Портреты современных политических ораторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Политик – прежде всего оратор, думающий и говорящий, пишущий, занимающий определенную позицию и отстаивающий ее в словесных единоборствах. Иногда этот оратор молчит, потому что нет ничего значимее правильной паузы в риторике. “Вовремя сказать, вовремя и промолчать”, но нет политиков бессловесных, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать через стиль своей речи стиль общественной жизни – качества настоящего политика-оратора.

Содержание

Введение
Глава 1. Значительные политические ораторы XX века.
Глава 2 . Политические ораторы XXI века.
Заключение.
Использованная литература.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГОТОВО КУЛЬТУРА РЕЧИ.docx

— 55.25 Кб (Скачать документ)

 

 

НОУ ВПО «Московская академия экономики и права»

Институт экономики

Кафедра иностранных языков.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

на тему:

 «Портреты современных политических ораторов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор  __________________________ Ладыга Н. Н.

                                             (подпись)       заочное отделение , гр. ЭБШ-1-13зг

 

Руководитель  ________________________ Жабина С.А.

         (отметка о сдаче зачета, подпись)             к.ф.н.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Значительные политические ораторы XX века.

Глава 2 . Политические ораторы XXI века.

Заключение.

Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ораторское искусство - это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. 

Политик – прежде всего оратор, думающий и говорящий, пишущий, занимающий определенную позицию и отстаивающий ее в словесных единоборствах. Иногда этот оратор молчит, потому что нет ничего значимее правильной паузы в риторике. “Вовремя сказать, вовремя и промолчать”, но нет политиков бессловесных, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать через стиль своей речи стиль общественной жизни – качества настоящего политика-оратора.

Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей.

Современное ораторское искусство опирается на свод дисциплин. Среди них лингвистика, философия, психология, этика, эстетика. Вообще, триада логика-грамматика-риторика является неким языковым триумвиратом. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.

Грамотную речь издавна было принято считать залогом успеха. В соответствии с данным утверждением, адепты риторики в свое время учились моделировать тембр голоса сообразно языковой ситуации, произносить фразы с правильной интонацией, а также улучшать культуру речи в целом.    

 Сегодня, общемировая  тенденция к глобализации внесла  свои коррективы во все сферы  жизни, в том числе сильно повлияв  и на норму ораторской манеры. Без сомнения, тон в ней задает  либерально-демократический Запад, в котором существует некий негласный стандарт политического ораторского стиля, ориентированный на сдержанность, точность, объективность, толерантность и дипломатичность. Все политики, стремящиеся прослыть прогрессивными и современными, ориентируются на эту модель. Примером может послужить нынешний президент США Барак Обама, так же многие европейские лидеры, а в нашей стране, образцом этой манеры является президент Владимир Владимирович Путин.   

 С другой стороны, политики  стран, стоящих в оппозиции Западу, выражают это так же и в  ораторской манере. Их выступления  более экспрессивны, они не боятся  недипломатических высказываний  и порой, совсем не стесняются  в выражениях. Безусловно, это поднимает  уровень их популярности среди  сторонников и лояльных им  людей, но в целом, неминуемо ведет  к контрастному восприятию, то  есть к ним становится сложно  относиться равнодушно, большинство  либо горячо поддерживает их, либо яро осуждает. В качестве  наиболее ярких примеров лидеров  стран и политических деятелей, использующих такую манеру можно  привести Уго Чавеса, Махмуда Ахмадинежада, Муамара Каддафи и Владимир Жириновский. Вообще стоит заметить, что яркий и экспрессивный ораторский стиль более всего свойственен пламенным вождям революций, а так же авторитарным правителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значительные политические ораторы XX века.

Самыми значительными ораторами XX века по праву можно назвать фюрера Третьего рейха Адольфа Гитлера и премьер-министров Великобритании Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер.

 

Адольф Гитлер.

Адольф Гитлер был талантливым оратором и производил невероятное впечатление на публику. Заводил, вдохновлял, убеждал и влиял на аудиторию Гитлер с помощью постоянного возрастания своей эмоциональности и экспрессии. Он воздействовал на публику всем арсеналом оратора: словами, паузами, жестами, эмоциями…  Холодный, пронизывающий взгляд Гитлера на многих слушателей производил почти магнетическое действие.  Начинал свои речи он спокойно. Постепенно его речь становилась быстрее, громче, динамичнее. Гитлер применял сильные и эмоциональные жесты. Это не только рука вытянутая вперед. Это и жесты к груди, к лицу, жесты к народу. Жест рукой в сторону, усиливающий эффект слов, причем, рука максимально вытянута в сторону. К концу своей речи Гитлер почти криком с яркой жестикуляцией, погружавшей аудиторию в транс. Он мог махать руками, стучать кулаком по трибуне, но никогда Гитлер не забывал про паузы. Какой бы динамичной и отчаянной ни была его речь, он всегда делал паузы, чтобы проверить и убедиться, что внимание публики захвачено.

Эмоции. Мало кто умеет проявлять эмоции на публике. А Гитлер не просто их показывал, Гитлер жил этими эмоциями. Он весь буквально состоял из них. Он верил в свои слова, во всяком случае во время своих выступлений.

Кроме того, Гитлер никогда не выходил на сцену, прежде чем его помощники не сообщат, сколько людей собралось, какое настроение у публики. Свои речи Адольф Гитлер готовил тщательно, уделяя подготовке к каждому выступлению не менее пяти часов. Гитлер прекрасно чувствовал свою аудиторию и идеально настраивался на нее – с рабочими он говорил иначе, чем с солдатами и перед политиками выступал по-другому, нежели перед чиновниками. Ораторам на трибуну часто ставят графин с водой, чтобы можно было смочить горло. Экспрессия Гитлера зачастую доходила до такой степени, что его помощники ставили ему тарелку со льдом! Чтобы тот мог вовремя охладиться и потушить излишнее эмоциональное напряжение.

На вид неприметный, невысокого роста, но с высокой самооценкой, высокомерный и честолюбивый Адольф Гитлер, благодаря ораторскому мастерству, превращался в харизматичного и экспрессивного вождя.

 

Уинстон Черчилль.

Уинстон Черчилль считал, что «ни один из талантов, которыми может обладать человек, не является более ценным, чем талант ораторского искусства». Историки выделяют красноречие Черчилля в числе главных составляющих его лидерского почерка. Он всегда обращался к красноречию там, где другие прибегали к интриге.

«Способности к публичным выступлениям не относятся к дару, их можно развивать», — указывал политик. Безусловно, Черчилль знал, о чем говорит. Он был шепелявым от рождения  и тем не менее вошел в число крупнейших ораторов эпохи. Проведенный анализ управленческой деятельности Уинстона Черчилля, позволил выделить несколько практических рекомендаций для повышения успешности публичных выступлений. В их числе:

— тщательная подготовка

— концентрация на идеях

— «хорошее начало»

— использование метафор

— юмор

— дикция, мимика и жесты

Все свои выступления, Черчилль писал лично, не обращаясь для этого к услугам спичрайтеров. Ответственные речи готовились несколько дней, постоянно переписывались и еще раз редактировались. Отдельные фразы, по воспоминаниям помощников, Черчилль мог вынашивать и того больше — неделями, даже месяцами. Он заранее записывал их в специальный блокнот, после чего использовал при необходимости.

Мастер риторики, Черчилль считал: прежде чем начать выступление, оратор должен четко представлять, что он скажет аудитории, какую идею вложит в умы слушателей и к каким выводам приведет их в конце. Еще в юные годы, работая над эссе «Леса риторики», он вывел формулу, что секрет успешного выступления состоит не столько в демонстрации фактов, сколько в демонстрации идей.

Что касается первых фраз, то здесь Черчилль советовал не откладывать дела в долгий ящик. «Если тема выступления серьезна, не пытайтесь играть словами или умничать, сразу переходите к главному», — говорил он.

Одна из форм метафор и аналогий — хлесткие определения, которые британский политик давал действиям своих противников и коллег. Например, последователей политики умиротворения 1930-х годов он сравнивал с теми, кто кормит крокодила, надеясь, что тот съест их последними.

