Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:41, контрольная работа
Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по
делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, показали, что наси-
лие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морально-
го шантажа до применения физической силы, и именно последнее практику-
ется наиболее часто.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Виды насилия……………………………………………………….....….4
Физическое насилие…………………………………………………………4
Сексуальное насилие………………………………………………..………4
Сексуальные связи между близкими……………………………....………4
Глава 2. Изучение проблемы…………………………………………….....……...6
2.1. Замалчивание проблем……………………………………………….......…...6
Наблюдение и изучение фактов насилия………………………........….…7
Патогенное родительское воспитание……………………………….....…8
Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье………...........…8
Шаги, направленные на преодолевание насилия в семье…….............….9
Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия............12
Заключение………………………………………………………………….....…15
Библиографический список……………………………………………….....….17
2.5. Шаги, направленные на преодолевание насилия в семье
Выделение фактов насилия в семье и определение его причин – лишь первый шаг, направленный на его преодоление. Важны комплексный подход к изучению этого явления, системный анализ особенностей детского развития в ситуации интенсивного усложнения отношений с родителями, ориентация на диагностику, включающую выявление психологических новообразований в сфере сознания личности, и, как заключительный этап, оказание разносторонней квалифицированной помощи.
Решение проблемы домашнего насилия над детьми в России на общегосударственном уровне сводится к таким радикальным мерам, как лишение родителей юридических прав на ребенка и последующее его помещение в приют или в закрытое государственное воспитательное учреждение (интернат, детский дом). Такая стратегия вызывает множество протестов и дискуссий: государство, таким образом, признает свою неспособность (или нежелание?) помочь семье в урегулировании конфликтных ситуаций. Привычной домашней обстановки лишается ребенок (а не насильник!), наказывается именно жертва. Кроме того, даже переживая жестокое обращение, многие, и особенно маленькие дети, искренне привязаны к «родным» мучителям. После разлучения они еще сильнее чувствуют себя никому ненужными, отрезанными от привычного круга, укрепляющего их веру в себя и предоставляющего хоть какую-то опору. Что касается родителей, то наказание лишь развязывает им руки и полностью снимает ответственность. К тому же подобные меры применяются только в крайних случаях, а насилие может иметь и скрытые формы: периодически наносимые «случайные» травмы, психологическое давление, отсутствие медицинской помощи, лишение возможности учиться, недостаток любви и заботы, сексуальные совращения и т.д. Таким образом, право на невмешательство в частную жизнь противостоит праву ребенка на защиту его интересов.
Наряду с развитием кризисных социальных служб, где находят пристанище жертвы, необходимы и места временного содержания виновных. Например, их можно было бы там изолировать после срыва или нападения на
ребенка от суток и более с целью снижения риска рецидива. Многие пострадавшие считают, что не они должны уходить из дома. Пьяного дебошира
можно лишить свободы на 15 суток. Почему бы подобным образом не «отрезвлять» от злобы и агрессивности к собственным детям?
Сторонники ужесточения наказаний считают, что факты злоупотреблений в семье должны быть приравнены законом к группе насильственных преступлений. Только так, по их мнению, можно разрушить бытующий в обществе стереотип, оправдывающий официальное бездействие, и закрепить осознание наказуемости подобных преступлений. Оппоненты же полагают, что если действовать только с помощью санкций, то основными действующими лицами снова станут милиционеры, прокуроры, общественники и всевозможные чиновники административных органов. Конечно, наказания должны быть, но только в особых случаях, когда приводится в действие вся социальная система, призванная путем совместных усилий извне защитить и поддержать ребенка. Но необходимы и меры, способствующие повышению ответственности всех членов общества, осознанию неприемлемости всякого рода насилия, стремлению пересмотреть и исправить свое поведение, а не освободиться от необходимости заботиться о собственных детях. Сугубо карательный подход не принимает во внимание тот факт, что семейное насилие – процесс динамичный и развивающийся. Если ничего не предпринимать в самой семье, то с течением времени проявления насилия станут чаще. Богатый
в этом отношении зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток).
