Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:15, творческая работа
Целью работы является исследование концепции структурно-функционального анализа социальных систем Т. Парсонса с позиции правильной интерпретации и понимания сущности его социологии.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи: определить структуру системы общества согласно структурно-функциональной модели общества Т.Парсонса; рассмотреть основные положения структурно-функционального подхода; охарактеризовать функциональные требования, предъявляемые к социальной системе; Описать общую систему действия и ее подсистемы;
ВВЕДЕНИЕ 4
Структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса. 6
Подсистема общей системы действия 14
Роль структурно- функционального анализа Т.Парсонса в социологии. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ 4
Структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса. 6
Подсистема общей системы действия 14
Роль структурно- функционального анализа Т.Парсонса в социологии. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Структуру социальной системы можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли.
Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальной системы функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представление о желаемом типе социальной системы, которая регулируется процессом принятия субъектами действительности обязательств.
Нормы основная функция которых интегрировать социальные системы, конкретно и специализировано применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностных систем, но и содержат конкретные способы ориентации на действительность в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей.
Коллективы принадлежат к числу тех структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая функция. Отбрасывая малочисленные случаи, крайне неустойчивых групповых систем, таких, как толпа, Парсонс считает коллективом только такие, которые отвечают двум критериям:
1) они должны иметь определенный статус членства, так что в целом может быть произведено четкое различие членов и не членов данного коллектива ;
2) внутри коллектива должна быть
дифференциация его членов по
статусам и функциям, так что
от некоторых членов ожидается,
Роль – это такой статусный компонент, который в первую очередь выполняет статусную функцию. С ее помощью определяется класс индивида, который посредством взаимных ожиданий включается в тот или иной коллектив. Поэтому роли охватывают основные зоны взаимопроникновения социальных систем и личности индивида. Какая-то отдельно взятая роль, однако, никогда не станет отличительной конкретного индивида. Отец является особенным отцом только для своих детей, а с точки зрения ролевой структуры своего общества он всего лишь один из категории отцов. Одновременно он также участвует во множестве других видов взаимодействий.
Социальная система состоит из комбинации выше перечисленных структурных компонентов. Чтобы достичь стабильности институцирнализации, коллективы и роль должны руководствоваться конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы институциализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями.
В 60-е годы в структурном функционализме стало обычным положение о социальном конфликте как постоянно воспроизводящемся элементе их структуры и предвестнике структурных изменений. На этой почве возникло даже известное стремление воспользоваться опытом марксистской социологии, давно осознавшей значение противоречий и конфликтов в общественном развитии.
В те же годы широкую известность приобрел эволюционный функционализм, или неоэволюционизм, Т. Парсонса, развивавший старую модель структурной дифференциации Спенсера и Дюркгейма. Поздний функционализм практически совпадал с неоэволюционизмом .
Долгое время продвижение в теории общественного развития осуществлялось на основе и в полемике со старым эволюционизмом. Но, несмотря на все нападки, ведущие принципы эволюционизма продолжают быть организующей идеей во многих функционалистских концепциях социального изменения. В смягченной вероятностной форме или в виде эмпирического обобщения они также принимают предпосылку, что человеческие общества развивались от простых к сложным формам, проходя определенные стадии развития, из которых одни с большей вероятностью должны предшествовать другим в заданных условиях. Так, неоэволюционист Р. Белла, применивший понятие эволюции в исследовании религии, пишет: «Эволюцию на любом системном уровне я определяю как процесс увеличения дифференциации и сложности организации, который наделяет организм, социальную систему или любую возможную единицу анализа большей способностью адаптации к ее окружению, так что она в некотором смысле более автономна относительно своей среды, чем ее менее сложные предшественники. Я не предполагаю, что эволюция неизбежна, необратима или должна следовать по единственному особому направлению. Я также не допускаю, будто простые формы не могут процветать и выживать наряду с более сложными формами. То, что я подразумеваю под эволюцией, есть не метафизическое, но простое эмпирическое обобщение, что более сложные формы развиваются из менее сложных форм и что свойства и возможности более сложных форм отличаются от свойств и возможностей менее сложных форм».
