Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:19, курсовая работа
Прогнозы сокращения и старения населения развитых стран, предрекающие неизбежный рост их потребностей в иностранной рабочей силе, спровоцировали горячую полемику вокруг проблем миграции. Традиционно считалось, что она обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие. Однако теперь, когда отчетливо проступают негативные социально-политические последствия иммиграции – в первую очередь такие, как усиление угрозы терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма, - все чаще подвергаться сомнению ее, казалось бы, бесспорно позитивный хозяйственный эффект. Сторонники ограничения миграции приписывают ей увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, замедление экономического роста и пр.
Введение 3
1. Международная миграция населения: сущность, формы и основные центры 5
1.1. Причины международной миграции 5
1.2. Основные направления миграции рабочей силы 6
1. 3. Основные центры международной миграции 10
2. Роль миграции в экономике развитых стран 12
2.1. Современные миграционные потоки 12
2. 2. Вклад в трудовые ресурсы 15
2. 3. Влияние миграции на экономику и бюджет страны 16
3. России в международном процессе миграции населения 20
3.1. Россия на международном рынке труда 20
3.2. Интеллектуальная эмиграция из России 23
3.3. Государственное регулирование процессов миграции 25
Заключение 27
Литература 28
Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские новые индустриальные страны.
В 60-х годах стал формироваться международный цент притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.
Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В России, по различным оценкам, находится от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья, многие из которых находятся на территории страны незаконно. Количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов. Помимо иммиграции из стран ближнего зарубежья ожидается ее увеличение из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители), из США, Франции, Германии, Японии (ИТР, преподаватели, работники сферы обслуживания и другие специалисты). По прогнозам, их число должно стабилизироваться на уровне 100-150 тыс. человек в год.
Современная миграция в развитые страны складывается из далеко не однородных потоков, что заведомо предопределяет дифференцированность их социально-экономического воздействия на принимающие общества. Часть этих потоков инициируется самой принимающей стороной, и тогда они подвержены регулированию, однако существенная доля пришлого населения принимается по гуманитарным соображениям или прибывает нелегально, не повергаясь отбору или контролю.
В структуре миграции выделяются четыре основные категории: экономические мигранты, воссоединяющиеся члены семьи, беженцу и нелеганные мигранты, соотношение между которыми существенно различаются в конкретных странах. Первые составляют около половины всех мигрантов в Швейцарии, Австралии, Португалии и Великобритании. Однако в других развитых странах они играют гораздо более скромную роль, уступая ведущее место лицам, пребывающим по каналам воссоединения семей; таких мигрантов – 70 – 80 % в США, Швеции, Дании. На беженцев приходится порядка 20% принимающих иностранцев в Норвегии, Франции и Швеции. Таким образом, из-за относительно низкого удельного веса мигрантов, в мотивации которых работа является главным фактором переезда, объем и структура миграции далеко не всегда соответствует базовым экономическим потребностям принимающего общества. Ее воздействие на уровень экономической активности населения, на соотношение работающей и неработающей его частей носит двойственный характер.
По типам миграции иностранцы делятся на временных мигрантов и приезжающих на постоянное место жительство. Хотя поселенцы обычно быстро становятся на ноги на новом месте и по мере интеграции принимающее общество приносят ему все более ощутимую прибыль, развитые государства – даже такие традиционные страны поселенческой миграции, как США и Канада – все большее предпочтение отдают временной миграции. Ее объем, структура и продолжительность могут более оперативно регулироваться с учетом экономического спроса.
В национальном составе мигрантов, как правило, преобладают группы, этнически далеко отстоящие от основной части населения стран приема. Среди пришлых жителей в ФРГ 28,8 % - турки, во Франции 15,4 – марокканцы и 14,6 – алжирцы, в США 29,5 – мексиканцы, в Финляндии 24,6 % - россияне.1 Иноэтичности нередко сопутствуют не только альтернативные типы демографического поведения мигрантов, но и немалые сложности при адаптации мигрантов к новой для них среде. С последним обстоятельством связаны, с одной стороны, дополнительные расходы принимающих государств, а с другой – активное использование мигрантами традиционно-альтернативных способов обустройства, содействующих широкому распространению в среде мигрантов видов хозяйственной деятельности, базирующихся на этнической солидарности.
География поселения мигрантов характеризовались их сосредоточением в крупных городах и пригородных округах. Территориальная концентрация пришлого населения, с одной стороны, обуславливает повышенную социальную нагрузку на местные бюджеты, а с другой – создает плацдарм для развития этнической экономики и обоснования городской инфраструктуры в районах его проживания.
