Массовое сознание, его структура и социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (“массам”). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных “классических” групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам “классических” групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

Прикрепленные файлы: 1 файл

01.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)


  1. Массовое сознание, его структура и социальные функции

 

Массовое сознание — один из видов общественного  сознания, наиболее реальная форма  его практического существования  и воплощения. Это особый, специфический  вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (“массам”). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных “классических” групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам “классических” групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов - массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционироцаиность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания не обязательна совместная деятельность членов общности (“массы”), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.

Содержание  массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные  варианты возникновения тех или  иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и  человеческой истории в целом.

По структуре, массовое сознание включает, основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В  основе массового сознания обычно лежит  яркое эмоциональное переживание  некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как “ядро”) массового сознания. Когда объявляется война, у части людей (формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной анемии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

На основе “ядерного”, базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется более  рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию.

По своему психологическому составу рациональный уровень массового  сознания включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, ценностей и “общих ориентации”) и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

Внутри рационального  уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих  возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, социально-политических акций. В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный  уровень массового сознания, как  правило, представляет собой отражение  распространяемых через слухи или  официальные средства массовой информации “массово необходимых” сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь  массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь, оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое сознание (и поведение массы) податливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания:

Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии. З. Фрейд утверждал: “Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное”.

Эти свойства связаны  со свойствами субъекта массового сознания. Реальная диалектика взаимосвязи “массы”  и ее сознания такова, что возникающие  обычно основы массового сознания сами формируют свою массу, которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое сознание. Как верно писал Б. А. Грушин, “нет недостатка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого факта, что массовое сознание обнаруживает безусловную способность к “самопорождению”, к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосредственно-практического освоения массами их “ближайшего” общественного бытия”.

Так, американские исследователи убеждены: “вслед за изменениями объективных условий  социальной жизни происходит смещение очагов наибольшего беспокойства в сознании людей, в общественной психологии”. И, соответственно, наоборот: сознание реконструирует бытие.

Проблема формирования и функционирования массового сознания до недавнего времени рассматривалась  в рамках жесткой дихотомии “или-или”. Массовое сознание либо трактовалось как подчиняющееся собственным законам возникновения и развития, либо представлялось как управляемое извне, прежде всего идеологическими средствами. Подобная абсолютизация была явно непродуктивной в отличие от более диалектического подхода, который предполагает, что массовое сознание возникает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные “массовые индивиды”, не в силу одной лишь “одинаковости” их индивидуального опыта. Согласно этому подходу, оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствие непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии — компоненты общего для них массового сознания. С этой точки зрения, процесс образования, возникновения массового сознания точнее всего передается терминами “порождение”, “производство”, “продуцирование”, охватывающими обе стороны взаимосвязи - и внешние условия, и закономерности саморазвития массового сознания. В данной трактовке массовое сознание рассматривается как результат попытки масс осмыслить реалии собственной жизни и тех условий, в которых эта жизнь протекает.

Развитие массового  сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные  компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и поведения.

Такая размытость границ субъекта весьма осложняет создание типологии массового сознания, В качестве оснований для его дифференциации на какие-то самостоятельно существующие типы в свое время предлагались следующие свойства:

1) “общий и  актуальный мыслительный потенциал” (объем всевозможных позитивных знаний, которыми располагают те или иные массы и которые они практически используют в своей жизнедеятельности);

2) “пространственная распространенность”  (формат захватываемой им массы);

3) темпоральность (устойчивость  или неустойчивость во времени);

4) степень связности (противоречивости или непротиворечивости);

5) управляемость (удельный  вес и пропорции, соотношение  входящих в массовое сознание  стихийных и институционализированных  форм);

6) уровень развития (высокий  - низкий, развитое - неразвитое);

7) характер выраженности (сильный, средний, слабый);

8) особенности используемых  языковых средств (более или  менее экспрессивных, включающих  сугубо литературные или, также,  нелитературные компоненты).

В качестве возможных  критериев для практической типологии массового сознания исследователями предлагались не только содержательно-аналитические, но и оценочно-политические критерии. Например, российскими политиками в начале XX века выделялись разновидности массового политического сознания, как сознание “просвещенное” и “темное”, “прогрессивное” и “реакционное”, “удовлетворенное” и “неудовлетворенное”. Позднее учеными и политиками подразделялись варианты, находящиеся в различных отношениях к официальным позициям, структурам власти и символам пропаганды (“критическое” или “конформистское” массовое сознание).

Однако все попытки  создания типологии затрагивали  лишь частные аспекты тех или  иных проявлений конкретных вариантов  массового сознания, тогда как  в действительности оно представляет собой не плоскостное, а объемное, многомерное образование. В связи с этим оно может быть описано лишь в пространственной системе координат, т. е. путем одновременного построения нескольких взаимодополняющих типологий и использования нескольких коррелятивных параметров, позволяющих в совокупности высветить моделируемое массовое сознание под разными углами и построить, за счет этого, наиболее адекватную, в частности, сферическую модель.

Примером создания такой  типологии является опыт исследования массового политического сознания в США 70-х гг. XX в., в котором было выделено 12 “матричных” параметров. С их помощью одновременно учитывались различные признаки содержания, строения и функционирования такого массового сознания. В соответствии с этими параметрами были выделены либерал - технократический, либерал - реформистский, либертаристский, традиционалистский, неоконссроиативный, радикал - либертаристский, радикал - эскапистский, правопопулистский, радикал - демократический, радикал - бунтарский, радикал - романтический и радикал - социалистический типы массового политического сознания.

Оценка и дифференциация содержания массового сознания, в  обобщенном виде, возможна на основе совокупности трех основных характеристик. Во-первых, наличный (средний) уровень развития сознания масс в обществе. Он включает не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности суждения масс о тех или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способности эмоционально реагировать на окружающую действительность. Во-вторых, диапазон и направленность потребностей, интересов, а также запросов, отличающих условия жизни масс в обществе. Наконец, в-третьих, диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе, в том числе специально направляемой на массовое сознание через каналы воспитательных и образовательных институтов и средства массовой информации.

Главная трудность анализа  генезиса и процессов функционирования массового сознания заключается  в том, что описать эти явления  можно только на достаточно конкретном уровне, постоянно имея в виду конкретные особенности субъекта массового сознания, его содержание, условия возникновения, испытываемые влияния. Одновременно описание должно быть основано на достаточно фундаментальном аналитическом уровне. Решение данной задачи связывается с рассмотрением различных макроформ, в которых существует, функционирует и развивается массовое сознание — типа массовых настроений и, отчасти, общественного мнения. Такие макроформы служат своеобразными “ядрами” тех или иных “полей” массового сознания. “Поля” же эти состоят из широких совокупностей разнообразных образов, знаний, мнений, волевых импульсов, чувств, верований. Такие “ядра” связывают различные компоненты массового сознания в единое, относительно самостоятельное целое и обеспечивают его социально-политическое функционирование.

В качестве макроформ массового  сознания в определенные периоды  развития выступают общественное мнение и массовые настроения. Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. То есть оно занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным проблемам. В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или подчас деструктивных суждениях. Обычно общественное мнение регулирует поведение людей, социальных групп и политических институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии) и насаждая определенные нормы общественных отношений. В зависимости от знака высказываний общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Информация о работе Массовое сознание, его структура и социальные функции