«Неоэволюционное обращение» центральной фигуры позднего социологического функционализма Т. Парсонса породило ряд исследований историко-эволюционного плана, особенно в политической науке, в теории политического развития и модернизации развивающихся стран. К проблемам модернизации бывших «традиционных обществ» в развивающихся странах были широко применены модели структурной дифференциации, комплексно охватывающие экономические, социальные и культурно-символические структуры.
Обобщенными характеристиками традиционного общества на высшем уровне анализа в таких работах обычно называют функциональную и структурную недифференцированность, самодостаточность и автономность социальных единиц, неспециализацию ролей и институтов, связывание, торможение человеческих и материальных ресурсов в так называемых приписных (родственных, этнических и прочих независимых от «личных достижений») группах и т. п.
Т. Парсонс синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета, искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.
Парсонс в своей научной деятельности описал и изучил фундаментальное
теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы. На основе изученного материала можно сказать, что Парсонс исследовал общество на макросоциологическом уровне. Он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.
Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко можно увидеть структурно- функциональный анализ, который явился основным базисом теории Толкотта Парсонса.
Ведущею роль в эволюции общественной
системы Парсонс отводит системе культуры,
поскольку в кибернетической иерархии
она имеет наивысший ранг. Таким образом,
он считает культурно-институциональные
факторы наиболее самостоятельными и
независимыми.
Парсонс считает нормативные элементы
более важными для изменения социальных
систем, чем материальные интересы. Парсонс
придаёт первостепенное значение "общественному
объединению" и трактует это как нормативно-институциональную
систему , в контексте исторического анализа
это понятие.
Развитие системы современных обществ
шло по пути трёх революций: промышленной,
демократической, образовательной. Эти
революции вызвали прогрессивные изменения
в принципиально эволюционном развитии.
Образовательная революция последовала
за промышленной и демократической революциями
и дополнила их. Главным её аспектом является
равенство шансов, которое увязывает успех
с гражданскими правами на свободу и равенство.
В центре этой революции находится – университет.
Поэтому образовательная революция привела
к изменению основ общественного расслоения,
которое опирается не на власть и богатство
как таковое, а является следствием способностей
и образования. Структурный функционализм
выдвигает особую концепцию обоснования
социального неравенства. Социальная
структура является результатом процесса
горизонтальной и вертикальной дифференциации
в общественных системах в ходе их эволюционного
развития. Она является выражением определённого
уровня эволюции, типа общества и его функциональных
требований.
В заключении хотелось отметить критическое
отношение Парсонса к
своей теории и неприемлемости некоторых
его постулатов к современности. Для его
теории были характерны абстракция и формализм.
Парсонс это связывал с развитием современных
обществ, особенно с тенденциями американского
общества, и считал, что его теоремы могут
предложить альтернативную интерпретацию
этих явлений. Он объясняет изменение
в отношении к религиозным организациям
не секуляризацию и падение религиозности,
а как дифференциацию; он также признаёт
за масс-медиа интегративную функцию,
в то же время негативно оценивает массовую
культуру.
После двух десятилетий резкой критики
и отрицания в конце 80-х гг. вновь появился
интерес к теории Парсонса, отчасти с узко
исторической точки зрения, отчасти с
намерением модифицировать и развить
дальше его теорию.
На сегодняшний день большинство ведущих
социологов мира признают большую роль
Парсонса и его теорий на формирование
социологии как науки в целом.
1. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: АспектПресс, 1997.
2. Андреева Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология. М., 1965.
3. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологическом теории. Л., 1964.
4. Здравомыслов А. Г. Функционализм и его критика // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Инфбюл. ССА. М., 1968. №6
5. Социология:Учебник для вузов
/ Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. 3-е изд. М.,2004.
6. Парсонс Т. О структуре социального действия,
М.: Академический проект, 2002.
7. Кравченко А.И. Социология:Учебник. -М.,2004.
Информация о работе Концепция структурно-функционального анализа социальных систем (Т. Парсонс)