Хотя уровень образования
и профессиональной квалификации
мигрантов, как и коренного населения,
имеет очевидную тенденцию к повышению,
он обычно в целом более низок, чем у местных
жителей, а профессионально-
Одновременно осуществляются программы привлечения временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников-мигрантов в строительство, сельское хозяйство, индустрию туризма.
Социальный состав мигрантов включает, наряду с наемными работниками, предпринимателей, в том числе инвесторов, причем их приезд, ровно как и дефицитных высококвалифицированных специалистов, даже стимулируется, а за некоторые их категории уже началась настоящая конкурентная борьба между развитыми странами.
Предпринимательская деятельность и самостоятельная занятость распространены среди многих этнических групп мигрантов гораздо шире, чем среди местного населения.
Возрастная структура мигрантов традиционно характеризуется гораздо большей, нежели среди коренного населения, долей работников наиболее трудоспособного и экономически продуктивного возраста, а именно 15 - 44 лет.
Хотя немало пришлых жителей настроены иждивенчески, социально-психологическая характеристика типичного мигранта включает его склонность к территориальной и социальной мобильности, высокую мотивацию к напряженной работе и успеху, зарабатыванию денег и сбережениям. Эти черты иностранных работников обуславливают весьма позитивное для принимающего с относительно небольшим с их стороны эффектом инфляции спроса.
Таким образом, по масштабам, динамике и структуре миграции можно в значительной мере судить о нише, занимаемой ею в принимающей экономике. Различие в этих параметрах по странам и историческим периодам во многом определяют конкретные особенности социально-экономических последствий миграции.
На рубеже тысячелетий в большинстве развитых стран стала вновь обнаруживаться общая и структурная недостаточность трудовых ресурсов. Сокращение численности и старение населения, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями в пользу второй – эти ныне уже четко обозначившиеся процессы все явственнее будут определять демографический портрет развитых обществ и в ближайшем будущем.
Главной причиной демографического спада, в первую очередь на европейском континенте, стало уменьшение рождаемости. С 60-х годов в ЕС произошло почти двукратное снижение ее коэффициента, нередко не обеспечивающего ныне даже простого воспроизводства населения.
По прогнозам ООН, в 2000 – 2050 гг. развитым странам для поддержания численности населения в особенности его экономически активной части, необходима существенная компенсирующая нетто-миграция.
Наряду с демографической, существенное влияние миграции составляет и социопрофессиональная составляющая трудовых ресурсов. В условиях острых структурных – профессиональных и территориальных – диспропорций на рынке рабочей силы эти воздействие носит далеко не однозначный характер.
Хотя в западных странах периодически возникают временные и сезонные нехватки неквалифицированного персонала, необходимого для выполнения тяжелых, грязных, опасных и низкооплачиваемых работ, от которых отказываются местные жители, основной дефицит наемного труда ощущается в группах высококвалифицированных специалистов технического профиля и квалифицированных рабочих среднего уровня.
Признано, что система подготовки и переподготовки кадров в силу инертности не может обеспечить экономику нужными ей работниками в короткие сроки, а подчас и просто бессильна, когда речь идет о редких, уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д. Поэтому с обострением мировой конкурентной борьбы, разворачиваются вокруг наукоемкой продукции, переманивание зарубежных умов становится одним из самых эффективных ее средств.
Таким образом, увеличивая трудовые ресурсы и заполняя особые ниши в сфере занятости при устойчивом демографическом спаде и усилении диспропорций на рынке труда, миграция выполняет в принимающем обществе важную социально-экономическую функцию. Активно же используемые западными странами строительство предприятий за рубежом и экспорт рабочих мест, модернизация производства и повышение производительности национальных кадров, мобилизация экономически неактивного населения (женщин, пожилых работников) и т.п. могут способствовать лишь частичному решению проблем нехватки рабочей силы. Поэтому западные страны, учитывая ограниченность своих трудовых ресурсов, будут по-прежнему держать двери открытыми для определенных категорий мигрантов.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.
Помимо этого можно отметить следующее:
- иностранные рабочие, предъявляя
дополнительный спрос на
- при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
- иностранные рабочие часто
рассматриваются как
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
По мнению специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую карту развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10 % всех новорожденных, в Швейцарии – 24 %, Люксембурге – почти 38 %. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертными у коренных жителей эта статистика не влияет никоем образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др.
Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.
Имеются три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
- налоги на прибыль фирм-
- переводы мигрантов на родину
на поддержку семей и
- личное инвестирование
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.
По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг – 50 %. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. Поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа – еще столько же. В итоге фактические поступления достигла 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта.2
Влияние миграции на бюджет оценивается как относительно необходимое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местных уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с миграцией, однако, вряд ли учитывается то, что через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как мигранты.
Средний мигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждаются ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах.