Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа
Творческое наследие Вебера огромно. Он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук. Однако все Вебер изучал в историческом аспекте. Все его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом.
Введение……………………………………………………………………………3-5
I. Социальная политика эмпирические исследования М.Вебера
1.1 Понимающая социология и теория социального действия……..…6-10
1.2 Принцип рациональности в Веберовской социологии ..…………11-14
1.3 Социология религии……………………………………....................15-17
II. Макс Вебер-классик Мировой социологии
2.1 М.Вебер и современность…………………. . ……………………18-20
2.2 Актуальность Веберовских идей в России……………………….21-25
Заключение…………………………………………………………………….26-27
Список литературы………………………
2.1 М.Вебер
и современность
Вебер провел скрупулезное исследование, стремясь доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика были основными стимулами развития капиталистической экономики.
Однако, необходимо прежде всего
отметить, что марксистская теория
отнюдь не отрицает
Влияние К. Маркса сказалось и на формировании одного из важнейших понятий социологии Вебера - понятия рациональности, что мы уже отмечали. Но и здесь Вебер ведет полемику с марксизмом, стремясь показать, что формальная рациональность как принцип современной экономики не есть результат капиталистического производства, а возникает из констелляции в определенный исторический момент целого ряда разнородных факторов; по Веберу, формальная рациональность - это судьба Европы (а теперь и всего человечества), которой невозможно избежать. Учение Маркса о преодолении капитализма и о возможности создания социологического типа общества - Вебер считает утопией; он не склонен идеализировать буржуазный мир, но не видит ему никакой альтернативы.
Разоблаченная, уже чисто формальная, лишенная всякого ценностного содержания рациональность находит в лице Вебера своего защитника.
К. Маркс рассматривает
Методологические принципы Вебера тоже формировались в полемике с марксизмом.
Вебер жестко разделял научное познание как объективное, не зависящее от мировоззренческих установок ученого, и политическую деятельность, пусть даже того же самого ученого, в качестве двух разных сфер, каждая из которых должна быть независимой от другой. Как мы уже показали, такое жесткое разделение не смог осуществить даже сам Вебер.
Конструкция
идеальных типов, по замыслу Вебера,
должна была служить средством «
Создание теории социального действия, которая должна исходить из индивида и субъективной осмысленности его поведения, было результатом полемики не только с Лебоном, Дюркгеймом, но и с марксизмом, которому Вебер неосновательно приписывал недооценку роли сознания человека, личностной мотивации в динамике общественно-исторического процесса.
Парсонс,
много сделавший для
В
то же время Вебер использовался
как знамя
Ситуация изменилась с середины 70-х годов: сейчас социология в ФРГ переживает своего рода «веберовский ренессанс», ориентированный диаметрально противоположным образом, чем интерес к Веберу в леворадикальной социологии 60-х годов. Эта тенденция нашла свое выражение в работах К. Зейфарта, М. Шпронделя, Г. Шмидта и др. Представители этой тенденции, с одной стороны, выявляют этические корни принципа рациональности, а с другой - предлагают конкретно-социологическую расшифровку этого принципа с целью показать, какие социальные слои являются носителями принципа рациональности на протяжении истории нового времени.
2.2 Актуальность
Веберовских идей в
России
В нашей стране до сих пор доминировали лишь традиционный и харизматический типы господства в разных сочетаниях. Им соответствовал и определенный, более низкий тип социального управления (по рациональности взаимоотношений управляющих и управляемых, по степени значимости закона как совокупности принципов, регулирующих все сферы общественной жизни и т.д.), детерминированный в значительной степени личностными качествами руководителя. Что бы нам мог дать переход к рациональному типу легитимного господства? А то, что рационализм и демократизм властной системы перестали бы напрямую связываться с личностью политического лидера. Тогда права и свободы всех граждан, равно как и политических институтов, перестанут зависеть от воли политических лидеров, а станут на деле гарантированными законами.
Опираясь на веберовскую методологию, можно отметить, что пока в нашей стране не получили достаточного развития целерациональные действия индивидов. Не сформировались институты гражданского общества, которые предполагают развитие индивидуализма, личной ответственности. Стало быть, пока лишь в стадии образования находятся культурные и социальные реалии, которые бы оказывали достаточно серьезное противодействие иррациональным влечениям властителей.
Во все времена российская власть обретала характер авторитарности. Как следствие, все режимы (советские и нынешние российские) неадекватно и запоздало реагировали на вызовы современности, предлагая скоропалительные реформы, которые мгновенно должны были «осчастливить» народ
Характером социальных действий россиян объясняется относительно легкое установление структур, основанных на авторитарном руководстве, с одной стороны, а с другой – патернализм на уровне всесильного государства партии, обещавшего материальные и духовные богатства.
Нравится
нам сегодня это или нет, но
исторические факты свидетельствуют,
что все революционные и
Нынешний
процесс демократизации политической
власти в России – еще одна попытка
интегрироваться в мировое
По Веберу, приверженность разных социальных групп и отдельных индивидов к различным типам социальных действий объективно ведет к естественности политического неравенства. Не в смысле прав и свобод людей, а в смысле их компетентности и способности быть активным социальным агентом, свободно принимающим решения и отвечающим за их последствия. У Вебера реализация идеи политической рациональности связана с разной степенью их участия в политической жизни вообще и политической власти в особенности. Социолог говорит о том, что можно быть:
1)
«политиками «по случаю»,
2)
«политиками «по
3) «преимущественно-
Если
эти принципы удастся провести в
нашу жизнь, то постепенно пойдет процесс
ее рационализации. Утвердится порядок,
согласно которому «ходить во власть»
должны профессионально
Ценными для нашей страны могут быть рекомендации Вебера относительно минимизации коррупции в структурах государственной власти. «За счет» политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; «для» политики – тот, у кого иная цель.
Чтобы
некто в экономическом смысле
мог жить «для» политики, при господстве
частнособственнического
Страна, в которой политическая элита дифференцирована, сталкивается с объективными сложностями, вызванными коррупцией партийно- политического» характера
Как видно, проблема коррупции
не является специфически
Говоря о рационализации
Политическую коррупцию можно минимизировать еще и тем, чтобы разделить функционально государственную бюрократию и лидеров партий. «Подлинной профессией настоящего чиновника…, - замечает Вебер, - не должна быть политика. Он должен «управлять» прежде всего, беспристрастно – данное требование применимо даже к так называемым «политическим» управленческим чиновникам…
Политический чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик – как вождь, так и его свита, - бороться».
И еще один принципиальный момент. Рациональное политическое господство отнюдь не тождественно безвластию, тем более ее бессилию.
В
этой связи Вебер замечает, что
государство является институтом, обладающим
«монополией легитимного