывного и бесконечного, безысходного страдания. В советское время эта книга была изъята из магазинов и библиотек практически сразу после своего выхода в свет.

 Вообще, многие фантастические произведения, созданные в 50-е го-ды ХХ века, в художественных образах будущего очень точно отражают современность. В 60-е годы XX века нахлынула очередная волна технооптимизма, вызванная экспоненциальными успехами в освоении космоса. Тогда же Н. Хрущёв заявил, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме.

     Вообще, в 1960-е годы происходит взрыв интереса к футурологии во всем мире, в том числе и в СССР. Как писал И. В. Бестужев-Лада, тысячи людей бросились в прогнозирование. Однако в СССР этот проект был вскоре прикрыт, так как он мог стать альтернативой партийному планированию. [1;38-40]

Русскому исследователю будущего в середине 50-х гг. могла даже придти в голову мысль о том, что раз возможна “наука о прошлом”, история, так сказать, “пастология”, то, по той же логике должна быть и “наука о будущем” — “футурология”. Откуда было знать, что тринадцатью годами раньше, в 1943 году этот термин уже пустил в научный оборот на Западе ”.

Разве можно было догадаться, что вопрос правомерности “науки о будущем” станет во второй половине 60-х годов, на волне “бума прогнозов”, предметом специального исследования двух научных коллективов — советского и американского (“Комиссия 2000 года” под председательством Д. Белла) и что оба коллектива практически одновременно, не сговариваясь, придут к выводу о принципиальной невозможности подобной науки, ибо все науки изучают либо прошлое (исторические), либо будущее (все прочие), а “настоящее”, с этой точки зрения, — не более, как условная разделительная черта, через которую “будущее” ежесекундно перетекает в “прошлое”. К тому же суть каждой науки — триединая функция описания (анализа), объяснения (диагноза) и предсказания (прогноза), так что заниматься прогнозированием должны все без исключения науки, заслуживающие этого названия, — даже исторические (по-своему, разумеется).

Информация о работе Профессиональные футурологи