Жертва получает некоторую
передышку для обретения
В настоящее время в нашей стране нет ни специального ведомства, ни особой профессии, на которые можно было бы возложить обязанность и ответственность по решению проблем жестокого обращения и насилия над детьми. Между тем, во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граж-дан сообщать властям о каждом случае подозрения в плохом обращении с детьми. В 1974 г. был принят закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий; открыт Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и детской запущенности.
2.6. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия
За рубежом она опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это – прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а так же наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый - немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных.
Социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка .
Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры, даже если в этом и нет острой необходимости). Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.
Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. И только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок.
В Семейном кодексе РФ также закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом надлежит не в органы социальной защиты по месту фактического местонахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства. Именно последние принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка в случаях. Они же могут отобрать ребенка у родителей (или у одного из них), При этом сначала требуется уведомить прокурора, затем в течение 7 дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав (ст. 77 СК РФ). Как видно, вся эта процедура излишне бюрократизирована и растянута во времени. К тому же органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможности их предупреждения и устранения.
Россия ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база самой социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.
Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в союзе с органами опеки, попечительства, местного самоуправления (т. е. чиновники), а специалисты по социальной работе. Только у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение.
Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной .
Именно благодаря развитию практики социальной работы и в нашей стране уже наметился (хотя еще и не возобладал!) переход от одних только карательных мер к социальному поддерживающему и терапевтическому воздействию. Безусловно, по роду и специфике деятельности каждое из ведомств (здравоохранение, образование, милиция), получая оперативную информацию о факте насилия над детьми в семье, может и должно реагировать
на своем уровне и своими средствами.
Заключение
Эффективность защиты от насилия зависит не от действий какого-то одного, пусть даже очень сильного (даже силового) ведомства, а от комплекса различных мероприятий. Неизвестно, что случилось бы потом с ребенком в приведенном случае, если бы его судьба была вверена в руки одной только милиции. Имеется в виду не простое суммирование необходимых мер со стороны каждой отдельной инстанции, а сведение воедино, «сцепление» усилий структур, являющихся подразделениями разных ведомств как на концептуальном уровне, так и в процессе реализации сложной технологии по принципу «Каждый на своем месте и в нужное время».
В нашей стране она осуществляется специализированными службами (Кризисными центрами для женщин, для женщин с детьми, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания); в процессе реализации отдельных направлений работы специализированных служб и учреждений по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); отделениями квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центрами психолого - педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного социального обслуживания населения).
Работа ведется по двум направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку требуется медицинская помощь, психологическая, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление – решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса. Из-за жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами хронический характер могут приобретать безнадзорность, ухудшение состояния физического и психического здоровья. Пошатнувшийся, а нередко и
разрушенный статус в учебно-воспитательном учреждении, в семье, переживание своей ненужности, одиночества, заброшенности способствуют развитию всевозможных форм девиантного поведения (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, клептомания, аутоагрессии и пр.).
Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организационных структур системы социального обслуживания.
Однако, предпочтение, к сожалению, по-прежнему отдается специализированным стационарным учреждениям (приютам и социально-реабилитационным центрам), в которые ребенок попадает надолго, а точнее - навсегда. К началу 2002 г. в ведении органов социальной защиты населения действовало 15 кризисных центров для женщин и 55 кризисных отделений как структурные подразделения учреждений социального обслуживания, 490 социальных приютов для детей и подростков, 437 центров социальной помощи семье и детям, 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Этого количества учреждений явно недостаточно, к тому же во многих из них отсутствует должное количество высококвалифицированных кадров, что блокирует реализацию программ. В таких условиях можно говорить лишь о формировании основ социально-защитной деятельности, а не о самой по себе защите.
Библиографический список источников
1. Стратегия борьбы
с насилием в семье:
2. Силласте Г.Э. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия)// Обозреватель. 1998. № 2. С. 52 – 54.
3. Периодический доклад
о реализации Российской
4. Сафуанова О.В. Правовые аспекты проблемы «сексуального злоупотребления» в отношении детей // Групповая психотерапевтическая работа сдетьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. Байгузова А.В.М.: «Генезис», 1998. С. 12 –15.
5. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997.
6. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65 –75.
7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности / Семья и формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.
8. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21 – 69.