Другая форма метафор, к которой обращался Черчилль, — поучительные истории (иногда из собственной жизни). В этом случае достигалось сразу несколько целей. Во-первых, повышалось внимание слушателей. Увлекательная история или пример из жизни всегда вызывают больший интерес, чем голые факты. Во-вторых, возрастала степень восприятия, поскольку аудитория не просто слушала выступление, а делала это активно, визуализируя в своем воображении описываемые сцены. В-третьих, использование историй не только позволяло увеличить степень восприятия материала, но и значительно повышало запоминание. Согласно исследованиям психологов, понятный материал запоминается легче и сохраняется в памяти дольше, чем их аморфные аналоги.

Черчилль интуитивно понимал, какими огромными возможностями обладает юмор в публичных выступлениях. Речи политика настолько пестрят многочисленными остротами и шутками, что известный юморист Алан Патрик Герберт назвал Черчилля «самым выдающимся британским юмористом современности».

Не чужд был Черчилль и самоиронии. Например, на вопрос «разве вам не приятно осознавать, что каждый раз во время вашего выступления зал переполнен?», он ответил: «Конечно же, приятно, но всякий раз, когда я вижу переполненный зал, я повторяю себе — если бы это было не твое выступление, а твое повешение, публики собралось бы в два раза больше».

В риторике шутки над самим собой считаются наиболее эффективными, а самоирония является одним из признаков самосознания, которое, в свою очередь, относится к «первейшей составляющей эмоционального интеллекта».

Шепелявость, хотя и едва заметная, была далеко не единственным «снарядом» в патронташе политика. Черчилль был мастером мелких штрихов и иногда одной только интонацией мог передать мысль, вызвать нужный настрой. За годы тренировок Черчилль научился филигранной технике управления собственным голосом. Для него голос был сродни музыкальному инструменту, играя на котором он достигал потрясающих успехов в повышении убедительности своих речей.

Одновременно с интонацией и мимикой Черчилль умел великолепно обыграть свое выступление. «Как великий актер, он декламировал врезающиеся в память строки в величественной, полной достоинства и лишенной суеты манере, — писал английский философ сэр Исайя Берлин. — Его выступления — это великие публичные декламации, обладающие всеми качествами великолепия и роскоши».

 

 

 

Маргарет Тэтчер.

Из современных ораторов мира обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Она была не только выдающимся политиком, но и мастером красноречия.

М. Тэтчер серьезно и упорно работала над своим ораторским мастерством и в совершенстве овладела искусством политического выступления, искусством воздействия на аудиторию. Сила воздействия ее слова  во многом обусловливалась тем, что она основательно знала те политические, экономические, военные, культурные и т.д. проблемы, которые встали перед страной и о которых ей приходилось говорить своим слушателям. Такое знание обеспечивалось многогранным жизненным опытом, достаточно высокой общей, философской, политической, логической, психологической, речевой культурой, знакомством с ораторской техникой.

Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства, эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природу. Многим известно, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным тембром. Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент.

Огромную роль в ее политической сыграл внешний вид, что также важно для оратора. Даже в трудных ситуациях М. Тэтчер была безукоризненна. Всегда великолепно причесанная и безупречно одетая, Тэтчер кажется более царственной, чем королева. Для многих за пределами Британии она, входящая в списки самых элегантных женщин, заменила королеву, став самым заметным символом страны.

Тэтчер умела быть очень нежной и радушной, но известна тем не менее своим ледяным самообладанием и непреступным характером. Она обладала способностью убеждать и просто вызывать симпатию. Ее выступления в свое время производили сильные впечатления на публику. О ее мастерстве в области ораторского искусства говорит и тот факт, что в парламенте она всегда выступала споуксменом (оратором), например, в партии по   вопросам   налоговой   политики, а также от  оппозиции по вопросам государственного управления. Даже Питер Уокер был приятно удивлен ее интеллигентностью, твердостью характера, умением вести дебаты.

Одной из самых ярких сторон ее устных выступлений была железная логика, каждая мысль была четко сформулирована. Она тщательно готовилась к выступлениям, подкрепляя их обширным статистическим и фактическим материалом. Эти неоспоримые доказательства, неопровержимые доводы воздействовали на эмоции и создавали прочный фундамент нового убеждения.

М. Тэтчер объективно оценивала политическую, экономическую, военную обстановку. Умело использовала невербальные средства  воздействия на   аудиторию. Немаловажную роль играли также ее четкая дикция, богатая интонация и громкий голос.

Информация о работе Портреты современных политических ораторов