Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:40, доклад
Макс Вебер (1864-1920 гг.) – великий немецкий мыслитель, создатель классической теории социального действия, основоположник «понимающей социологии».Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», так как поведения людей осмысленны. Но такое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он – часть социального действия, т.е. такого поведения,которое соотносится с поведением других , ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им
Макс Вебер (1864-1920 гг.) – великий немецкий мыслитель, создатель классической теории социального действия, основоположник «понимающей социологии».Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», так как поведения людей осмысленны. Но такое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он – часть социального действия, т.е. такого поведения,которое соотносится с поведением других , ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им. Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить:
1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;
2) какие последствия
имели их стремления для поведения других
людей.
Суть использования «понимания» состоит
в том, чтобы поставить себя в положение
других людей, для того чтобы увидеть,
какое именно значение они придают своим
действиям или каким целям по своему убеждению
служат. Исследование значений человеческих
поступков – это в какой-то степени просто
развитие наших повседневных попыток
понять действия множества различных
окружающих нас людей.
М.Вебер рассматривал природу
социального субъективно, акцентируя
внимание на поведении индивида. Другими
словами, поведение человека, включая
идеи, мнения, убеждения, образ мира и т.д.
и должно являться предметом социологии.
Индивид с его мотивами(потребностями, интересами,
целями, представлениями, мнениями) позволяет
понять причины социальных взаимодействий.
Исходя из того, что определяющим признаком
социального является субъективный смысл,
подлежащий и доступный пониманию, Вебер
назвал свою социологию понимающей.
Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Вот как определяет его сам Вебер:
"Действием" мы
называем действие человека (независимо
от того, носит ли оно внешний
или внутренний характер, сводится
ли к невмешательству или
Однако действия и
поступки людей изучают и многие другие
науки, в частности, история и психология.
В чем же качественное своеобразие чисто
социологических подходов? Прежде всего,
в том, что социология изучает обобщенное поведение
людей как если бы оно протекало в неких
идеальных условиях. При этом ее интересует
не только ориентированность действий
на других людей, но и степень наполненности
их определенным смыслом. Понятие
же смысла выводится из соотношения цели
и средств.
Речь идет о том, что
любые поступки и действия, совершаемые
человеческими существами, могут быть
"измерены" с помощью этих своеобразных
эталонов, то есть могут с большей или
меньшей степенью приближения отнесены
к одному из четырех идеальных типов,
Вебер выделяет четыре типа
социального действия:
1. целерациональное,
2. ценностно-рациональное,
3. аффективное,
4. традиционное.
Целерациональное
действие. Этот в максимальной
степени рациональный тип действия характеризуется
ясностью и осознанием поставленной цели,
причем, это соотносится с рационально
осмысленными средствами, обеспечивающими
достижение именно этой, а не какой-то
иной цели. В рациональности цели можно
удостовериться двояким образом: во-первых,
с точки зрения ее собственного содержания,
во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообраз
Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, - значит, мы имеем дело с ценностнорациональным действием. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностнорациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом "ценностная рациональность" действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.
"Чисто ценностно-рационально,
- утверждает Вебер, - действует тот,
кто, не считаясь с предвидимыми
последствиями, действует в соответствии
со своими убеждениями и
Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов. Как указывает сам Вебер,
" ...чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо " осмысленно" ориентированным действием" .
Аффективное
действие. Наименее осмысленное
из приведенных в таблице идеальных типов.
Главной его характеристикой является
определенное эмоциональное сос
" Индивид действует
под влиянием аффекта, если он
стремится немедленно
Приведенная типология может служить неплохой иллюстрацией для понимания сущности того, что было выше определено как "идеальный тип". Вряд ли какой-то из реальных поступков, совершаемых в этом мире реальными людьми, можно было бы в полной мере охарактеризовать как относящийся к тому или иному идеальному типу социального действия. Они могут лишь в большей или меньшей степени приближаться к какому-то из них, нести в себе черты и того, и другого, и третьего
В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. Строго говоря, лишь целерациональные и ценностно-рациональные действия относятся к социальным действиям, ибо имеют дело с субъективно подразумеваемым смыслом. В связи с этим нужно подчеркнуть, что социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку имеет дело именно с осмысленными действиями людей. «Специфически важным для понимающей социологии, - писал он, - является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».
Особое внимание Вебер уделяет проблеме понимания социального действия, выделяя несколько типов понимания. К первому типу он относит понимание через прямое наблюдение. Второй тип интерпритации социального действия – объяснительное понимание. Оно предполагает выяснение мотивов конкретного социального действияЧтобы осуществился этот тип понимания, необходимо, как считает Вебер, поставить себя на место индивида, чье поведение мы пытаемся объяснить, и тем самым выяснить мотивы, стоящие за его действиями.
Третий тип – причинное объяснение. Оно предполагает выяснение того, что инициировало сами мотивы, которые привели к соответствующим социальным действиям. Здесь социолог настаивает на необходимости обнаружить связи между целой серией действий или событий. Это, разумеется, предполагает проведение серьезных социологических исследований. Подобного рода исследования провел сам Вебер, стремясь, в частности, выявить связи между религиозными принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью.