Культура социологического мышления журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:51, доклад

Краткое описание

Культура социологического мышления, как одного из проявлений научного мировоззрения, состоит прежде всего в способности личности к критическому восприятию действительности, в том числе и собственного строя мысли, ставшего привычкой и повседневно закрепляемого профессиональной деятельностью и обыденным общением. Журналист — не исключение, а напротив — типичнейший и очень благодатный материал для наблюдений и оценки “социологичности” интеллекта. По роду своей работы он ежедневно как бы проходит тестирование на восприятие новизны мира, и делает это публично, на виду у огромной аудитории. Другими словами, социологическое мышление имеет ряд принципиальных отличий от здравого смысла, основанного на использовании человеческого опыта, традиций и обычаев.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Культура мышления.docx

— 20.19 Кб (Скачать документ)

Культура социологического мышления журналиста

Культура социологического мышления, как одного из проявлений научного мировоззрения, состоит прежде всего в способности личности к критическому восприятию действительности, в том числе и собственного строя мысли, ставшего привычкой и повседневно закрепляемого профессиональной деятельностью и обыденным общением. Журналист — не исключение, а напротив — типичнейший и очень благодатный материал для наблюдений и оценки “социологичности” интеллекта. По роду своей работы он ежедневно как бы проходит тестирование на восприятие новизны мира, и делает это публично, на виду у огромной аудитории.

Другими словами, социологическое  мышление имеет ряд принципиальных отличий от здравого смысла, основанного  на использовании человеческого  опыта, традиций и обычаев. По мнению социолога

3. Баумана они  заключаются в следующем:

— социологическое мышление является научным и социально  ответственным, его результаты подлежат социальному контролю;

— социологическое мышление основывается на данных, отражающих состояние  социальных общностей и общества в целом;

— социологическое мышление построено на использовании научных методов познания реальности: анализе, синтезе, абстрагировании, индукции, дедукции, обобщении, и т.д.;

— социологическое мышление отрицает агностицизм, но базируется на обоснованном скептицизме, предполагающем альтернативность и плюрастичность, парадоксальность подхода к социальным фактам;

— социологическое мышление строиться на знаниях, а не на убеждениях.

Проведенных в рамках социологии журналистики исследования показывают, что значительной массе белорусских  журналистов не присуще социологическое  мышление. Основываясь на логике здравого смысла и стереотипах обыденного мышления, они склонны к скоропалительным суждениям и умозрительным заключениям, к эмоциональным, бездоказательным обобщениям и выводам, к тривиальным объяснениям происходящего. Классическим примером подобного подхода стало повторяемое неоднократно в белорусских СМИ утверждения о детерминированности сознания большинства населения республики “стоимостью колбасы и ее наличием в продаже”. Еще одни пример — это ставшая традиционной для белорусских СМИ и журналистов монологическая модель общения, даже в таком жанре как интервью. Следует отметить, что отсутствие социологического мышления у журналистов приводит их к неадекватной оценке своего места в обществе, порождает и культивирует миф о СМИ как “четвертой власти”, которая может поучать и воспитывать общество. К сожалению, на практике в белорусской журналистике это приводит к неуважению к знанию и опыту специалистов, к самодовольному дилетантизму и невежеству. Последнее особенно разрушительно для журналистики. Как говорил Сократ: “Есть только одно благо-знание и только одно зло-невежество”.

Таким образом, культура социологического мышления — это важное проявление культуры интеллектуальной деятельности, составляющей основу журналистского труда. Операции анализа, синтеза, восхождения  к абстракции и обобщению как  необходимые атрибуты познания подчиняются  логическим законам и нацелены на раскрытие причинно-следственных связей между явлениями. Нарушение принципа детерминизма в журналистском анализе  фактов и событий (если оно не обусловлено  ангажированностью автора и задачами манипулирования аудиторией) можно  объяснить мифологизированностью сознания или проявлением аутистического мышления. При подобном типе мышления чувства преобладают над знанием, что нередко сводится к поиску “виноватых” и “крайних”, которые становятся главной темой того или иного СМИ.

Вместе с тем, было бы глупо  и нелепо отрицать то очевидное, что  особенностью профессионального сознания журналиста является, по И. П. Павлову, органическое соединение “художественного” и “мыслительного” типов высшей нервной системы. Сам объект деятельности журналиста (жизнь социума и человека в нем) и цель (воздействия на сознание и поведение аудитории) требует сложного и противоречивого сочетания понятийного и образного, объективного и субъективного начал. Внесение в эту систему социологического сознания страхует журналиста от избыточной субъективности и упорядочивает эмоционально-эмпирическое восприятие действительности. Грубо говоря, чувства, оплодотворенные интеллектом, становятся острее, глубже, многомерней. Отвечая одному из своих критиков, Платон как-то заметил: “Ты видишь только лошадей, а не лошадность потому, что у тебя есть глаза, но нет ума”. Социологическая культура в значительной степени определяет культуру функционирования “эмоционального мозга” журналиста, он не только глубже видит, но и тоньше чувствует, что является необходимым условием для развития такого профессионального качества как эмпатия (сопереживание, вчувствование).

Неотъемлемым компонентом  социологического сознания является сознание нравственное, которое исследуется  и философами, и психологами, и  социологами. Широко известный “категорический  императив” Им. Канта гласит: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству”. Это аксиома социологического мышления и социологической журналистики в целом. Запомним: так же как истина, научное знание не могут быть аморальными, так и социологическая культура, социологическое мышление журналистов несовместимы с безнравственностью и социальной безответственностью. Социологическое мышление предполагает отказ от авторитарно-технократического подхода в журналистике, при котором аудитория СМИ рассматривается как объект управления и воспитания, а журналист как ментор и обладатель истины. С учетом этого, социологическая журналистика строиться на информационно-познавательном подходе к аудитории СМИ и должна быть по своему содержанию гуманитарной и гуманистической, так как социологическое мышление позволяет журналисту более адекватно отражать объективную реальность. 3. Бауман писал об этом: “Искусство социологического мышления ведет к увеличению объема и практической эффективности нашей с вами свободы. Индивидом, освоившим и применяющим это искусство, уже нельзя манипулировать, он сопротивляется насилию и регулированию извне, тем силам, с которыми, как до сих пор считалось, бесполезно бороться”. Этот вывод относится и к журналисту. Его свобода заключается в способности видеть и понимать мир в истинном свете, а это делает журналиста не только независимым в суждениях, но и уверенным в себе. Становясь привычкой, социологическое сознание, с одной стороны, страхует его от влияния ненадежных источников информации и, с другой стороны, ставит интеллектуальные и нравственные преграды выводам, основанным на неполных или тенденциозных сведениях. Здесь лежит гарантия высокого качества материалов и доверия к ним аудитории.

Социологическое мышление строится на том, что в области познания смотреть и видео - совсем не одно и то же. Социологический подход к своей практике исключает одномерный взгляд на любые явления, формирует объемное видение событий. Культура социологического мышления проявляется, кроме прочего, в постоянном самоконтроле, проверке своих выводов мнением и опытом других людей.

Социологическое мышление проявляется  как разумное самоопределение в  отношении к аудитории. У журналиста есть выбор между отношением к  ней как к средству, “вещи”, товару, серой массе, объекту манипулирования  — или как к ценности, сообществу людей, которые по личностным характеристикам  равны самому корреспонденту и чьи  интересы он ставит выше собственных. Эти две полярных позиции определяют цели и мотивы журналистского поведения. Цели расходятся по противоположно направленным линиям. В одном случае цель —  от самовыражения (“звездная болезнь”) и самосохранения любой ценой к созданию беспринципной, безответственной прессы, к добровольной ангажированности и личному обогащению. В другом - установление равноправных, партнерских отношений с аудиторией, стремление к совместному поиску истины и решению первоочередных социальных проблем, идеологический плюрализм и взаимопонимание между людьми. От этого выбора зависят тематика и тональность материалов, формы и методы работы с информацией.

Культура социологического мышления выражается в умении переоценивать  свой профессиональный опыт и корректировать гражданскую позицию. Необходимость  вторичной социализации для журналиста диктуется не только изменениями  времени и среды, но и мобильной  сущностью профессии. Социологическое  мышление беспощадно ставит вопрос о  том, кому служить и с какой  целью, какую профессиональную идеологию  исповедовать. Обыденное или тенденциозно-ригидное сознание всегда ищет (и обязательно  находит) ту моральную ширму, за которой  можно спрятать свою совесть, оправдать  любое поведение. Социологическое  мышление, напротив, требует от самосознания журналиста, его Я — концепции  прямых ответов, а не самооправдания.

Социологическое мышление перестраивает  весь внутренний мир журналиста. Оно  приучает сотрудника редакции постоянно  и на базе научных знаний познавать  самого себя, контролировать свое сознание и эмоции, оценивать бессознательные  проявления психики, вырабатывать необходимые  в жизни и труде установки, ценностные ориентации и профессионально-нравственные критерии.

Социологически мыслящий журналист видит предметы “не  так, как он хочет их видеть, а  так, как они есть”.


Информация о работе Культура социологического мышления журналиста